Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 22:01, курсовая работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро стал в последние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.
Введение
Глава 1 Стиль руководства: понятие, сущность, классификация
1.1Понятие и сущность стиля руководства.
Глава 2 Классификация стилей руководства
2.1. Качественный подход
2.2 Поведенческий подход
Глава 3 Соотношение стилей руководства с эффективностью управления на примере ОАО «НКГФ»
3.1. Виды деятельности предприятия
3.2. Организационная структура предприятия
3.3. Оценка личности руководителя экспериментального цеха ОАО
«НКГФ» и психологических критериев эффективности управления
Заключение
Список использованных источников
1.Авторитарный стиль.
Согласно уточненным
в последние десятилетия
Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:
- высокой ответственности;
- строго самоконтроля;
- широкого предвидения;
-развитой способности принятия решений;
- хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.
При этом предполагается, что
Для эффективности
- признавали начальника
единственной руководящей
- правильно воспринимали
и строго исполняли его
Авторитарный стиль имеет свои
сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и
Современные исследователи,
отмечая научную и
Модификации авторитарного
стиля руководства выражены в классификации,
в которой они делятся в зависимости от
особенностей взаимоотношений руководителя
Патриархальный стиль
руководства строится на
Харизматический стиль
руководства основывается на
вере в особые, уникальные качества
харизматический руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование прав и обязанностей отсутствует. Руководящая инстанция уподобляется «штабу», состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных ситуациях. В такие периоды вера в спасение благодаря наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать для решения проблем рациональные стратегии и демократические процедуры.
Автократический стиль
руководства менее
Бюрократический стиль
руководства характеризуется
2.Кооперативный стиль.
В данном случае
термин «кооперативный» точнее
отражает суть этого стиля, чем
слово «демократический», поскольку
большинство современных
При кооперативном
стиле руководства
1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и обязанностей по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.
2. Функциональная дифференциация
ролей с учетом компетентности
членов группы. Кооперативный стиль
старается сочетать стремление
всех к выполнению общей
3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.
4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.
5. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.
6. Доверие как основа
7. Удовлетворение
8. Ориентация на цели и
9. Ориентация на развитие
Американские исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают, что эффективность использования кооперативного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач. К кооперативному стилю наиболее склонны уверенные в себе руководители. Чаще всего это люди достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств. В своем идеальном варианте кооперативный стиль требует от руководителя, прежде всего умения и стремления вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, за которые именно он несет общую ответственность. Руководитель ожидает от своих сотрудников деловой поддержки. Свои решения он принимает, учитывая соображения и возражения подчиненных. Его основное правило: «делегировать полномочия, насколько это возможно, и приказать, насколько это необходимо». Такой руководитель признает способности сотрудников и сознает, что сам он не может все знать и предусмотреть. Неизбежный для производства контроль руководитель осуществляет по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля, как это имеет место при авторитарном стиле руководства. В определенных рамках используется также самоконтроль сотрудников. Руководитель широко информирует сотрудников не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При кооперативном стиле руководитель не прибегает к формальной власти, поскольку не нуждается в ней. Он пользуется, прежде всего не формальным, а деловым авторитетом, связанным с выполнением им функции эксперта.
Обобщая изложенное, можно сделать следующий вывод. Использование кооперативного стиля предъявляет к руководителю следующие требования:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от личных привилегий;
- способность и желание
- невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль через официальные инстанции (через соответствующих руководителей и каналы);
- контроль по результатам;
- обоснование перед
При кооперативном стиле
сотрудники рассматриваются не
иначе как партнеры, которые могут
решать текущие, дневные задания
в основном самостоятельно. Для
них характерны, как правило, высокий
уровень профессиональной
- желания брать на себя
- готовности и способности
- самоконтроля;
- наличия контрольных прав, желания и умения их использовать.
Преимущества кооперативного стиля состоят, прежде всего в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников. Однако его использование имеет и некоторые недостатки, связанные, прежде всего со сложностью обеспечения рассмотренных выше предпосылок, условий его эффективности. Кроме того, оно может замедлять процесс принятия решений.
3.Тренерский стиль.
К кооперативному стилю
Информация о работе Соотношение стилей руководства с эффективностью управления на примере ОАО «НКГФ»