Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:00, статья
Описание работы
В статье рассматривается современное состояние дэкономических проблем и значение социально-экономического развития в формировании здоровья населения региона. Современный подход к оценке общественного развития базируется на комплексном восприятии таких ее элементов, как экономика, социальная сфера, популяция.
Положительный рост в торгуемых
секторах и повышающихся бюджетных расходов
на социальные сектора экономики в 2013-2017
годы обеспечит увеличение объемов производства
услуг в экономике. Производство услуг
в 2013-2017 годы будет расти темпами в среднем
7,4%.
Внутренняя потребительская
активность будет способствовать росту
услуг торговли, темпы прироста которых
в среднем составят 11,6% в 2013-2017 годы.
Рост производства продукции
промышленности и селького хозяйства
увеличат объемы перевозки грузов по экспортным
и внутренним направлениям, увеличив в
среднем физический объем ВДС отрасли
транспорт и складирование на 7,4% в прогнозируемом
периоде.
Среднегодовой прирост услуг информации
и связи в 2013 – 2017 годах по прогнозам
сложится на уровне 7,0%.
Низкие темпы роста мирового
спроса на основные товарные составляющие
казахстанского экспорта в сравнении
с докризисными периодами, в тоже время,
ожидаемое расширение внутреннего спроса,
наряду с принимаемыми мерами по реализации
внешнеторговой политики будут способствовать
увеличению объемов внешней торговли.
Внешнеторговый оборот в 2013
– 2014 годы будет расти средними темпами
в среднем в 4,6% и в последующие годы ускорится
в среднем до 9,4%.
Экспорт товаров в стоимостном
выражении в 2013 году, по оценке, снизится
на 1,7% к предыдущему периоду, в то время
как, в 2014 году ожидается незначительный
рост в 0,7%. С 2015 по 2017 годы в результате
ожидаемого увеличения физического объема
экспорта нефти будет расти темпами в
среднем 6,4% ежегодно.
Ввиду неопределенности развития
внешнеэкономической конъюнктуры в краткосрочной
перспективе, в 2013-2014 годах Национальным
Банком предполагается снижение сальдо
текущего счета к уровню 2012 года, как в
абсолютном выражении, так и относительно
к ВВП. В 2015-2017 годах ожидается рост текущего
счета с 3 до 6 млрд. долл. США соответственно.
При этом среднегодовая величина сальдо
текущего счета в прогнозируемом периоде
ожидается в пределах 1,4% к ВВП.
Рисунок 6
* прогноз Национального
Банка Республики Казахстан
Прогнозируемые параметры платежного
баланса совместимы с параметрами денежно-кредитной
политики и параметрами макроэкономического
развития страны на среднесрочный период.
Ожидаемый потребительский
и инвестиционный спрос в экономике будет
способствовать увеличению импорта товаров
с 56,3 млрд. долларов в 2013 году до 92,3 млрд.
долларов в 2017 году.
В целях модернизации социального
сектора будет продолжена реализация
мер по улучшению качества услуг образования
и здравоохранения, снижению уровня безработицы
и бедности.
Уровень безработицы
сохранится на достаточно низком уровне
с 5,7% в 2013 году до 5,3% в 2017 году.
Прогноз показателей социально-экономического
развития на 2013 – 2017 годы представлен
в приложении 1.
Приоритеты расходов
бюджета на 2013 – 2015 годы
С учетом поставленных Главой
государства задач в Послании народу Казахстана
«Социально-экономическая модернизация
– главный вектор развития Казахстана»
основными приоритетами расходов бюджета
на 2013-2015 годы будут являться:
1. Повышение занятости
населения
Для повышения доходов населения
путем содействия устойчивой и продуктивной
занятости продолжится реализация Программы
занятости 2020 в полном объёме.
В рамках Программы занятости
2020 будут финансироваться мероприятия
по обучению, переобучению и содействию
в трудоустройстве, развитию предпринимательства
на селе через обучение бизнес-навыкам
и предоставление микрокредитов, а также
обеспечение мобильности трудовых ресурсов.
