Социальное рыночное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешенная экономика. Однако, прежде чем прийти к такому варианту рыночные отношения прошли разные исторические этапы, и в разных странах складывались с определенной особенностью.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 175.43 Кб (Скачать файл)

1ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ТОВАР И ДЕНЬГИ

Товарное  производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Простое товарное производство, возникает с появлением общественного труда. Цель товарного производства – получение прибыли. При товарном производстве действуют товарно-денежные отношения, это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Товар – это  конечный продукт деятельности предприятия, который подлежит продаже с целью  получения прибыли.

Деньги –  это мера стоимости определенного  товара или услуги.

Необходимость денег вызвана товарным производством. Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость  денег во всех экономических формациях.

Общая причина  возникновения денег – общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут  существовать без товарного производства.

Частные причины  объясняют необходимость денег  в конкретной общественно-экономической  формации.

Частные причины:

1) непосредственный  труд каждого производителя является  частным трудом. Общественное признание  труда возможно только через  обмен, таким образом: общественный  характер труда скрыт, т.е. деньги  необходимы для соизмерения затрат  на создание продукта;

2) неоднородностьтруда,обусловливающая распределение материальных благ в зависимости от затрат человека;

3) уровень развития  производительных сил предопределяет  распределение материальных благ  по затратам энергии;

4) наличие разных  форм собственности на средства  производства и продукты труда;

5) стремление  людей потреблять максимальное  количество благ;

6) наличие международного  разделения труда, международных  экономических связей, требующих  эквивалентного обмена продуктами  труда между странами. Сущность  денег раскрывается через формы  ее проявления:

1) деньги как всеобщий эквивалент товаров.

Деньги –  товар особого рода, который имеет  внутреннюю стоимость, и через этот товар измеряется стоимость;

2) потребительная стоимость – форма проявления стоимости, заключенной в товаре, находящемся в относительной форме стоимости;

3) деньги как форма всеобщей обмениваемости.

Одной из черт, характеризующих  сущность денег, является их всеобщая непосредственная обменивае-мость на все другие товары. (Товар – это продукт на продажу, имеет потребительную стоимость, проявляющуюся в денежной форме – стоимости). Это свойство проявляется во всех формациях, но характеризуется в зависимости от сфер применения денег. В условиях рыночного хозяйства данная черта достигает своего апогея. Рабочая сила превращается в товар. Предметом купли-продажи становятся на только продукты труда, но и природные богатства, моральные качества человека. В социалистическом обществе сфера применения денег сужается;

4) кредитный характер  денег. В современных условиях деньги имеют кредитный характер, что проявляется в том, что деньги выпускаются, во-первых, в процессе кредитных операций, во-вторых, представляют собой кредитные операции государства. Деньги выпускают в оборот на нужды кредитования народного хозяйства, а не на цели покрытия бюджетного дефицита.

2. СУЩНОСТЬ  И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОГО  ПРОИЗВОДСТВА

Сущность  товарного производства. Товарное производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Цель товарного производства – получение денежной прибыли. При товарном производстве возникают товарно-денежные отношения. Это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Одни вещи и  блага люди и предприятия производят для собственных нужд, другие предназначаются  для обмена, продажи. Такое различие имеет важное значение. Те блага, которые производятся для того, чтобы их продать (обменять), можно назвать товаром. Деньги же – это какие-то ценности, которые признаются в обществе и на которые можно приобрести любой товар.

Причины возникновения товарного  производства. В эпоху первобытности товар обменивался на товар. Иногда так поступают и сегодня. Это называется бартер. Но такой обмен удобен только в отдельных случаях. Ведь часто нужная тебе вещь есть у того, кому твоя ни к чему. Иногда продавцу вообще не требуется никакой товар, так как он просто хочет сберечь деньги. И уже с древности стали выделяться наиболее ходовые блага, которые играли бы роль стоимости, позволяя измерять ценность остальных. В такой роли выступали шкуры, зерно, куски металла, скот. Так, деньгами стали драгоценные металлы и медь, из которых позже начали чеканить монеты. По мере того как росли объемы торговли и дальность расстояний, возникло немало сложностей с перевозкой и охраной денег. Так постепенно родились банки, бравшие на сохранение деньги, и кредит, когда владелец давал их взаймы за определенное вознаграждение. Но требовалась мера в их производстве, чтобы они не обесценились и не привели к росту цен. Денежное обращение все усложнялось: вместо наличных денег часто выписывают чеки, которые можно предъявить в банк.

Итак, товарное хозяйство немыслимо без денег  в самом разном виде, возможности  взять в кредит, чтобы получить от этого выгоду, и т.п. Что же оно  представляет собой? Коротко говоря,товарное производство предполагает, что большинство различных благ производится для продажи (обмена, на заказ). А все недостающее такой производитель приобретает сам на рынке, в магазине и т.п. Такая экономика существенно отличается от натурального хозяйства, при котором большинство необходимого производится внутри какой-то хозяйственной единицы.

Почему товарное хозяйство вытеснило натуральное? Во-первых, число товаров так возросло, что никому не под силу их создавать  самому. Во-вторых, стало ясно, что  тот, кто специализируется на производстве небольшого числа вещей, делает их быстрее, качественнее, дешевле. В-третьих, люди поняли, что и внутри предприятия  следует разделить труд, а затем  стали появляться и машины, предназначенные  для отдельных операций. В-четвертых, выгоднее отделить производство от продажи, перевозки, рекламы. Поэтому в обществе постоянно растут потребности и происходит разделение труда.

Конечно, и товарное производство имеет свои недостатки. Многие нужные вещи обществу не находят  покупателя. Приходится бороться с  торговлей запрещенными товарами и  услугами, например наркотиками, и т.п.

3. СТОИМОСТЬ,  ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, ЗАКОН  СТОИМОСТИ

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Но, для того чтобы стать товаром, продукт должен обладать двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью. Способность удовлетворять общественную потребность, быть полезной людям – это потребительная стоимость. Человек трудится ради удовлетворения потребностей, поэтому потребительная стоимость – вечная категория, но она тоже развивается и изменяется. Как потребительные стоимости все товары различны, и, чтобы обменять одну вещь на другую, нужно, чтобы они обладали общей чертой – имели стоимость.

Каждый товар  носит двойственный характер. С одной  стороны, он выступает как потребительная стоимость, с другой – он есть результат  человеческого труда,т.е. обладает стоимостью.Единство потребительной стоимости и стоимости противоречиво – это внутреннее противоречие товара, заключающееся в том, что как потребительные стоимости все товары разнородны и несоизмеримы, как стоимости они однородны и соизмеримы. Один и тот же товар не может использоваться одним человеком как стоимость и потребительная стоимость. Для производителя товар, т.е. вещь, которую он произвел для продажи, прежде всего стоимость – средство обмена на другой товар, на другую потребительную стоимость. Покупатель же приобретает вещь не потому, что она имеет стоимость, а потому, что она обладает потребительной стоимостью,способна удовлетворять его потребности. Следовательно, хотя в товаре стоимость не может существовать без потребительной стоимости и наоборот, но, находясь у конкретного человека,товар как бы теряет одно из этих свойств, оно отрицается.

Информация о работе Социальное рыночное хозяйство