Состояние финансов и денежного хозяйства России после Крымской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с1892 по 1903 гг.) возглавлялось С. Ю. Витте – крупнейшим государственным деятелем России рубежа XIX-XX вв. Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг.
Значение Витте как финансиста, экономиста и государственного деятеля и заключалось в
том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом
последовательно осуществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял
укреплению финансов, а также развитию промышленности и железнодорожного
транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный
бюджет возрос более чем в два раза

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.01 Кб (Скачать файл)

Введение

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение  одиннадцати лет (с1892 по 1903 гг.) возглавлялось  С. Ю. Витте – крупнейшим государственным деятелем России рубежа XIX-XX вв. Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг.

Значение Витте как  финансиста, экономиста и государственного деятеля и заключалось в

том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью  и размахом

последовательно осуществлял  такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял

укреплению финансов, а  также развитию промышленности и  железнодорожного

транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства  государственный

бюджет возрос более чем  в два раза. В 1892 г. он составлял  около одного миллиарда

рублей, а в 1903 г. - более  двух миллиардов. Среднегодовой прирост  бюджета составлял

10,5%, в то время как  в предшествующем десятилетии  он равнялся 2,7%, а в последующем

- 5%. Самой доходной статьей  бюджета стала введенная при  Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка,

изготовление водки и  крепких вин также производились  на частных заводах, но только по

заказу казны и под  строгим наблюдением акцизного  надзора. Продажа же этих напитков

становилась государственной  монополией, но она не касалась изготовления и продажи

пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии  началось в 1894 г. и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность

повышать питейные доходы не только распространением ее на новые  районы и за счет

увеличения продажи крепких  напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы

казны от винной монополии  постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше,

чем все прямые налоги. В  ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой реформы осознавалась предшественниками Витте по Министерству-Н. X. Бунге и И. А.Вышнеградским, они предпринимали некоторые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизируя финансы и накапливая золотой запас. Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до конца. Прежде всего, он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в.господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти.

