Социально-ориентируемое рыночное хозяйство, сущность, основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики, модели социально-ориентированной экономики, задачи и предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.

Файлы: 1 файл

Социально-ориентируемое рыночное хозяйство, сущность, основные признаки.rtf

— 307.16 Кб (Скачать файл)

Во-первых, либерализация экономики: внедрение рыночных регуляторов, сокращение государственного участия и патронажа в хозяйственной жизни, расширение форм внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций, стабилизация валютного режима;

Во-вторых, формирование основ многоукладной экономики: создание условий для функционирования частного сектора, внедрение рыночных моделей поведения хозяйствующих субъектов, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение условий для развития полноценной рыночной конкуренции;

В-третьих, развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры: в соответствии с международными стандартами модернизируется двухуровневая банковская система, создаются инвестиционные и страховые компании, биржи и аудиторские фирмы;

В-четвертых, создание относительно равновесного потребительского рынка;

В-пятых, финансовая стабилизация и финансово-экономические преобразования в социальной сфере: снижение уровня и темпов инфляции, наращивание золотовалютных резервов, снижение дефицита бюджета, передача финансовой нагрузки с центрального на местные бюджеты, повышение качества оказываемых услуг, внедрение и развитие новых экономических конкурентных отношений в деятельности субъектов социальной сферы, расширение внебюджетных источников и объемов финансирования.

В-шестых, государственное регулирование процессов человеческого развития. Несмотря на эффективные с экономической точки зрения результаты жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, параметры человеческого измерения в переходный период ухудшаются. Актуализируется проблема обеспечения социальной безопасности.

В-седьмых, создание эффективной системы социальной защиты. Согласно классификации Всемирного Банка, ключевыми критериями эффективности реформ являются: объективно определяемый экономический рост и наличие эффективной системы социальной защиты. Жизнеспособность экономической стратегии государства, ее «легитимность» и поддержка ее обществом также зависят от ликвидации проблем бедности и стабильности такого экономического показателя, как уровень жизни населения, отражающего результативность государственной политики.

Безусловно, для решения всех этих задач важное значение имеет опыт различных моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Но слепо перенимать тот или иной образец социально-экономического развития, неправомерно хотя бы потому, что экономики других стран находятся, образно выражаясь, в различных «весовых» категориях. Поэтому изучение опыта позволяет осуществить политический выбор того или иного экономического подхода для стратегического решения проблемы преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений, тех или иных инструментов и методов в решении отдельных задач и целей. Так, например, в германской модели привлекателен опыт формирования страховых фондов в основном за счет работодателей, развитой системы социального партнерства. В англосаксонской модели - высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. В средиземноморской модели - адресность социальной политики. В скандинавской - приоритетность социальной политики в общественном развитии.

В целом социальные модели являются моделями социальной сферы как целостной системы. В то же время в мировой практике социально-экономического развития помимо социальных моделей, дающих целостное представление о развитости общества в целом и его социальной сферы, выделяют различные социальные модели системных элементов (отраслей) этой сферы. Это связано с тем, что, являясь сложной системой, она не имеет единого обобщенного показателя, выражающего ее состояние. Развитость и устойчивость ее определяют по состоянию системных элементов, к которым относятся образование, здравоохранение, культура, такие системообразующие процессы, как социальная защита, пенсионное обеспечение, распределение доходов и др.

Социальная защита населения - важнейшее направление социальной политики государства, т. к. при переходе к рыночной экономике в государстве происходят значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности.

Во многом ее реализуют за счет политики распределения доходов. Здесь действует закономерность, что трудовая мотивация во многом зависит от соотношения в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

В рассмотренных ранее экономических моделях социальной сферы проявляются определенные различия в распределении доходов, что целесообразно учесть в практике:

- для континентальной модели характерно формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости;

- английская модель предусматривает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний, организаций в оказании социальных услуг;

- скандинавская модель известна как образец социально-ориентированной экономики, социальное благосостояние является целью экономической деятельности государства, которое ведет активную социальную политику и играет основную роль в финансировании соответствующих расходов;

- в японской модели особое значение в государственном регулировании имеет равенство. Механизм отлаженной компенсации предусматривает резкий рост размеров выходного пособия после достижения пятидесятилетнего возраста и увеличение выигрыша на налогах после достижения двадцатилетнего возраста;

- американская модель всемерно поощряет предпринимательскую инициативу, а для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Формируются две независимые ветви социального обеспечения: государственная и частная.

 

 

Заключение

 

Социальное рыночное хозяйство - это форма организации экономики, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка, государственного регулирования экономики, а также общественных институтов и гарантирующая социально-экономическую стабильность в обществе.

Концепция социального рыночного хозяйства разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. В практику концепцию социального рыночного хозяйства внедрил Л. Эрхард.

Авторы социального рыночного хозяйства предполагают, что данная модель - это так называемый «третий путь». Он проходит между диким, лишенным экономического порядка, рынком и командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна обеспечить свободное, эффективное, стабильное положение в обществе и экономике.

Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.

Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.

Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

 

 

Список литературы

 

1. Алексеев Ю. «Ностальгия по будущему» // «Мысль», 2010.

2. Кондрашова Т.К. «Государство на различных этапах трансформации командно-административной системы в социальное рыночное хозяйство» // «Вестник московского Университета», №2, 2009.

3. Мюрдаль Г. «Мировая экономика. Проблемы и перспективы». - Москва. -1958.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2 т.: Перевод с английского 11-го изд. Том I. - М.: Республика, 1992. - 399 с.: табл., граф.

5. Менкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Издательство МГУ, 1994.

6. Политическая экономия / Под ред. В.В. Радаева - М.: Издательство МГУ, 2009. -414 с.

7. Политическая экономия.: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. М.: Издательство МГУ, 2008. - 407 с.

8. «Рыночная экономика: 200 терминов». - Москва: издательство «Политиздат», 1991.

9. Сожкина И.А., Чибриков Г.Г. «Основы экономической теории».-Москва: издательство «Экономика», 1995.

10. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории».-Киров: издательство «АСА», 2007.

11. Эрхард Л. «Благосостояние для всех». - Москва: издательство «Прогресс», 1989.

12. Эрхард Л. «Полвека размышлений. Речи и статьи».-Москва: издательство «Прогресс», 2010.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Социально-ориентируемое рыночное хозяйство, сущность, основные признаки