Социально-экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:00, статья

Описание работы

В статье рассматривается современное состояние дэкономических проблем и значение социально-экономического развития в формировании здоровья населения региона.
Современный подход к оценке общественного развития базируется на комплексном восприятии таких ее элементов, как экономика, социальная сфера, популяция.

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 145.82 Кб (Скачать файл)

Финансирование инвестиций за счет заемных средств в 2011 году увеличилось на 5,8%, тогда как в 2010 году было сокращение в размере 22,4%. Наблюдается относительно небольшое увеличение заемного капитала из-за их высокой стоимости. Однако необходимо отметить, что положительное изменение показывает постепенное оправление предприятий секторов экономики от шоков предыдущего кризиса.

Несмотря на то, что казахстанские банки существенно нарастили ликвидность в период кризиса, надежных заемщиков в экономике с их точки зрения, пока мало. Прорыв в отношениях между банками и реальным сектором экономики следует ожидать по мере упрочения тенденции роста в ее отраслях, и экономики в целом.

Внешнеторговый оборот сложился в объеме 129,7 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 88,5 млрд. долл. США, импорт – 41,2 млрд. долл. США. Экспорт увеличился к объему 2010 года на 43,7%, импорт на 25,2% соответственно. Опережающий рост объема экспорта над импортом, а также значительный рост экспортных цен по сравнению с импортными, говорит об улучшении внешнеторговой конъюнктуры для Казахстана, это заметно улучшает Платежный баланс страны.

Торговый баланс Казахстана в 2011 году по данным Национального Банка сложился с профицитом в размере 47,2 млрд. долл. США. Несмотря на возрастающий чистый отток капитала по оплате труда и инвестиционным доходам.

Экономика Казахстана в 2012 году продолжает развиваться под воздействием нарастающих кризисных явлений в мировой экономике, обусловленных обострением долговых проблем стран еврозоны, сохраняющимся высоким уровнем безработицы в США и замедлением развития экономики Китая, который является одним из основных торговых партнеров страны.

Несмотря на неопределенность и нестабильность развития внешнеэкономической конъюнктуры с начала 2012 года в экономике страны наблюдается положительная динамика. По предварительной оценке прирост ВВП за январь-июнь текущего года составил 5,6%. Ключевым внутренним фактором, позволившим обеспечить благоприятные темпы роста экономики, является увеличение спроса на потребительском рынке за счет роста потребления государственного и частного секторов.

Одним из источников внутреннего спроса и поддержания инвестиционной активности в экономике явились расходы государственного бюджета. В январе-мае 2012 года затраты государственного бюджета составили 2287,2 млрд. тенге и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 22%.

В отчетном периоде отмечается увеличение потребительского спроса, о чем свидетельствует рост розничного товарооборота. За январь-июнь2012 года розничный товарооборот в реальном выражении вырос на 12,6% (1925,6 млрд. тенге) к соответствующему периоду прошлого года.

Расширению потребительского спроса способствуют рост доходов населения и заработной платы. В январе-мае 2012 года среднедушевой номинальный денежный доход составил 240,7 тысяч тенге и возрос на 15,1% в номинальном выражении. Среднемесячная номинальная зарплата выросла на 17,2 % и составила 95,7 тыс. тенге. Реальные доходы населения выросли за период на 9,6 %, реальная заработная плата – на 11,7 %.

В январе-июне 2012 года объем инвестиций в основной капиталсоставил 2030,4 млрд. тенге, что на 3,1% превышает уровень января-июня 2011 года.

Начиная со второго квартала текущего года, отмечается устойчивая тенденция роста объемов кредитования экономики. На конец мая текущего года объем кредитов, выданных банками второго уровня секторам экономики, составил 9167,4 млрд. тенге и возрос по сравнению с началом года на 4,4%.

С начала года наблюдается благоприятная тенденция развития инфляционных процессов в стране. Так по сравнению с июнем прошлого года цены на потребительские товары и услуги на конец июня 2012 года увеличились на 4,9%, что ниже запланированного инфляционного коридора в 6%-8% на 2012 год.

Рост казахстанского экспорта товаров на внешние рынки с начала года характеризовался поступательным трендом увеличения. За январь-июнь 2012 года экспорт товаров составил 47,2 млрд. долл. США и увеличился на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Положительное сальдо внешнеторгового баланса страны возросло на 5,3% и составило 25,3 млрд. долл. США.

Снижение объема валовой продукции сельского хозяйства в январе-июне 2012 года составило 6,3% к аналогичному периоду 2011 года. Ожидается, что в силу природно-климатических условий, характеризующихся продолжительной жарой и отсутствием осадков, на фоне высокой урожайности прошлого года, в аграрной отрасли страны произойдет сильный спад.

Основным локомотивом положительного роста промышленности стала обрабатывающая промышленность, рост которой в январе-июне 2012 года составил 4,4% к аналогичному периоду 2011 года. При этом, горнодобывающая промышленность страны с начала 2012 года не достигла объемов производства аналогичного периода прошлого года, продемонстрировав незначительный спад в 0,2%.

В первом полугодии 2012 года другим положительным фактором, благоприятно воздействующего на рост ВВП страны, явилось динамичное развитие производства услуг, рост в данном сегменте экономики составил 8,9% к январю-июню 2011 года. Благоприятный рост производства услуг был обеспечен за счет значительного увеличения объемов розничной торговли (12,6%), транспортно-коммуникационной сферы (7,3%), а также за счет услуг, оказываемых в сегменте информации и связи (12,8%).

