Социальные ценности и нормы, их влияние на трудовое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей
В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества

Содержание работы

Введение
1.Социальные и технические нормы
2.Понятие и классификация социальных норм
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие
4.Корпоративные нормы, их особенности и значение
5.Соотношение норм права и обычаев
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

экономика и социология труда.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

« СИБИРСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Экономика  и социология труда

Тема работы: Социальные ценности и нормы, их влияние на трудовое поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ляпота Янина Сергеевна

                                  Поток: УПСШ 31

            Адрес: ХМАО г.Радужный 4 мкр 9 дом 14 кв.

                                  Проверил:

                                  Оценка:

                                  Дата:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г

Содержание

Введение

Цели курсовой работы

1.Социальные и технические нормы

2.Понятие и классификация  социальных норм 
 
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие

4.Корпоративные нормы,  их особенности и значение 
 
5.Соотношение норм права и обычаев

Заключение

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения  и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право - необходимый государственный  регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества.

Неукоснительное соблюдение правовых норм и других правил, принятых в обществе, партия считает основой нормальной жизни общества, важным фактором развития социалистической демократии и укрепления общественного порядка в стране, непременным условием формирования нового человека.

В системе социальных норм и общественных отношений все  более заметную роль начинают играть традиции и обычаи. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.

Все это говорит о  том, что необходимо обстоятельное  научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Казалось бы, что эти вопросы давно должны были привлечь внимание ученых-представителей различных отраслей общественных наук. Однако до 60-х годов эта жизненно важная проблема ни в одной из отраслей общественных наук не была разработана достаточно глубоко их роль в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми.

. И только с 60-годов заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А. К. Алиев, Р. М. Магомедов, М. М. Муминов, Г. Наджимов, В. И. Новиков, Б. С. Саламов, Н. С. Сарсенбаев, И. В. Суханов, И. М. Сушков, А. Чотонов и др.

Из перечисленных здесь  авторов следует несколько выделить А. К. Алиева и Н. С. Сарсенбаева, в  монографиях которых наиболее обстоятельно исследуются социальная сущность, механизм и закономерности возникновения  и развития народных традиций и. обычаев, выясняется роль прогрессивных традиций и обычаев прошлого и новых традиций обычаев в формировании духовного облика гражданина, а также причины сохранения и пути преодоления вредных традиций и обычаев прошлого. Авторы указывают на отставание теоретической разработки этой проблемы. Они хотя и рассматривают ее в широком философском плане, но не претендуют на полноту ее исследования, не ставят перед собой цели, например, выяснения нормативного характера традиций и обычаев, их взаимосвязи с другими видами социальных норм.

Поскольку социальная ценность и значимость традиций и обычаев  определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные  исследования их нормативного характера. В каком объеме можно говорить об их нормативном характере, о системе норм, структуре элементов нормы традиции и обычая-эти вопросы в нашей литературе совершенно не исследованы, хотя нельзя сказать, что правоведы не занимались данной проблемой. Разработкой отдельных вопросов обычаев и частично-традиций занимались, например, Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, А. М. Айзенберг, А. И. Денисов, О. С. Иоффе, М. П. Карева, О. Э. Лейст, А. В. Мицкевич, П. Е. Недбайло, И. С. Самощенко, М. Д. Шаргородский, А. Ф. Шебанов и Др. Труды этих ученых-юристов положительно влияют на дальнейшие исследования данной проблемы в целом. В юридической литературе меньше всего уделено внимания исследованию связи права с традициями и обычаями как самостоятельными видами социальных норм советского общества. На эту тему нет не только ни одной монографии, но нет даже отдельной статьи. Все это и послужило основанием для выбора названной темы предметом настоящего исследования. Автор стремится отразить ведущую тенденцию развития общей теории: государствами права - выход за пределы сугубо юридической тематики, обращение к широким социальным проблемам современности, имеющим важное значение для общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели курсовой работы : 
 
1.Изучить различные понятия термина «социальная норма», охарактеризовать признаки, присущие социальным нормам и на основании отмеченных признаков, выработать понятие «социальная норма»; 
 
2. Дать понятие технической норме, и провести сравнительный анализ социальных и технических норм; 
 
3. Провести анализ классификаций социальных норм,  при этом выработать классификационные критерии, присущие той или иной классификации; 
 
4. Рассмотреть понятие морали, и найти точки взаимодействия морали и права, а также проанализировать различия и взаимодействия права и морали; 
 
5. Отметить особенности корпоративных норм, показать значение корпоративных норм в обществе; 
 
6. Дать понятие обычая, охарактеризовать взаимодействие обычаев и права, особо уделить внимание различию обычая как значимого действия от правового обычая, выступающего источником права. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.Социальные и технические  нормы 
 
Для понимания природы действующих в обществе норм, основания и правил социального нормирования необходимо дать понятие нормы и различить смысл термина «норма». 
 