2. Обеспечение
населения доступным жильем
Для обеспечения населения
доступным жильем, в первую очередь молодых
семей, новое направление получит развитие
жилищного строительства.
Строительство доступного жилья
будет осуществляться по новой программе
«Доступное жилье-2020». В рамках Программы
государственная поддержка будет оказываться
по следующим основным направлениям:
- Жилье для очередников
местных исполнительных органов.
- Жилье по линии АО «Жилстройсбербанк»:
- для
всех категорий населения;
- для
молодых семей.
- Жилье АО «Ипотечная
организация «Казахстанско-ипотечная
компания)».
- Ремонт жилищного фонда
по Программе модернизации в
Республике Казахстан на 2011-2020 годы
(вторичное жилье).
- Жилье в рамках пилотных
проектов по сносу аварийного жилья.
- Строительство индивидуального
жилья.
- Строительство инженерно-коммуникационной
инфраструктуры.
- Строительство жилья
в рамках Программы занятости
2020.
- Строительство жилья
АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына».
3. Региональное
развитие
Начнется реализация Программы
развития моногородов, которая будет направлена
на диверсификацию экономики моногородов.
Ежегодно на развитие моногородов будут
выделяться трансферты из республиканского
бюджета для активного развития в таких
городах предпринимательства, повышения
мобильности трудовых ресурсов, реализации
инвестиционных проектов.
Другим направлением регионального
развития станет реализация Программы
развития городских агломераций. В рамках
Программы будут приниматься меры по развитию
агломераций вокруг городов Астана, Алматы,
Актобе, Актау и Шымкент, которые станут
центрами экономического роста.
В области развития местного
самоуправления будут создаваться финансово-экономические
условия для реализации в полном объеме
полномочий по решению вопросов местного
значения. В рамках Программы «Развитие
регионов» будет финансироваться местное
самоуправление для развития инфраструктуры
и благоустройства сел.
Также в рамках реализации Программы
«Развитие регионов», «Стратегического
плана устойчивого развития города Астаны
до 2030 года», «Комплексного плана социально-экономического
развития населенных пунктов, прилегающих
к городу Астане, на 2011 – 2014 годы» планируется
реализация проектов, направленных на
повышение конкурентоспособности регионов
через развитие инфраструктуры, социальной
сферы, модернизацию ЖКХ.
4. Качественный
рост человеческого капитала
В целях дальнейшей модернизации
социальной сферы в первоочередном порядке
будет осуществляться финансирование
мероприятий Государственной программы
развития здравоохранения «СаламаттыҚазақстан»,
Программы развития образования Республики
Казахстан, Программы «Балапан».
В сфере здравоохранения одним
из приоритетов станет реализация программы
развития онкологической помощи в Республике
Казахстан. В рамках Программы будут приниматься
системные меры на всех этапах оказания
медицинской помощи, включающие повышение
онконастороженности населения, раннюю
и своевременную диагностику, новые эффективные
методы лечения.
Для развития передовых медицинских
технологий и подготовки высококвалифицированных
кадров планируется создание мощного
Национального научного онкологического
центра и госпиталя будущего.
Также будут финансироваться
мероприятия по развитию материально-технической
базы физической культуры и спорта.
Продолжится дальнейшее развитие
социальной инфраструктуры (детских садов,
школ, больниц, поликлиник), сети Назарбаев
интеллектуальных школ, колледжей мирового
уровня холдинга «Кәсіпқор», межрегиональных
центров по подготовке и переподготовке
кадров.
5. Улучшение условий
жизни населения.
В рамках данного направления
приоритетным станет реализация Программ
модернизации жилищно-коммунального хозяйства
Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы,
«Жасыл даму» на 2010 – 2014 годы, «АқБұлақ»
на 2011 – 2020 годы, направленных на улучшение
жилого фонда, обеспечение населения качественной
питьевой водой, развитие систем водоснабжения
и водоотведения.