Сжатие внешнего спроса требует адекватных мер реагирования для акцентирования роста за счет внутренних источников для чего, на сегодняшний день уточнены параметры бюджета на 2012 год в сторону увеличения инвестиционных расходов. Также планируется начало реализации крупных индустриальных проектов по поручению Главы государства, которые предусматривают дополнительные капитальные вложения, способствующие повышению занятости и активности в связных отраслях экономики. Отмеченные меры будут оказывать превентивное воздействие на возможные негативные тенденции в мировой экономике.

ВВП в реальном выражении в текущем году, по оценке, может составить 5,8% к прошлогоднему уровню. Основными факторами прироста ВВП в 2012 году будет внутренний спрос: конечное потребление и валовое накопление. Конечное потребление в 2012 году предположительно возрастет на 12,1%, валовое накопление основного капитала - 3,3%.

Планируемые объемы инвестиций для модернизации экономики способствуют увеличению спроса на импорт, темпы прироста которого в реальном выражении превысят объемы экспорта. В результате в 2012 году ожидается незначительный положительный вклад чистого экспорта в рост экономики.

Экспорт товаров в стоимостном выражении в 2012 году, по оценке, составит 97,7  млрд. долл. США, импорт - 48,4 млрд. долл. США.

Инфляция по итогам года сложится в рамках прогнозируемого коридора 6,0-8,0%, для чего будет продолжена реализуемая скоординированная антиинфляционная политика Правительства и Национального Банка.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2012 года № 961 утвержден План мероприятий по реализации поручений Главы Государства, данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда».

В среднесрочном периоде социальная модернизация будет осуществляться по пяти направлениям:

1) обновление социального  законодательства;

2) формирование эффективной  модели социально-трудовых отношений;

3) казахстанский стандарт  качества жизни;

4) информационно-культурная  составляющая социальной модернизации;

5) эффективная система  государственного управления социальными  процессами.

Будут разработаны Общенациональная концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года и Общенациональный план социальной модернизации на период до 2016 года.

В целях определения эффективности социального законодательства на среднесрочную перспективу будет проведена инвентаризация национального законодательства в социальной сфере, и разработан проект Концепции его реформирования.

Будут разработаны предложения по внедрению минимальных социальных стандартов и гарантий и повышению эффективности системы государственного управления социальными процессами.

 

Занятость

Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной занятости - основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.

В рамках Программы занятости 2020 будут финансироваться мероприятия по обучению, переобучению и содействию в трудоустройстве, развитию предпринимательства на селе через обучение бизнес-навыкам и предоставление микрокредитов, обеспечение мобильности трудовых ресурсов, а также по обеспечению занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов в сельских населенных пунктах со средним или высоким потенциалом социально-экономического развития.

Следующей важной задачей является формирование эффективной модели трудовых отношений. Эта работа будет включать в себя вопросы развития сферы занятости, создания национальной системы профессиональных квалификаций, а также профилактики, предупреждения и регулирования трудовых конфликтов.

 

Социальное обеспечение

 

Основные направления в сфере социального обеспечения в среднесрочном периоде будут ориентированы на создание системы социальной защиты, основанной на адресности и эффективности, исключающей иждивенчество.

Многоуровневая система социального обеспечения будет соответствовать современным стандартам и уровню жизни в Казахстане. Повышение базовых социальных выплат, последовательное увеличение пенсионных выплат, расширение охвата населения социальным страхованием будут способствовать формированию единой системы социальной поддержки уязвимых категорий населения.

Так к 2015 году размер базовой пенсионной выплаты планируется довести до уровня 60% от величины прожиточного минимума, а размеры государственных социальных пособий увеличить не менее чем в 1,2 раза к уровню 2010 года.

Кроме того, к 2015 году пороговый уровень оказания адресной социальной помощи повысится до 60% от величины прожиточного минимума, при этом удельный вес трудоспособного населения в составе получателей адресной социальной помощи снизится до 30%.

В итоге доля населения, с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2015 году должна быть не выше 6%, что будет демонстрировать положительные моменты в обеспечении социального благополучия населения.

В целях развития механизма социализации граждан, относящихся к категории социально уязвимого населения, будет рассмотрен вопрос о разработке специального закона «О социальных рабочих местах».

Будут проработаны вопросы о законодательной регламентации:

-компенсаций родителям  части расходов по оплате пребывания  детей в детских садах, в зависимости  от их числа в семье;

-предоставления женщинам, возобновляющим работу после  отпуска по уходу за ребенком, возможности повысить квалификацию  и получить новую востребованную  специальность за государственный  счет;

-внесения в Налоговый кодекс РК положения о льготах по подоходному налогу для многодетных семей и другие.

 

Улучшение условий жизни населения

 

С целью обеспечения комфортных условий проживания населения будет продолжена реализация Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан  (далее - Программа ЖКХ).

Реализация Программы будет осуществляться через обеспечение содержания жилищного фонда с использованием ресурсосберегающих технологий, снижение эксплуатационных затрат, развитие инвестиционного потенциала и привлечение частного капитала.

В целях финансового обеспечения вышеуказанных мероприятий разработана схема возвратного финансирования капитального ремонта и термомодернизации объектов кондоминиума.

Малообеспеченным категориям граждан будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов за капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт.

За счет обеспечения содержания жилищного фонда и специальных механизмов совместного финансирования доля объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта, снизится с 32% до 22% к 2015 году и до 12% к 2020 году.

Информация о работе Социально-экономическое развитие