Если говорить вообще о норме как понятии, то можно сказать, что норма – это правило, предписание, образец, мерило. Под нормой понимается также установленная мера, количество, размер чего-либо. Следовательно, понятие нормы имеет несколько значений. Изучению подвергаются нормы как «правила» (например, правила грамматики, этики), нормы как «предписания» (например, право, законы, моральные принципы) и технические нормы. Для понимания соотношения  технических и социальных норм и их положения в системе существующих норм, необходимо различать 2 смысла термина «норма»: норма как естественное состояние некоторого объекта, конструируемое его природой – именуемая естественная норма и норма как руководящее начало, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества – именуемая как социальная норма. 
 
Нормы, которые действуют ежедневно в жизни каждого человека, нельзя достоверно однозначно отнести к естественным или социальным. Естественные и социальные нормы в повседневной жизни общества смешиваются, оказывают влияние друг на друга, таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить несколько групп, действующих нормативных регуляторов. Так, Тарасова Н.И. называет 4 группы норм: 
 
естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой; 
разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами – технические нормы; 
правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действиями; 
правила поведения, содержание которых определяется целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. 
Дабы избежать хаотичности в обществе, где функционирует человек как биологическое существо, окруженный объектами природы, использующий повседневно различные машины, оборудование в промышленном и сельскохозяйственном производстве, необходимы конкретные рычаги воздействия на повседневную реальность с целью ее упорядочения и выработки наиболее оптимальных вариантов взаимодействия людей с орудиями труда и объектами природы. К таковым следует отнести в первую очередь право. Право, воздействуя на научно-технический прогресс в различных формах, осуществляет роль одного из стимуляторов на научно-технический прогресс. Например, такой формой выступает воздействие права на организацию управления производством с двух сторон: социально-экономическую и организационно-техническую. Значение такого воздействия велико: оно направлено на повышение технического уровня производства, ведение новых технологий, повышения качества выпускаемой продукции, улучшения условий труда. Юридическое оформление воздействие получило посредством закрепления в юридических актах технических норм, обретающих значение стандарта. 
 
Дадим понятие технической норме. В юридической литературе понятием технические нормы охватывают все нормы, связанные с производством, характеристикой машин, аппаратов, производственных процессов. Существуют различные понятия термина «техническая норма». Наиболее удачное понятие, отражающее предназначение этой группы норм, дано А.В.Малько. Техническая норма – правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. О соотношении социальных и технических норм в юридической науке высказывались и высказываются различные точки зрения. Утверждалось, в частности, что все действующие в обществе технические нормы, всегда носят социальный характер, так как в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу и за нарушение технических норм следует определенная санкция. Чтобы подчеркнуть социальную природу технической нормы их именовали социально-технические нормы.  С эти мнением нельзя согласиться. Во-первых, как мы писали выше, в зависимости от использования термина «норма» в двух смыслах, выделяются естественные и социальные нормы, так вот техническая норма – это правило разработанное именно на основе естественных норм; во-вторых, закрепление технической нормы в юридическом акте не изменяет ее природу, «не делает техническую норму социальной». 
 
Таким образом, не следует путать различные понятийные категории: значимость и вид нормы. Технические нормы несомненно имеют социальную значимость, так как люди не создают объективных свойств веществ и используют уже созданные природой физические, химические и иные их свойства. Открывая для себя все возможные для того или иного объекта характерные свойства, человек признает или не признает их полезность, отвергает их использование, обосновывает их целесообразность, то есть дает им социальную оценку. Но признание нормы социально значимой автоматически не делает ее видом социальных норм. 
 
Социальные нормы, понимаемые как правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений, так же как и технические имеют свои особенности. Определив эти особенности, мы сможем найти точки их соприкосновения и охарактеризовать их взаимосвязь. Предмет регулирования социальных норм сугубо социальный – общественные отношения, а технических – не социальный; субъектный состав социальных норм связан только с людьми как представителями социальной сферы, а субъектный состав технических норм связан не только с людьми, но и и с внешним миром, природой, техникой. 
 
Не смотря на это, технические и социальные нормы определенным образом взаимодействуют между собой. Важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Например, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспортным средством и т.д. 
 
