Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:17, контрольная работа
Важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации в условиях рыночной системы хозяйствования является активизация человеческого фактора, обеспечение возможности развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда.
Очевидно, решение данной проблемы невозможно без знания психологических механизмов и факторов труда; психологических особенностей успешного выбора и овладения профессией; условий самореализации личности в трудовой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социально психологические условия труда…………………………………….4
Задача……………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………………...14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Социально психологические условия труда…………………………………….4
Задача………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации в условиях рыночной системы хозяйствования является активизация человеческого фактора, обеспечение возможности развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда.
Очевидно, решение данной проблемы невозможно
без знания психологических механизмов
и факторов труда; психологических особенностей
успешного выбора и овладения профессией;
условий самореализации личности в трудовой
деятельности.
Социально психологические условия труда
Условия Труда - совокупность социально - экономических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности. Социально-экономические условия труда непосредственно обусловлены совокупностью производственных отношений, а опосредованно – уровнем развития производительных сил. На уровне эмпирического исследования, в социально-экономические условия включаются: возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы. В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием этих условий у работников складывается расположенность (или нерасположенность) к тому или иному виду труда, позитивные или негативные ценностные ориентации на труд. Возможности служебного продвижения, повышения квалификации и повышения заработной платы наиболее сильно влияют как на отношение к труду, так и на его производительность.
С повышением квалификации и образования рабочих степень их технологически необходимой коммуникации возрастает в 1,2 раза. Углубленное исследование с применением техники факторного анализа показало, что в условиях недостаточно высокой организации труда его культуроформирующее воздействие на работника значительно снижается. Социально-гигиенические условия труда обусловлены спецификой производства и производственного процесса; тяжестью и напряженностью труда; воздействием внешней среды на организм работника и его трудоспособность; режимом труда и отдыха. Хотя они и разнообразны, их объединяет то, что они являются внешними по отношению к работнику, мало зависят от него, но в то же время предопределяют всю его жизнедеятельность во время работы.
Состояние социально-гигиенических условий труда сказывается на здоровье работника, его социально-психологическом настроении и, следовательно, на отсутствии неудовлетворенности работой. В рамках эмпирических исследований социально-гигиенические условия труда включают в себя: комфортность производственной среды, степень физического напряжения, разнообразие физической нагрузки, степень нервного напряжения, степень умственного напряжения, напряженность темпа работы, безопасность труда, удобные часы работы.
По данным исследования, несоответствие (в различной степени) желаемых социально-гигиенических условий труда их фактическому состоянию снижает уровень удовлетворенности работой. Углубленное исследование с применением факторного анализа позволило выявить тормозящее влияние социально-гигиенических условий труда на отношение к труду и, в частности, на состояние трудовой дисциплины. Тенденция снижения уровня трудовой дисциплины в зависимости от ухудшения социально-гигиенических условий труда просматривалось довольно отчетливо. Можно сказать, что состояние социально-гигиенических У.Т. пока что не стимулирует социальную активность работников и их отношение к труду.
Социально-психологические условия труда обусловлены состоянием первичного производственного коллектива. В сфере социально-психологических условий труда социальный эффект тем полнее, чем глубже человек включился в разнообразные виды деятельности внутри коллектива как исполнитель конкретных трудовых функций и как личность. Примерное соответствие желаемого состояния социально-психологических У.Т.условий труда их реальному состоянию, отражает атмосферу благоприятного психологического климата.
Однако углубленное исследование с применением техники факторного анализа показало, что благоприятный морально-психологический климат в коллективе “работает” как бы сам на себя, не влияя на производительность труда. Дело в том, что технико-организационные условия труда формируют определенную природу дисциплины труда (от “палочной” до сознательной); дисциплина труда формирует, в свою очередь, определенный социально-психологический климат, а последний должен способствовать социальной эффективности труда.
В исследовании, неудовлетворительные технико-организационные условия труда слабо формируют состояние трудовой и технологической дисциплины; состояние трудовой дисциплины в этих условиях почти не влияет на трудовую активность; последняя же, не будучи стимулирована в достаточной мере сознательным характером дисциплины труда, имеет незначительную связь с социально-психологическим климатом в коллективе. Получается, что социально-психологический климат в коллективе проявляется в виде товарищества, но имеет мало отношения к эффективности и результатам труда. Это означает, что коллективизм в данных условиях в большей мере основан на хороших отношениях, товариществе, и в меньшей мере – на высокой организации труда, сознательной трудовой дисциплине.
Статистически установлено, что уровень
организации труда обусловливает состояние
трудовой и технологической дисциплины на 80%, а самодисциплина работников
– только на 20%. В свою очередь, состояние
дисциплины труда в условиях его невысокой
организованности слабо влияет на трудовую
активность работников, почти не сказываясь
на качественных показателях их труда.
Между тем, только гармоничное единство
всей совокупности отношений, интегрированных
в систему труда, и активная включенность
в них работника могут обеспечить коллективизм
как общность социально значимых целей.
Социально-психологические условия труда — характер взаимоотношений с членами рабочего коллектива и с руководителем, оценка коллективом результатов труда работника, оценка результатов собственного труда, высшая оценка результатов труда коллектива, наличие или отсутствие личных перспектив, необходимость общения работников, представляющих собой психологически несовместимые пары.
