Социальные последствия безработицы и меры по их решению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ социальных последствий безработицы и раскрытие основных мер государства по решению проблем, возникающих на их основе.
Для выполнения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «безработица», факторы, влияющие на него;
- проанализировать социальные последствия безработицы;
- исследовать меры по решению и преодолению социальных последствий безработицы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 2. Характеристика социальных последствий безработицы как одного из основных аспектов нестабильности государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 3. Государственное регулирование безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Заключение
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Для расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг  работодателям по подбору необходимых  работников органы службы занятости  постоянно информировали население  и работодателей о положении  на рынке труда. Организация мероприятий  по содействию трудоустройству граждан  осуществлялась на основе сбора сведений о потребностях населения в рабочих  местах и возможностях работодателей  в обеспечении занятости. В результате взаимодействия с работодателями российский банк вакансий (свободных рабочих мест и вакантных должностей) ежемесячно пополнялся. Если в январе 2009 г. работодатели заявили 334 тыс. вакансий, то к концу года - 6792 тыс. Увеличение потребностей работодателей связано с расширением летних работ сезонного характера в отраслях сельского, лесного хозяйства, строительства, транспорта, торговли, ЖКХ и др. Качественный состав вакансий не претерпел существенных изменений: среди рабочих профессий наибольшим спросом пользовались водители, слесари, машинисты, продавцы, сварщики, электромонтеры; среди должностей служащих - врачи, милиционеры, инженеры, бухгалтеры, инспекторы и др.

Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых рабочих  мест – важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором  процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике  в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный  уровень научно-технического прогресса  позволяет обеспечивать экономический  рост без увеличения занятости.

Органами службы занятости  проводились мероприятия по обеспечению  занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности  государственных услуг.

В 2009 г. при содействии органов службы занятости трудоустроено 4,1 млн. человек, из них 1,6 млн. признанных в установленном порядке безработными, что превышает указанный показатель соответствующего периода прошлого года на 11,4%.

Продолжалась реализация активной политики занятости на рынке  труда, включая проведение мероприятий  по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в свободное от учебы время). Обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан влияет на сокращение уровня подростковой преступности и позволяет оказывать материальную поддержку детям из малообеспеченных семей.

Государственные услуги по организации временной занятости  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет оказаны 627 тыс. подросткам, которые были трудоустроены и  принимали участие в благоустройстве  и озеленении населенных пунктов, в  сельскохозяйственных и лесопосадочных работах, доставке корреспонденции, помощи лицам пенсионного возраста и  инвалидам.

Общественные работы (в  отраслях жилищно-коммунального и  сельского хозяйства, социальной сфере, организациях бытового обслуживания населения  и распространения печатных изданий) позволили обеспечить занятость  около 591 тыс. человек (90,8% к показателю 2005 г).

Подготовка и переподготовка персонала называется структурной  мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными  структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и  возникновение других. Даже если в  начале трудовой карьеры первая профессия  была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и  иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых»  становится переподготовка.

Услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению  квалификации были предоставлены около 353,6 тыс. безработным гражданам, или 5,5% общей численности безработных  граждан, зарегистрированных в органах  службы занятости.

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между  рабочими и предпринимателями при  совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржу труда являются:

* учет безработных и  оказание помощи в их трудоустройстве; 

* контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;

* обучение, переобучение  и повышение квалификации безработных;

* изучение спроса и  предложения рабочей силы и  распространение информации об  уровне занятости в разрезе  профессий и территорий;

* другие функции. 

Биржа труда может иметь  разные формы: бюро, контора, общество и 

т. п. В зависимости от форм собственности выделяют следующие  их основные виды:

1. частные, функционирующие  на коммерческой основе;

2. филантропические (благотворительные);

3. общественные;

4. государственные. 

Направление биржи труда  получила международно-правовую регламентацию  в ряде конвенций МОТ (Международной  организации труда).

Также серьезную трудность  представляет сегодня первичное  трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием  профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30 – 39 лет) [4; 95-104].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и  провозглашение свободы выбора характера  и вида трудовой или предпринимательской  деятельности являются безусловным  прогрессом, масштабы безработицы свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

Учитывая сложность ситуации на рынке труда России необходимо сосредоточить внимание на решение  следующих первоочередных задач: разработать  четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором  подготовка специалистов и рабочих  кадров высокой квалификации мало увязана  с ситуацией на рынке труда, и  выпускники учебных заведений сразу  оказываются в положении безработных.

Помимо чисто экономических  издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.

Список использованной литературы

  1. Автономов  В.С.  Введение  в  экономику. – М.: Вита-пресс,  2010. – 330 с. 
  2. Баликоев В.З., «Общая экономическая теория», Бриор-ЮКЗА, Москва-Новосибирск, 2005г., с. 310-313
  3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895с.
  4. Брагин В., Осаковский В., «Оценка естественного уровня безработицы в России в 2003-2010 гг.: эмпирический анализ», “Вопросы экономики”, 2011 г., №3, с.95-104
  5. Булатов  А.С.   Экономика. – М.: Юристъ, 2009. – 213 с.
  6. Видяпин  В.Л.  Экономическая  теория. – М.: Инфра-М,  2008. – 256 с.
  7. Демин А., «Оценка активности безработных», “Человек и труд”, 2005 г., №12, с.53-54
  8. Зверева  Н.  Безработица  и  политика  занятости // Федерализм, 2010, №1, с. 56
  9. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2005. – 360 с.
  10. Иохин  В.Я. Экономическая теория.  -  М.: Юристъ,  2010. – 592 с.
  11. Малева  Т.М. Государственная и корпоративная политика   занятости. - М.:  Инфра-М,  2006. – 120 с. 
  12. Храмцов А.Ф. «Социальная политика в переходном обществе. России и мировой опыт», Москва, 2005 г., с.34

 


Информация о работе Социальные последствия безработицы и меры по их решению