Состав и структура социально-потребительского комплекса Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Потребительский комплекс национальной экономики – совокупность отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством товаров народного потребления и предоставлением населению разнообразных услуг, призванных удовлетворить полноценный набор тех личных и общественных потребностей, которые непосредственно связаны с созданием условий и достижением целей экономического и социального прогресса государства и общества, с формированием личности гражданина, с обеспечением воспроизводства трудового и личностного потенциалов нации, с решением текущих задач обеспечения нормальной жизнедеятельности общества в целом, отдельных социальных групп и слоев населения, отдельных граждан и членов их семей.

Файлы: 1 файл

ВЕСЬ СУРС.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

В 2011 году розничная торговля в Беларуси в 1-ом квартале имела темп прироста товарооборота 21,4% к соответствующему периоду прошлого года. В результате, первое полугодие для белорусской розницы было достаточно благополучным (ажиотажный спрос на ряд товаров приводил к тому, что дневная выручка торговых предприятий росла в разы), а во второй половине этого года потребительская активность идет на спад, что отрицательно скажется на дальнейшей работе и развитии торговых предприятий. 
           Также стоит отметить и другие проблемные аспекты 2011 года. В структуре РТО 52,1% приходится на продовольственную группу товаров, что свидетельствует о снижении  потребительских настроений и ухудшения структуры потребления. Уже наметилась тенденция превалирования доли продовольственных товаров над непродовольственными, в дальнейшем она будет только увеличиваться. 

Вдобавок начались проблемы на валютном рынке, что в  итог привело к снижению потребительской  активности, платежеспособности и потребительского спроса в целом. Снижение потребительского спроса является одной из причин, по которой в этом году не стоит ожидать прихода в Беларуси международных розничных сетей. Крупным иностранным сетям интересны рынки с высоким потребительским спросом

Также имеются  проблемы, связанные непосредственно  с ростом затрат на реализацию продукции. Например, за предыдущий год резко увеличились тарифы на инкассацию денежной наличности и плата за другие банковские услуги. В целом, расходы по инкассации достигают суммы чистой прибыли торгового предприятия за 1 месяц. Также стоит отметить, что размер торговых надбавок на целый ряд продовольственных товаров не покрывает затраты по их реализации. Получить прибыль, покрывая заведомо известные убытки, достаточно трудно. Возникает необходимость пересмотра размеров торговых надбавок.

Теперь остановимся  на задачах, тенденциях и прогнозах развития розничной торговли Республики Беларусь. 

 

Задачи в области  торговли:

          - создание сети мелкооптовых  продовольственных рынков;

- повышение доли продаж  непродовольственных товаров;

- совершенствование деятельности  предприятий потребкооперации, которые размешены в малых населенных пунктах;

- активное применение  кредитование, в том числе –  микрокредитов; 

- совершенствование каналов  товародвижения путем развития  электронной торговли;

- создания крупных торговых  организаций, использующих сетевые технологии;

- применение активных  форм торговли (ярмарок, выставок, распродаж) и внемагазинных форм  продажи товаров (торговля по  образцам, в том числе через  интернет-магазины, на аукционах,  разносная, развозная и т.п.)

   Тенденции и прогнозы развития розничной торговли Республики Беларусь:

-    Продолжится рост  цен на потребительские товары;

- Продолжится сворачивание  розничного бизнеса отдельными  компаниями и предпринимателями,  прежде всего, работающими с  импортными товарами;

- Зарубежные розничные компании, заявившие о намерениях войти на рынок РБ, вероятнее всего пересмотрят сроки входа;

- Продолжится  активное  развитие  национальных  розничных   сетей  будет происходить дальнейшее  расширение географии присутствия  ведущих розничных  сетей.

- Будет  происходить  укрупнение  торговых  площадей  розничных  объектов действующих сетей. Будет ярче прослеживаться тенденция переключения интересов от покупки низкокачественных существующих объектов к строительству новых собственных объектов

 

Общественное питание.

Согласно Закону Республики Беларусь «О торговле» общественное питание - это вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Общественное питание  осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг  общественного питания, либо иными  организациями, имеющими в своем  составе соответствующие структурные  подразделения, через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.

Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.

Сеть общественного питания динамично развивается. Ежегодно открывается  порядка 400-500 объектов. В республике работает 39% предприятий общественного питания государственной формы собственности и 61% - частной.

По оценке Министерства торговли социальную направленность имеют 50% предприятий общественного питания республики, в которых на продукцию общественного питания установлены предельно низкие наценки, позволяющие обеспечить доступность услуг питания для всех категорий населения. При учреждениях образования функционирует более 4,3 тыс. объектов общественного питания или 36,3% всей сети.

