Состав и структура социально-потребительского комплекса Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Потребительский комплекс национальной экономики – совокупность отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством товаров народного потребления и предоставлением населению разнообразных услуг, призванных удовлетворить полноценный набор тех личных и общественных потребностей, которые непосредственно связаны с созданием условий и достижением целей экономического и социального прогресса государства и общества, с формированием личности гражданина, с обеспечением воспроизводства трудового и личностного потенциалов нации, с решением текущих задач обеспечения нормальной жизнедеятельности общества в целом, отдельных социальных групп и слоев населения, отдельных граждан и членов их семей.

Файлы: 1 файл

ВЕСЬ СУРС.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

 

1 Состав  и структура социально-потребительского  комплекса Беларуси.

 

Потребительский комплекс национальной экономики –  совокупность отраслей и видов экономической  деятельности, занятых производством  товаров народного потребления и предоставлением населению разнообразных услуг, призванных удовлетворить полноценный набор тех личных и общественных потребностей, которые непосредственно связаны с созданием условий и достижением целей экономического и социального прогресса государства и общества, с формированием личности гражданина, с обеспечением воспроизводства трудового и личностного потенциалов нации, с решением текущих задач обеспечения нормальной жизнедеятельности общества в целом, отдельных социальных групп и слоев населения, отдельных граждан и членов их семей.

Таким образом, потребительский комплекс представляет собой группу отраслей, объединенных по функциональному признаку использования производимой в них продукции. Это продукция, предназначенная (в основном) для населения, его конечного потребления и обеспечения их потребностей.

Потребительский комплекс национальной экономики включает в себя две группы отраслей, связанных  с производством продукции и  услуг:

1.  Группу  отраслей, связанных с производством  продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления.

2.  Группу  отраслей, связанных с производством,  предоставлением и потреблением работ и услуг, удовлетворяющих конкретные общественные и личные социальные потребности граждан страны.

Первую группу отраслей потребительского комплекса принято называть материально-вещественным сектором социальной сферы национальной экономики, а вторую – социально-культурным сектором.

Социально-потребительский  комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

На предыдущих этапах социально-экономического развития страны производство услуг в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно на платной основе, внедрялся хозяйственный расчет и другие экономические формы. Вот почему адаптация данного комплекса к рыночным условиям хозяйствования проходит относительно более успешно, чем социально-культурного комплекса.

Социально-потребительский  комплекс Республики Беларусь:

- розничная  торговля,

- общественное  питание,

- бытовое обслуживание  населения,

- жилищно-коммунальное  хозяйство.

Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию [Шимов].

Функционирование  отраслей и видов экономической деятельности, входящих в состав социально-потребительского комплекса национальной экономики, характеризуется рядом существенных особенностей:

  1. Значительная часть отраслей предметом своей деятельности имеет услуги, а они как предмет потребления не могут выступать в вещественной форме, а, следовательно, не могут накапливаться и складироваться, так как процесс производства и потребления услуг совпадает по времени.
  2. Производство и потребление услуг, создаваемых в социально-потребительском комплексе, характеризуется высокой степенью персонификации их производства и потребления, систематической их повторяемостью, высокой динамикой развития.
  3. Преимущественно локальный, повсеместный, привязанный к конкретным регионам и территориям страны характер предоставления основной массы товаров и услуг связан с размещением предприятий,  учреждений и организаций этого комплекса в каждом регионе и на каждой территории страны.
  4. Постоянно увеличивается число альтернативных форм предоставления услуг социального назначения и повышается степень конкуренции между ними.
  5. Предприятия, организации и учреждения социально-потребительского комплекса способны выступить в качестве стабильных и масштабных источников средств в бюджеты всех уровней, особенно в местные бюджеты.
  6. Подразделения социально-потребительского комплекса могут обеспечивать рост числа рабочих мест, что ведет к повышению занятости и снижению уровня безработицы.
  7. В сфере производства потребительских товаров и социальных услуг преобладают подразделения малого и среднего бизнеса.
  8. Производители услуг специального характера имеют повышенную реакцию на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка из-за невозможности накопления и транспортировки этих услуг за пределы региона их создания (за исключением услуг по подготовке кадров).
  9. Технологическая структура практически всех отраслей и подотраслей потребительского комплекса позволяет организовать предприятия различных размеров, включая наиболее эффективные со всех точек зрения подразделения мелкого и среднего бизнеса, отличающиеся малой капиталоемкостью на их создание.

