Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа
Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики, модели социально-ориентированной экономики, задачи и предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Исследование социальной экономики"
"Социально-ориентируемое рыночное хозяйство, сущность, основные признаки"
2010 г.
Введение
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.
Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики, модели социально-ориентированной экономики, задачи и предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
1. Теоретические основы социально-ориентированной экономики
1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики
Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась появлением концепций социального государства, суть которых сводится в общем виде к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.
Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века, социальные реформы привели в итоге к утверждению новой концепции, в соответствии с которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан.
Теоретические основы социального рыночного хозяйства были заложены в рамках концепции ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бемом, Л. Эрхардом. Принципиально отличие теории социального рыночного хозяйства от иных направлений экономической мысли заключается в том, что предмет деятельности экономических субъектов, в том числе и государства целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социального рыночного хозяйства, созданная в рамках ордолиберализма, основывается, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества всеобъемлющая конкуренция и система договорных отношений.
Позднейшая модификация ордолиберальной модели социального рыночного хозяйства А. Мюллером Армаком ориентирована на более активную роль государства в экономической жизни общества.
В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
а) достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50%);
б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;
в) стремление к развитию социального партнерства;
г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.
К общим чертам социального рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие:
социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.
К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся:
экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.
Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.
Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.
Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.
Для социального рыночного хозяйства характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др.
1.2 Модели социально-ориентированной экономики
Выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов.
Наиболее интересными являются германская и шведская модели.
Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:
1. Достижение максимально высокого благосостояния
а) благодаря установлению порядка конкуренции;
б) благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;
в) благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать;
г) благодаря обеспечению свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики.
2. Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен.
а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;
б) благодаря стабильности государственного бюджета;
в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.
3. Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества
а) за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;
б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;
в) за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п.
Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.
Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики:
а) Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции;
Информация о работе Социально-ориентируемое рыночное хозяйство, сущность, основные признаки