Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является раскрытие темы: "Классификация и функции социальных институтов". Задачами моей работы являются: раскрытие понятия социального института, рассмотрение видов и функций социальных институтов.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Файлы: 1 файл

institutsionalnaya_ekonomika_kurs_1.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

В приведенной классификации рассмотрены только так называемые "главные институты", самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации.

Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений): финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. Если обратиться к политическим институтам современного общества, то можно выделить наряду с ведущими институтами власти такие устойчивые (институциональные) практики, как демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д. В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др. В структуру  религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п. Внутри социального  института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имя наречения и др.

Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Формальный институт - это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества.

Неформальный институт - это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение своих друзей и коллег.

Для примера рассмотрим институт дружбы, имеющий многие признаки социального института. Дружба - обязательное устойчивое явление современного человеческого общества. Для нее характерна достаточно полная, четкая и порой даже жесткая регламентация. Своеобразными формами социального контроля в институте дружбы выступают неформальные негативные (обида, различные сплетни, ссора, прекращение дружеских связей) и позитивные (улыбка, доверие, симпатия, длительность знакомства) санкции, не оформленные в виде законов, административных уложений и т.п. У института дружбы нет учреждений. Несмотря на то, что дружба имеет четкое разграничение как от любви, так и от братских отношений и взаимоотношений с коллегами по службе, в ней нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах. Например, группа играющих ребят выбирает себе лидера и его помощников и устанавливает специфические "правила игры", т.е. нормы, которые позволят разрешать возникающие в процессе этой игры конфликты. В данном случае цели, методы и средства решения задач также не установлены строго и письменно не зафиксированы.

Существующая система социальных институтов общества очень сложна. Это связано, во-первых, с тем, что человеческие потребности, стимулирующие создание данных социальных институтов, очень сложны и многообразны, а во-вторых, с тем, что социальные институты постоянно видоизменяются, так как некоторые элементы структуры института в ходе исторического развития общества или утрачиваются, или наполняются новым содержанием, появляются новые задачи и функции. В качестве примера рассмотрим производственную функцию семьи. Если раньше подготовкой молодежи к профессиональному труду занималась только семья, то с развитием производственных отношений и усложнением разделения общественного труда семья была уже не в состоянии выполнять эту функцию. Восстановление в настоящее время в России частной собственности, развитие предпринимательства и фермерства опять частично восстановили производственную функцию семьи, в основном в сельской местности.

Все социальные институты любого общества в различной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.

Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов - необходимое условие нормального функционирования всего общества. Система социальных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к образованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существует много разных институтов.

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе.

3. Функции социальных  институтов.

 

Функция социального института – это та польза, которую он  приносит обществу,  т.е.  это  совокупность  решаемых   задач,   достигаемых   целей, оказываемых услуг. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Действительно,  если  мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы  должны  прямо связать ее с удовлетворением потребностей.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или если они и признаны, считаются побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов.  Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции:

1. Функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений. Каждый институт обладает  системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение  своих членов и делающих это  поведение предсказуемым. Соответствующий  социальный контроль обеспечивает  порядок и рамки, в которых  должна протекать деятельность  каждого члена института. Тем  самым институт обеспечивает  устойчивость социальной структуры  общества. Действительно, кодекс института  семьи, например, подразумевает, что  члены общества должны разделяться  на достаточно устойчивые малые  группы - семьи. С помощью социального  контроля институт семьи стремится  обеспечить состояние стабильности  каждой отдельной семьи, ограничивает  возможности ее распада. Разрушение  института семьи - это прежде всего  появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение  традиций, невозможность обеспечения  нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

2. Регулятивная функция  состоит в том, что функционирование  социальных институтов обеспечивает  регулирование взаимоотношений  между членами общества путем  выработки шаблонов поведения. Вся  культурная жизнь человека протекает  с его участием в различных  институтах. Каким бы видом деятельности  ни занимался индивид, он всегда  сталкивается с институтом, регламентирующим  его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности  не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать  его. Таким образом, с помощью  институтов человек проявляет  в социальной жизни предсказуемое  и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания  и знает, чего ждать от окружающих  его людей. Такое регулирование  необходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя  процессы сплочения, взаимозависимости  и взаимоответственности членов  социальных групп, происходящие  под воздействием институционализированных  норм, правил, санкций и систем  ролей. Интеграция людей в институте  сопровождается упорядочением системы  взаимодействий, увеличением объема  и частоты контактов. Все это  приводит к повышению устойчивости  и целостности элементов социальной  структуры, в особенности социальных  организаций. Всякая интеграция  в институте состоит из трех  основных элементов, или необходимых  требований: 1) консолидация или совмещение  усилий; 2) мобилизация, когда каждый  член группы вкладывает свои  ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов  с целями других или целями  группы. Интегративные процессы, осуществляемые  с помощью институтов, необходимы  для скоординированной деятельности  людей, осуществления власти, создания  сложных организаций. Интеграция - это  одно из условий выживания  организаций, а также один из  способов соотнесения целей его  участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности  передавать социальный опыт. Каждый  институт для своего нормального  функционирования нуждается в  приходе новых людей. Это может  происходить как путем расширения  социальных границ института, так  и путем смены поколений. В  связи с этим в каждом институте  предусмотрен механизм, позволяющий  индивидам социализироваться к  его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как  внутри института с целью управления  и контроля за соблюдением  норм, так и во взаимодействиях  между институтами. Причем характер  коммуникативных связей института  имеет свою специфику - это формальные  связи, осуществляемые в системе  институционализированных ролей. Как  отмечают исследователи, коммуникативные  возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены  для передачи информации (средства  массовой информации), другие имеют  весьма ограниченные возможности  для этого; одни активно воспринимают  информацию (научные институты), другие  пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Например, демократическое государство, установившееся в России  в  начале  90-х  годов при  помощи  новых  институтов  власти  –   парламента,    правительства   и президента,  казалось  бы,  стремилось  улучшить  жизнь  народа,  создать  в обществе цивилизованные отношения и внушить  гражданам  уважение  к  закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же  в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Такими оказались  побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего  хотели  добиться  люди  в  рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к  вузу,  обучение профессиональным  ролям,  усвоение  базисных  ценностей   общества.   Но   у института школы есть также и  скрытые  функции:  приобретение  определенного социального статуса, который позволит  взобраться  выпускнику  на  ступеньку выше  неграмотного  сверстника,  завязывание  прочных   дружеских   школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом  ряде  таких  латентных  функций, как  формирование взаимодействия классной  комнаты,  скрытого  учебного  плана  и  ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего  образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей  и усвоение  господствующих  в  обществе  ценностных   стандартов,   морали   и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства  между  имеющими высшее образование и не имеющими такового. Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни.

Информация о работе Социальные институты