Целевыми  задачами развития национального социально-потребительского комплекса являются:

  • обеспечение населения высококачественными отечественными продовольственными и непродовольственными товарами;
  • обеспечение потребителям необходимого жизненного комфорта за счет облегчения труда в домашнем хозяйстве, экономии свободного времени и рационального его использования:
  • обеспечение населения высококачественными услугами в сфере жилищно-коммунальных, бытовых и прочих видов услуг и др.

Решение целевых  задач развития национального потребительского комплекса тесно связано с  развитием процессов по повышению  его конкурентоспособности –  улучшением потребительских свойств  выпускаемой продукции и снижением издержек производства [Шульга].

Такие отрасли, как внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения  и жилищно-коммунальное хозяйство производят примерно 15,0 % валового внутреннего продукта; еще больше их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси — почти 19 %. Опыт зарубежных стран показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.

Управление отраслью торговли осуществляет Министерство торговли РБ. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом РБ «О торговле». Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось, однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями.

Торговля как самостоятельная  отрасль национальной экономики  позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект.

Общественное питание – вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осуществляет Мин. торговли РБ. Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в общественном питании позволяет примерно в

2–3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.

Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг. Систему  управления бытовым обслуживанием  образуют  «Белбыт».  Основную долю в бытовом обслуживании  занимают  производственные  услуги. Это одна из отраслей, в которой сократилась занятость.

Причины:

    • сокращение дефицита потребительских товаров  в розничной торговле
    • рост цен на бытовые услуги
    • повышение обеспеченности населения бытовой техникой

В Беларуси постоянно ощущается  недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности. Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от срока выполнения  заказа  и качества услуг. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту  бытовой техники,  личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток [Тележников В. И. Бытовое обслуживание в экономике Республики Беларусь и проблемы его развития // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2002. № 7.].

Среди важнейших направлений социально-экономических  преобразований в РБ  выделяется реформирование и развитие  ЖКХ. Данная отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а так же доведение жилищно-коммунальных услуг до населения. Уровень развития ЖКХ влияет на качество жизни населения.

В состав ЖКХ входят (всего более 30 видов деятельности):

- жилищное хозяйство;

- гостиничное хозяйство;

- коммунальное хозяйство (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение);

- уборка и благоустройство территорий (дорожно-мостовое хозяйство, вывоз и утилизация мусора, озеленение, канализация) и др.

В 2003 г. в стране принята Концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Розничная  торговля и общественное питание.

Розничная торговля.

Торговля освобождает товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что делает процесс реализации более эффективным.

Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин  и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.

http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=570&Itemid=361

Рынок предприятий организованной розничной торговли республики на конец 2010 года  состоял из более чем 30,3 тыс. объектов. Суммарная торговая площадь данных предприятий составила более 2,6 млн. м кв.

Основной  стоимостной  показатель, характеризующий состояние  розничной торговли – товарооборот. Розничный товарооборот по всем каналам реализации в денежном измерении составил BYR 69,7 трлн., включая РТО предприятий торговли  Минска. РТО регионов без Минска - BYR 48,8 трлн. В структуре розничного товарооборота  продовольственные товары занимают 49,9%, непродовольственные –50,1% (наблюдалась положительная тенденции улучшения структуры розничного товарооборота).

Государственная торговля составляет 12,4%, частная – 82,6%, иностранная  - 5% от общего товарооборота.


 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Распределение общего объема розничного оварооборота по формам собственности в 2010 году  http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/12.php

Что касается  развития сетей и предприятий розничной торговли, то в региональных городах Беларуси в течение 2010 года наблюдалась высокая активность национальных торговых сетей, связанная с открытием новых объектов, расширением географии присутствия. Активно расширяли сеть фирменной торговли предприятия «Неман» и «Белвест» (обувные магазины), «Элиз» и «Элема» (швейное производство), «Лагуна» (мебельное производство). 2010 год характеризовался ростом цен на продукты питания, что сделало востребованными экономичные магазины и дискаунтеры. Кроме сети дискаунтеров «Евроопт», в Беларуси магазины низких цен начали развивать витебская сеть «Ника», сеть «Санта», принадлежащая предприятию «СантаИмпэкс-Брест». С текущего года как отдельное направление выделила сеть «Рублевский», начавшая открывать дискаунтеры «БазаР». http://menka.by/analytics/obzori/obzortotal/analiticheskij-obzor-za-2010-g.html

Информация о работе Состав и структура социально-потребительского комплекса Беларуси