Подводя итог, хотелось бы отметить, что ввиду присущих техническим и социальным нормам особенностей, их следует рассматривать как самостоятельные группы норм, но учитывая социальную значимость технических норм, характеризовать в тесной взаимосвязи с социальными нормами.  
 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2.Понятие и классификация  социальных норм 
 
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Наука теории государства и права не выработала единого понятия термина «социальная норма», можно встретить в юридической литературе различные трактовки рассматриваемого понятия. Так, под социальной нормой Попков В.Д. понимает «правило социально значимого поведения членов общества», подобное понятие дается также Венгеровым А.Б. и Нерсесянцем В.С.. А.В.Малько под социальными нормами понимает «правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений». На наш взгляд приведенные определения не отражают всех признаков социальной нормы, поэтому их нельзя считать полными. Используя общелогические методы исследования, предлагается сделать анализ признаков, присущих социальной норме, а затем на их основе сформулировать определение понятия «социальная норма». 
 
К признакам социальной нормы следует отнести: 
 
1.Социальные нормы являются общими правилами – они устанавливают правила поведения в обществе, определяя каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц; 
 
2.Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений; 
 
3.Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; 
 
4.Они возникают в процессе исторического развитии и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер; 
 
5.Социальные нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Известный немецкий социолог М.Вебер считал, что именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения не нужно специальных познаний, чтобы заметить различия социальных норм, принадлежащим разным культурным традициям (например, европейской и азиатской). Однако, как справедливо отмечает Тарасова Н.Н., «существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа», что в частности присуще и России как многонациональной стране. 
 
6.Харктер организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе. На связи норм в социальной нормативной системе. 
 
Таким образом, социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. 
 
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Классификация – это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям: 
 
 1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений – предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений – составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».; 
 
2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения. 
 
Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть  комплексные свойства входящих в систему составных частей.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
            
 
3. Соотношение права  и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие 
 
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношения право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия. 
 
В первую очередь нам необходимо дать понятие морали и права. Как форма общественного сознания, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания и раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. «Норма морали – продукт исторического развития человечества, сформировавшиеся в борьбе со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости». Используя приемы языкового толкования, обратимся к энциклопедическому словарю для разъяснения смысла слова «мораль». «Мораль (от лат.moralis) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.». В науке государства и права под моралью понимается система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. По своей смысловой нагрузки понятие, выработанное в юридической литературе и данное в словаре, идентичны. Также мы пришли к выводу, что понятия мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Под правом принято понимать – систему общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. 
 
История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно0организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права является «важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными». 
 
Единство между правом и моралью прослеживается в следующем: во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; во-вторых, они имеют единый объект регулирования – общественные отношения; в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей; в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации. Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий: 
 
-По способу происхождения мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством; 
 
-В зависимости от способа формирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи права переводятся в форму юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания и действующими в рамках социальных институтов. Мораль же наоборот возникает стихийно, формируясь в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы морали опираются на складывающиеся в обществе представления категорий «добро», «зло», «плохо», «порядочно», «справедливо» и т.д. 
 
-По форме существования (или форме выражения). Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные решения и т.д. Способы их фиксации должны отвечать строго определенным требований, установленным в централизованном порядке. Это касается, например, характера текста, его атрибутов. Также достаточно четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические тексты,  содержащие нормы права. В то время как моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых требований к форме, тексту по поводу морали; 
 
-По способу обеспечения. Право обеспечивается государством, предусматривая для норм права -  меры государственного воздействия, а мораль обеспечивается мерами общественного воздействия; 
 
 -По характеру регулятивного воздействия. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности четко определены в виде возможных  и должных вариантов поведения субъектов. Моральные нормы выражены, наоборот, в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности. Суть действия моральных норм заключается в формировании общих принципов, установок, внутренних убеждений. Следовательно, регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от правовых норм, заранее установленных способов поведенческой реализации; 
 
-по сфере действия. Право может регулировать наиболее важные общественные отношения и только те, которые в состоянии упорядочить, а мораль -  практически все общественные отношения. Из чего можно сделать вывод, что отношения, регулируемые правом, подконтрольны государству, а отношения, регулируемые моралью, не подконтрольны государству; 
 
-по времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их  осознания, а правовые нормы – в конкретно установленный срок; 
 
-По критериям оценки. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. 
 
По мнению большинства авторов, изучающих вопросы взаимодействия морали и права, таких как Явмч Л.С., Агешин Ю.А.. Лукашева Е.А. и других, определение взаимодействия морали и право достаточно сложно определить. На современном этапе, несомненно, право поддерживается общественным сознанием. Следование праву входит в число моральных ценностей общества. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях  которые закреплены как нравственные принципы во внутрегосударственных и международных актах как права человека (например, Конституция РФ закрепляет общечеловеческие ценности,ст.150 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), вслед за Конституцией, закрепляет жизнь, честь, достоинство и т.д. как нематериальные блага). Поэтому можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы. 
 
Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в текстах юридических актов. В законодательных нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм и т.п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых следствий (санкций). Приведем примеры из действующего законодательства, когда правовая норма делает ссылку на необходимость использования моральных норм. Ч.2 Ст.137 ГК РФ «Животные» закрепляет, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Понятия «жестокое обращение» и «гуманность» относятся к сфере морали. В общество определенным образом сформировалась определенная система знаний о гуманности – человечности, которая может быть применена в случае ненадлежащего обращения с животными. Как последствие несоблюдения принципа гуманности по отношению к животным, выступает ст.241 ГК РФ – основание для принудительного прекращения права собственности: в случаях, когда собственник домашних животных обращается м ними в явном противоречии с принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа. Или ст.293 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Одним из оснований для прекращения права собственности может выступить систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей. Понимание интересов соседей также пребывает не только в сфере права, но и морали. 
 
Вместе с тем возможны и противоречия между моралью и правом. Это связано с тем, во-первых, что существование социальных групп обуславливает возможность формирования групповой морали, то есть системы  нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, которая может полностью или вообще не совпадать с общественной моралью. Например, криминальные группы имеют свою. На их взгляд правильную мораль, которая может быть названа антисоциальной, и идущей в разрез с общественной моралью. Во-вторых, возможны противоречия между моралью и правом, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны морали и права. Причины могут быть как объективными – существующие различия между правом и моралью – и субъективными – право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Например, осуществление экономических реформ, кардинально меняющих тип экономики, может отразиться на моральных устоях общества. Право поменяется, закрепляя новые положения, а общественная мораль остается прежней. Вообще необходимо сказать, что смена морали процесс более длительный, нежели смена права. 
 
Таким образом, можно сказать, что только рассмотрев в единстве различие, взаимодействие и противоречия морали и право возможно целостное восприятие соотношения права и морали. Представляется необходимым отметить регулятивное взаимодействие морали и права. В целом, в нашем обществе прослеживается определенная тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, что связано с повышением уровня цивилизованности нашего общества.                  
 
  
 
4.Корпоративные нормы, их особенности и значение 
 
Под корпоративными нормами понимаются правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. 
 
Корпоративные нормы обладают определенной спецификой, что диктует необходимость их детального рассмотрения и уяснения их значения. Они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей, распространяются на членов данного сообщества, закрепляются в соответствующих документах, составленных для каждой конкретной организации в отдельности (это может быть Устав Акционерного общества или Общества с ограниченной ответственностью, кодекс в кредитной организации, положение  о некоммерческой организации, и т.д.), обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. Корпоративные нормы – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права и обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций. Исходя из того, что каждая организация самостоятельно формулирует корпоративные нормы, вырабатывая наиболее оптимальные правила поведения ее членов в рамках конкретной организации, корпоративные нормы носят индивидуальный характер, то есть они неповторимы и вырабатываются с учетом потребностей конкретной организации.  
 
По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические. Как и юридические, обладают признаком формальности – текстаульно закреплены в соответствующих документах, принимаются в соответствии с определенной, установленной процедурой, и, наконец, имеют свою систему. На этом все сходства заканчиваются, так как корпоративные нормы не обладают двумя важнейшими чертами, присущими праву. Они не обладают общеобязательностью права и не обеспечиваются государственным принуждением. 
 
Корпоративные нормы имеют иную природу, чем право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридическими нормами. Это может происходить по разным причинам: либо в силу невозможности правового регулирования, либо в в силу нецелесообразности правового регулирования, тем более, что право не в состоянии урегулировать все возможные общественные отношения, которые есть в обществе или могут возникнуть в будущем. Корпоративные нормы, как отмечает Венгеров А.Б., «принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних». 
 
В связи с изложенным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах, которые хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Так, в случае нарушения юридической нормы, содержащейся в локальном нормативном акте существует возможность обратиться в правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, которым является Устав акционерного общества, о порядке распределения прибыли или продажи акций в закрытом акционерном обществе, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. 
 
При изучении этого вопроса автор проследил определенную тенденцию, наметившуюся  за последние годы в литературе в области учения о корпоративных нормах. Помимо теоретических разработок о природе, значение и понимание корпоративных норм, возникла необходимость реального воплощения в жизнь так называемого корпоративного права. В частности об этом пишут, такие ученые как Е.А.Суханов, Ю.К.Толстой и другие. Это связано в первую очередь с развитием рыночной экономики страны, закреплением в действующем законодательстве большого количества организационно-правовых форм юридических лиц, легитимации возможности заниматься предпринимательской деятельностью (так, ст.2 ГК РФ закрепляет понятие предпринимательской деятельности). Поэтому повышается значение корпоративных норм, прямым последствием этого возникает необходимость более детальной проработанности учения о корпоративных нормах и попытки выработать единые корпоративные нормы, которые могут применяться в деятельности организаций всех форм собственности.                
 
 

Информация о работе Социальные ценности и нормы, их влияние на трудовое поведение