Состояние финансов и денежного  хозяйства России после Крымской войны

Крымская война расстроила денежное обращение России, и в  полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменным бумажноденежным  обращением. Курс кредитного рубля  в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24% ниже паритета). Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. Он равнялся 63 коп. золотом. 
        В дореформенную эпоху сделки в кредит имели широкое распространение в оптовой торговле. Но не было сети учреждений капиталистического кредита. Казенные банки привлекали в качестве вкладов очень большие суммы, но они или употреблялись на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских душ”, или использовались для кредитования государства. Правда, один из казенных банков - Коммерческий - занимался кредитованием торговли, но он обращал на это лишь небольшую часть собираемых им вкладов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам. 
        На всю Россию существовало лишь несколько городских общественных банков. Их средства были незначительны, а район деятельности весьма ограниченным.  
        Незадолго до реформы 1861 г. казенные банки были упразднены и в 1860 г. был основан Государственный банк, производивший весьма крупные кредитные коммерческие операции. В 1864 - 1873 гг. возникло большинство акционерных коммерческих банков. Их правления находились в Петербурге, Москве и некоторых торгово-промышленных губернских центрах. Для операций в других городах банки открывали свои отделения. Число акционерных банков в 1875 г. составляло 39 и впоследствии почти не менялось (в 1900 г. - 43 банка), так как правительство неохотно давало разрешение на открытие новых банков. Ранняя концентрация банков была особенностью России и являлась главным образом результатом правительственной политики. На местах быстро росли общества взаимного кредита (в 1875 г. - 84 общества) и очень резко увеличилось число городских общественных банков. Таким образом, в 60 - 70 гг. в России сложилась система учреждений коммерческого кредита. В этот же период появились частные земельные банки, которые выдавали ссуды под залог помещичьих имений и городской недвижимости. Во второй половине 70-х годов совместные операции местных учреждений коммерческого кредита - обществ взаимного кредита и городских банков - были крупнее операций акционерных коммерческих банков. Как и в других капиталистических странах, в России с развитием капитализма росла сумма ценных бумаг всякого рода. В 1861 г. общая стоимость русских ценных бумаг составляла около 1,6 млрд. руб. Это были почти исключительно облигации государственных займов. Акции составляли менее 5% указанной суммы. Треть общей суммы русских ценных бумаг находилась тогда за границей. К 1876 г. сумма русских ценных бумаг возросла почти до 5 млрд. руб. Среди ценных бумаг заметный удельный вес приобрели бумаги железнодорожные и ипотечные (закладные листы земельных банков). 
        Большую часть второго пореформенного двадцатилетия Россия имела неразменное бумажноденежное обращение. 
        Восстановление размена кредитного рубля на металлическую монету потребовало от правительства длительных усилий и крупных затрат. Прежде надо было накопить большое количество золота и устранить колебание курса рубля. К середине 80-х годов эти цели были достигнуты. Уже в 70-х годах на мировом рынке стало дешеветь серебро по отношению к золоту. Поэтому крупные капиталистические страны Европы перестроили свои денежные системы, положив в основу денежных единиц золото и чеканя из серебра только разменную монету. Денежной единицей в России до прекращения размена был серебряный рубль. Восстанавливая размен кредитного рубля на звонкую монету, пришлось в качестве денежной единицы установить золотой рубль. Министр финансов С. Ю. Витте провел в 1897 г. денежную реформу, согласно которой содержание золота в рубле было определено в 66 2/3 прежних металлических копеек, что соответствовало тому курсу кредитного рубля, который установился к этому времени в результате мероприятий правительства. Благодаря этому денежная реформа не отразилась на ценах на товары. Были выпущены в обращение новые золотые монеты, на которые кредитные билеты стали обмениваться рубль за рубль.  В 80-х годах операции системы учреждений коммерческого кредита, взятой в целом, увеличились незначительно. В период промышленного подъема 90-х годов все учреждения коммерческого кредита увеличили свои операции, но особенно развили свою деятельность акционерные банки. Среди последних все больше возрастала роль петербургских банков.  С 80-х годов правительство усиленно расширяет сеть сберегательных касс, которых раньше было очень немного. В кассы начался приток сбережений мелкой буржуазии, до того хранившихся дома “в кубышках”. Вклады в сберегательных кассах на первое января 1875 г. составляли менее 2% суммы вкладов и текущих счетов в акционерных коммерческих банках, а на первое января 1900 г. уже превысили ее, несмотря на то, что благодаря подъему 90-х годов банки смогли намного увеличить эту сумму. В целях поддержания государственного кредита правительство помещало вклады сберегательных касс в государственные займы и гарантированные государством ценные бумаги. Бурный рост промышленности в 90-х годах вызвал устремление акционерных банков, главным образом петербургских, в новую для них область - кредитование и финансирование промышленности. Однако сращивание банков с промышленностью в это время было еще непрочным. 
        Сумма русских ценных бумаг в 1900 г. превысила 12 млрд. руб. Несколько более четверти этой огромной суммы приходилось на государственные займы, заключенные правительством на общегосударственные потребности, т. е. прежде всего на военные нужды. Треть составляли государственные займы на строительство железных дорог, а также акции и облигации железнодорожных обществ. На акции и облигации промышленных предприятий падало всего 16%. Ипотечные бумаги (закладные листы земельных банков) составляли 21% общей суммы русских ценных бумаг. 60% ее находилось внутри страны и 40% - за границей. Следует подчеркнуть, что огромное количество ипотечных ценных бумаг, размещенных почти полностью в России, отвлекало средства внутреннего денежного рынка на кредитование главным образом помещичьего землевладения, кредитование, имевшее почти исключительно непроизводительный характер: земля обычно закладывалась помещиками не для получение средств на улучшение хозяйства, а на чисто потребительские нужды.

Витте провел ряд важных экономических мероприятий до 1903, содействовавших индустриализации страны. «Создание своей собственной  промышленности, – писал Витте, –  это и есть та коренная не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание  нашей протекционистской системы». С этой целью Витте установил  выгодный для русской промышленности тариф, вел активную таможенную войну, заключал таможенные договоры (с Германией  в 1894 и 1904). Витте сыграл большую роль в бурно развивавшемся в те годы железнодорожном строительстве, в частности в создании Великой  сибирской магистрали. Характерной  чертой экономической политики Витте  было усиление государственного хозяйства (курс на сосредоточение в руках  государства железных дорог, организация  государственных кредитных учреждений, система казенных заказов и субсидий и др.). Во 2-й пол. 80-х Витте ввел казенную винную монополию, которая стала одним из главных источников государственного бюджета; ее введение означало увеличение косвенных налогов. Он широко привлекал иностранные капиталы в банки, промышленность, строительство железных дорог, заключил ряд внешних государственных займов, что создавало опасность подчинения русской экономики Западу.