Под морально-психологической подготовкой спасателей понимают формирование у них таких психологических качеств, которые делают их способными действовать в опасных, напряженных условиях производственных аварий и стихийных бедствий. В процессе подготовки формируются высокие моральные качества (мужество, храбрость, решительность, дисциплинированность, самостоятельность и т. д.),. эмоционально-волевая устойчивость, социально-психологические (способность к дружбе, товариществу, взаимной выручке и взаимопомощи и т. д.) и интеллектуальные качества (мобильность ума, находчивость, сообразительность и др.).
Организация пропаганды безопасности труда в странах — членах СЭВ носит централизованный плановый характер, отличается научным подходом, системным комплексным характером проводимых мероприятий, широким использованием в работе технических средств.
Социально-психологические условия проявления и развития личности: психологический климат в коллективах (установившийся стиль руководства, формы и методы поощрений и взысканий, способы преодоления конфликтов между работниками и др.); условия проявления отношения к труду (требования к индивидуальной трудовой дисциплине, возможности участия в социалистическом соревновании, движении рационализаторов и изобретателей, в работе профсоюзной и других общественных организаций);
Рабочее место человека характеризуется рабочей средой, т. е, совокупностью факторов внешней среды. К ним относятся физические, химические, биологические, информационные, социально-психологические и эстетические свойства среды, воздействующие на человека (ГОСТ 21035-75).
Любая умственная работа вызывает нервно-эмоциональное напряжение, для каждого рода деятельности необходим свой оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Под влиянием социальной среды аппарат эмоций человека достиг высокой степени развития, он чрезвычайно сложен и реагирует не столько на физиологические стимулы, сколько на сложные и тонкие социально-психологические мотивы, обусловленные во многом профессиональной деятельностью. Особенно часто эмоциональное напряжение возникает у человека в процессе оценочной деятельности (выбора альтернатив) и организации новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью. Эмоциональная активация крайне необходима при решении сложных мыслительных задач. Эмоции всегда выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие активации еще не гарантирует достижение верного результата, а чрезмерное перенапряжение может вызвать срыв. Эти срывы являются следствием перегрузки центральных звеньев функциональных систем, осуществляющих трудовую деятельность. Их опасность необходимо предусматривать при разработке проектов различных программ.
Сегодня экспериментально доказано, что такие социально-психологические качества, как неприятие правил, неуважение и недостаточная чувствительность к людям, повышенная агрессивность, чаще
Травматизм вызывает последствия двоякого рода: социальные и экономические, с одной стороны, физиологические и моральные—с другой. Социальный ущерб — это прежде всего ухудшение здоровья трудящихся и снижение уровня работоспособности, появление негативного отношения к своему труду, профессии, ухудшение социально-психологических отношений в коллективе. Экономический ущерб, понесенный предприятием, отраслью или народным хозяйством в целом, может быть определен довольно точно — он измеряется материальными затратами на ликвидацию последствий травматизма.
И, наконец, в последние годы все большее значение начинает приобретать задача создания оптимальных социально-психологических условий труда, которые включают в себя степень удовлетворенности собственных интересов работника (овладение специальностью, получение определенного заработка, расширение профессионального опыта и др.), содержание и организацию труда (привлекательность труда), взаимоотношения между людьми в коллективе, моральное и материальное стимулирование. Эти факторы формируют настроение работников и в значительной мере определяют их поведение в сфере производства.
Обеспечение безопасности труда на производстве — процесс органического сочетания в пространстве и во времени организационно-технических, экономических и социально-психологических действий в области использования рабочей силы, средств и предметов труда, взаимодействие которых образует динамическую систему. Функционирование данной системы, опираясь на соответствующие правовые нормы и нормативные акты, должно обеспечивать безопасные и безвредные условия труда на производстве.
Роль социологических, социально-психологических и психофизиологических факторов в возникновении причин и условий травмирования, эффективность мероприятий по повышению безопасности труда, экономические и социальные последствия аварийности и производственного травматизма, влияние горнотехнических условий и внедрения новой техники на повышение безопасности труда.
При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают: тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.п. Тем не менее широкий спектр формируют 12 психологических причин сознательного нарушения правил безопасной работы.
Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса—технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях. Перечень этих показателей приведен в табл. 2.6.
Экспериментальные методы оценки безопасности системы ЧМС включают моделирование опасной или аварийной ситуации в лабораторных или приближенных к практике условиях, а также натурные исследования. Следует отметить невозможность прямого использования результатов этих исследований без соответствующей интерпретации полученных данных из-за присутствия экспериментатора, уверенности испытуемых в отсутствии опасных последствий испытаний и действия ряда других социально-психологических факторов. Экспериментальным методом определяют пороговые величины одного или совокупности опасных возмущений системы ЧМС для дальнейшего анализа безопасности и разработки защитных мер и средств.
Совместное воздействие приведенных показателей определяет общую ситуацию. Так, например, экологическая обстановка зависит от политических, экономических, социально-экономических, социально-психологических и иных взаимоопределяющих друг друга процессов. В конечном итоге отрицательный эффект воздействия совокупности факторов оценивается состоянием здоровья населения.6 По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),"... здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия...," жизнедеятельность человека связана многообразием влияющих факторов, в числе которых особое место занимает производственная среда. Влияние производственной среды на здоровье населения исключительно велико. Нередко социальные моменты и производственная среда в совокупности могут оказывать большое воздействие на течение биологических процессов. Результаты исследований, проведенных специалистами в этой области, показывают причины профзаболеваний ( отравлений ) и изменений наследственности людей, которые длительное время работают и проживают в неблагоприятных условиях ( при обследовании учащихся старших классов некоторых школ установлено, что из них только 14% оказались здоровыми, у многих обнаружены паталогические отклонения и даже измененная наследственность ).