В республике 30% производственных организаций осуществляет удешевление питания за счет собственных  средств. Для обеспечения доступности  услуг по месту работы снижаются  наценки общественного питания на 5 - 30 % на продукцию собственного производства и торговые надбавки (РУПП СПОАО «Спартак», УП «Беларусьнефть», РУП «Гомельтранснефть «Дружба», ОАО «Коминтерн», ОАО «Электроаппаратура», ОАО «Бабушкина крынка» и другие). Находит внедрение кредитная система расчетов за обеды, продовольственные товары, что позволяет увеличить охват питанием до 70-80% (УП «Белкоммунмаш», ЗАО «Атлант», «Могилевхлебопродукт», УП «Минский моторный завод» и другие).

Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных объектов общественного питания, сеть которых на 1 января 2011 г. составляет 6247 единиц на 262,8 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни. Наряду с белорусской национальной кухней, развивается сеть предприятий с национальными кухнями народов мира. Сегодня 67% общедоступных объектов - это рестораны, кафе, бары. Наблюдается тенденция открытия наиболее демократичных объектов  питания (закусочных, кафетериев, баров) при сокращении сети ресторанов (сеть ресторанов сократилась на 4% и число мест в данной категории объектов на 13%).

Актуальным  является развитие сети предприятий  быстрого обслуживания, позволяющих  при относительно небольших  материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на  получение и прием пищи, особенно в местах  миграционных потоков населения. В городах республики насчитывается около 2,4 тыс. объектов быстрого обслуживания.  Именно эта сфера услуг питания в условиях экономического кризиса менее всего ощутила негативные его последствия, число посетителей здесь практически не изменилось. 

По состоянию  на 1 января 2011 г. по данным Белстата в  республике функционируют 441 объект общественного  питания придорожного сервиса. Вместе с тем, развитие объектов придорожного сервиса в значительной мере осложняется низкой рентабельностью этого бизнеса.  Срок окупаемости инвестиций в объекты придорожного сервиса значительно выше сроков окупаемости аналогичных объектов, расположенных в населенных  пунктах. Зарубежный опыт организации придорожного сервиса показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается  за счет  создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции. К концу 2015 г. планируется открыть более 40 объектов общественного питания придорожного сервиса.

Одним из условий  стимулирования  развития рынка  услуг питания является  создание конкурентной среды в данной сфере  деятельности, либерализация условий осуществления ресторанного бизнеса.

В этой связи  в 2009-2011 гг.  Министерством торговли совместно с заинтересованными  принято ряд нормативных правовых актов, позволяющих существенного  упростить хозяйственную деятельность торговых объектов: предоставлено право параллельного проектирования и строительства объектов, сняты ограничения по закупу товаров за наличный расчет и использованию наличных денег из выручки, расширены критерии применения упрощенной системы налогообложения, упрощены санитарно-гигиенические требования к объектах  общественного питания и порядок заключения договоров аренды, отменено присвоение наценочных категорий, сокращено количество обязательных к применению первичных учетных документов и другие.

В 2011-2015 г.г. развитие сети объектов общественного питания будет осуществляться по следующим основным направлениям: открытие специализированных пивных объектов; объектов, основанных на традициях белорусской национальной кухни, отражающих колорит и самобытность белорусской культуры; создание специализированных объектов, в том числе детских кафе, кофеен, блинных и других, ориентированных на организацию обслуживания молодежи, посетителей с детьми; развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового обслуживания в форме фуд-кортов объектов питания различных концепций, не дублирующих одна другую, и др.

 

3 Жилищно-коммунальное  хозяйство и бытовое обслуживание населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство — комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

ЖКХ подразумевает:

  • Водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в т.ч. для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления.
  • Канализация — отведение сточных вод.
  • Теплоснабжение — обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
  • Капитальный ремонт зданий.
  • Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания).
  • Сбор, вывоз и утилизация мусора.
  • Текущая уборка мест общего пользования.
  • Содержание придомовых территорий (благоустройство).
  • Электроснабжение.
    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Жилищно-коммунальное хозяйство

Основной проблемой  развития жилищно-коммунального хозяйства  Беларуси в перспективе до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства.

В настоящее время  на смену централизованному государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем  передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда.

Однако общие темпы  и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства  в различных населенных пунктах  страны требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли.

Поэтому главным направлением реализации одобренной правительством концепции развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2015 года является выработка подходов к решению задачи обеспечения населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта в этой области с одновременным переводом субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе - расширенного воспроизводства в отрасли.

В связи с этим, считают  специалисты, необходимо осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения системы финансирования. По их словам, это означает переход от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Такой переход предполагается осуществить в три этапа.

В частности, в настоящее  время за счет совершенствования  тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат по основным видам услуг. За счет данного фактора, по мнению специалистов, должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, проведения демонополизации и развития конкурентной среды, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений, дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления их адресной направленности, выделяемых на эти цели средств, считают в правительстве.

Информация о работе Состав и структура социально-потребительского комплекса Беларуси