Кроме того, будут финансироваться
мероприятия по повышению доступности
и качества государственных услуг населения
путем дальнейшего перевода их предоставления
в электронный формат.
6. Индустриально-инновационное
развитие
Реализация Государственной
Программы по форсированному индустриально-инновационному
развитию на 2010-2014 годы останется главным
инструментом дальнейшей диверсификации
и модернизации экономики.
В рамках Программы начнется
реализация таких крупных инвестиционных
проектов в сфере высокого передела сырьевых
ресурсов и инфраструктуры, как строительство
первого модуля Балхашской ТЭС, двух новых
железнодорожных линий «Жезказган-Бейнеу»
и «Аркалык-Шубарколь», газоперерабатывающего
завода на Карачаганакском месторождении,
газопровода для газификации центрального
Казахстана, нефтехимического и газохимического
комплексов в Атырауской области.
Кроме того будут приоритетно
финансироваться мероприятия программ,
принятых в реализацию Государственной
программы по форсированному индустриально-инновационному
развитию, в том числе «Производительность
2020», «Дорожная карта бизнеса 2020», отраслевые
программы, включая обеспечение экономики
энергетической, транспортной и газовой
инфраструктурой, создание специальных
экономических зон.
Важное внимание будет уделяться
финансированию мероприятий по поддержке
агропромышленного комплекса.
Для диверсификации аграрного
сектора экономики продолжится реализация
Программы по развитию агропромышленного
комплекса до 2014 года. В рамках программы
будут приниматься меры по расширению
доступа фермеров к финансированию, реализации
проекта по развитию мясного животноводства,
а также развитию кормопроизводства и
отгонного животноводства.
7. Одним из
важнейших приоритетов бюджетных
расходов будет являться выполнение
социальных обязательств государства
в полном объеме.
Кроме того, приоритетным
станет реализация мер по укреплению
обороноспособности, национальной
безопасности, правопорядка и мер
предупреждений и ликвидации
чрезвычайных ситуации.
По итогам проведения переаттестации
сотрудников правоохранительных органов
будут приняты меры по повышению денежного
довольствия и расширению их социального
пакета.
К приоритетным направлениям
расходования средств местных бюджетов
отнесены проекты в сфере образования,
здравоохранения, водообеспечения, газификации,
природоохранных мероприятий, строительства
жилья, объектов социального обеспечения,
культуры и спорта.
Основные приоритеты
бюджетной инвестиционной политики (в
том числе бюджетные инвестиции).
Бюджетная инвестиционная политика
на предстоящий период будет направлена
на реализацию целей и задач, определенных
в стратегических и программных документах
и поручениях, данных Главой государства
в посланиях народу Казахстана «Социально-экономическая
модернизация – главный вектор развития
Казахстана».
Приоритетными будут отрасли,
которые создают интеллектуальную и инфраструктурную
основу для социально-экономического
развития страны. Наибольшее значение
будет иметь создание базы для реализации
долгосрочных задач государства, логическое
продолжение и завершение инициатив государства
по созданию социальной, индустриально-инновационной
инфраструктуры и повышению качества
государственных услуг населению.
В среднесрочной перспективе
ключевыми направлениями бюджетных инвестиций
государства станут:
1. Модернизация
социальной сферы
В рамках данного направления
будет осуществляться финансирование
мероприятий Государственной программы
развития здравоохранения «Саламаты Қазақстан»
на 2011-2015 годы и развития образования РК,
Программы по обеспечению детей дошкольным
воспитанием и обучением «Балапан» на
2010-2014 годы, Программы занятости 2020.
В сфере образования продолжится
работа по расширению сети дошкольных
организаций, увеличению сети Назарбаев
интеллектуальных школ, по ликвидации
аварийных и трехсменных школ за счет
строительства новых школ.
Кроме того, будут финансироваться
мероприятия по расширению сети общежитий
высших учебных заведений.