Социальные последствия безработицы и меры по их решению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ социальных последствий безработицы и раскрытие основных мер государства по решению проблем, возникающих на их основе.
Для выполнения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «безработица», факторы, влияющие на него;
- проанализировать социальные последствия безработицы;
- исследовать меры по решению и преодолению социальных последствий безработицы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 2. Характеристика социальных последствий безработицы как одного из основных аспектов нестабильности государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 3. Государственное регулирование безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Заключение
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

Социальные последствия  безработицы и меры по их решению

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 2. Характеристика социальных последствий безработицы как одного из основных аспектов нестабильности государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

Глава 3. Государственное регулирование безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Заключение

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Введение

В современную эпоху занятость  стала одной из острых социально-экономических  проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. Чем больше людей занято общественно  полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы  не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции  при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности  для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами.  
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Объект исследования –  социальные последствия безработицы.

Предмет – современное  состояние и уровень занятости  населения.

Целью данной работы является анализ социальных последствий безработицы и раскрытие основных мер государства по решению проблем, возникающих на их основе.

Для выполнения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «безработица», факторы, влияющие на него;

- проанализировать социальные последствия безработицы;

- исследовать меры по решению и преодолению социальных последствий безработицы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров  и услуг. Безработные наряду с  занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее [1; 114].  К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

* не имели работы (доходного  занятия);

* занимались поисками  работы, т.е. обращались в государственную  или коммерческую службу занятости,  использовали или помещали объявления  в печати, непосредственно обращались  к администрации предприятия  (работодателю), использовали личные  связи и другие способы, предпринимали  шаги к организации собственного  дела;

* были готовы приступить  к работе.

При отнесении к безработным  должны быть соблюдены все три  перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие  работы, ищущие работу и в установленном  порядке получившие официальный  статус безработного в органах государственной  службы занятости.

Безработица возникает тогда, когда часть активного населения  не может найти работу, становится резервной армией труда. Безработица  усиливается во время экономических  кризисов и последующих депрессий  в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Как и всякое социально-экономическое  явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и  поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность  зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.

Современная безработица  в Российской Федерации – явление, порожденное стадией развития в  процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности  российской безработицы, ей присущи черты, характерные всем странам.

Повышение или снижение экономической  активности являются основными причинами  роста и снижения занятости и  уровня безработицы в стране. Циклическое  развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической  активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.

К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:

1. Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.

2. Низкая цена рабочей  силы (зарплата), которую устанавливает  покупатель (работодатель).

3. Отсутствие стоимости,  а соответственно и цены рабочей  силы.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей  силы. Это не равновесие особенно усиливается  в период экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Безработица ставит людей  в нестандартные ситуации, она  не только деформирует сложившийся  экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести  привычный образ жизни. Она качественно  изменяет восприятие самих себя как  личностей, разрушает необходимый  уровень социальной стабильности. Безработица  стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая  охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую  бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых  с точки зрения отрицательного и  положительного влияния на систему:

Отрицательные

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется  не только тем, что вследствие низкого  душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что  эта категория населения вынуждена  ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве  своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части  населения. Можно выделить следующие  особенности социального статуса  безработных [8; 35] :

* Безработные представляют  социальные слои, начиная от среднего  и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

* Самооценки безработных  свидетельствуют об ощущении  собственной ущербности. Можно говорить  о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса [8; 36].

Безработица – опасное  и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может  служить приход к власти Гитлера  в Германии и Пиночета в Чили).

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ

Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, связана  с определенными потерями для  общества. Поэтому оно должно эти  потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при  которых безработные слои населения  могли как-то просуществовать в  период вынужденного бездействия.

Организационное воздействие  механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная  служба занятости населения. Система  содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости  населения Российской Федерации  и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии  в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.

За содействием в трудоустройстве  в органы службы занятости на конец 2006г. обратились 6,4 млн. человек, или 8,6% численности экономически активного населения. 3,3 млн. человек были признаны в установленном порядке безработными [4; 98].

В настоящее время во всех субъектах Федерации действуют  программы содействия занятости  населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число  которых входят: организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения  и работодателей о положении  на рынке труда; социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

В течение 2009 г. численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, изменялась следующим образом: с января по апрель стабильно росла - с 1,92 млн. до 2 млн. человек, а с мая начала снижаться - до 1,69 млн. человек (на 1 ноября 2008 г.). К концу года их численность увеличилась до 1,83 млн. человек. Таким образом, по сравнению с показателями 2008г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 11,1%.

Причинами роста численности  указанной категории граждан  явились реформирование системы  ЖКХ, предусматривающее, в том числе, увеличение платежей за коммунальные услуги, введение новых условий выплаты  пособия по безработице, потребность  незанятых граждан в официальном  определении своего социального  статуса для получения различных видов социальных услуг, а также востребованность государственных услуг, оказываемых органами службы занятости.

Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.

Прежде всего, через систему  пособий по безработице. Эти пособия  финансируются из трех источников:

- обязательные взносы  предприятий; 

- взносы работников;

- дотации бюджета. 

Важным направлением государственной  политики в области защиты от безработицы  является социальная поддержка безработных  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению  органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также  выплата пенсий, оформленных безработным  гражданам досрочно).

В 2009 г. среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, составила около 1,5 млн. человек (из них 29,1% - пособие из расчета средней заработной платы по последнему месту работы и 70,9% - пособие в минимальном размере). Среднемесячная численность безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказывалась материальная помощь, составила 5,5 тыс. человек.

Информация о работе Социальные последствия безработицы и меры по их решению