Финансовая политика И.А. Вышнеградского

Первые шаги Вышнеградского направились по пути, проложенному его предшественником - в сторону  повышения таможенного дохода. Уже  в 1887 г. для уничтожения затруднений по сведению росписи 1888 г. были повышены пошлины на чугун (до 25 копеек), увеличено обложение железа, стали, чугунных, железных и стальных изделий, машин, паровозов, судов и руды. Обложены пошлиной растения, живые и сухие; повышены пошлины на хлопок (с 45 копеек до 1 рубля), бумажную вату и пряжу, сельскохозяйственные машины и орудия, пряности, лекарства, золотые, серебряные и платиновые изделия, столярные, токарные изделия, кружева, пуговицы, стеклярус и в особенности на каменный уголь. Покровительством русской промышленности было вызвано повышение пошлин на хмель и хмельный экстракт, аммиак и аммиачные соли, швейные и вязальные нитки и плиточный чай. Преимущественно с целью увеличения таможенного дохода шло повышение пошлин и в следующие годы. В 1889 г. подняты были пошлины на шерсть, древесную бумажную массу, вагоны, горный воск, крахмал: в 1891 г. - на бумажную пряжу. Под влиянием сильного повышения курса кредитного рубля (до 4/5 ценности металл.) в 1890 г. было признано необходимым повысить все прежние тарифные ставки на 20%. Пошлины на каменный уголь и кокс повышены были на 4%. Кульминационного пункта политика протекционизма в связи с фискализмом достигла в таможенном тарифе 1891 г. По этому тарифу были установлены новые пошлины на серу и серный колчедан, глину, камни и повышены старые: на шелк-сырец, джут, винный камень; усилено таможенное обложение иностранного сырья, ввозимого в полуобработанном виде (крученого шелка, чесаной шерсти, бумажной ваты, сырых зеркальных стекол, листового тонкого железа и др.). Для 35% ввоза был оставлен действовавший тариф, для 2% понижены и округлены, для 63% повышены пошлины. Новые условия экономической жизни и необходимость упорядочения государственных финансов настоятельно требовали урегулирования денежного обращения и государственного кредита. Для введения, вместо бумажной, металлической валюты правительству нужно было скопить в своих руках достаточный золотой запас, металлический разменный фонд. Уже в 1887 г. Вышнеградский подал записку о мерах к упрочению вексельного курса и упорядочению денежного обращения. Достижение этих целей он считал возможным при условиях: 1) допущения свободного размена кредитных билетов на монету, для чего необходимо было усиление разменного фонда, и 2) разрешения заключения сделок на металлическую валюту. Соображения Вышнеградского встретили целый ряд возражений в комиссии Государственного совета под председательством Тернера. Между тем недопущение сделок на металлическую валюту, при абсолютном уменьшении числа кредитных билетов и недостаточной растяжимости бумажно-денежной системы, вызывало многочисленные затруднения в торгово-промышленном обороте. Урожай 1888 г. увеличил вывоз хлеба; благодаря этому сильно возрос спрос на кредитные билеты, и так как количество их в кассах государственного банка уменьшалось, то в том же году было произведено 2 выпуска кредитных билетов на 30 миллионов рублей. В 1891 г. понадобилось произвести еще 3 выпуска на 75 миллионов рублей. Ввиду несогласия Государственного совета с соображениями Вышнеградского о допущении сделок на металлическую валюту, главное внимание Вышнеградского было обращено на увеличение запасов золота. Министерство старалось воспользоваться значительным предложением заграничных тратт, как следствием превышения вывоза над ввозом, и всячески приобретало их, а затем пересылало своим заграничным корреспондентам, получая взамен их золото. Производившиеся выпуски кредитных билетов обеспечивались золотом, но это мало гарантировало их ценность, так как общий металлический фонд составлял не более 1/4 части всей суммы денежного обращения. При таких условиях металлическое обращение не могло быть восстановлено, и вексельный курс сильно колебался. В 1888 г. курс кредитного рубля упал ниже, чем когда-либо прежде - на 50,1% ниже паритета; затем, повышаясь, дошел в 1889 г. до 65,9 копеек золотом и в 1890 г. - до 75 копеек золотом. Такие колебания были невыгодны главному экспортеру - классу землевладельцев. По мнению Вышнеградского, могло дойти до того, что "отпуск нашего хлеба станет совершенно невозможным". При таких условиях Вышнеградский считал, необходимым какой бы то ни было ценой удержать курс рубля на известном предельном уровне - 1 рубль 60 копеек кредитных за 1 золотой рубль, или 62,5 копеек золотом за 1 кредитный рубль. Для фиксации этого курса было решено, кроме приобретения заграничных тратт, повышения всех пошлин на 20% и временных выпусков кредитных билетов, скупить и некоторое количество кредитных билетов. Министерство занялось спекуляцией и этим еще более способствовало развитию ажиотажа, биржевой игры и безудержного господства биржи, характеризующего всю эпоху управления Вышнеградского. Правительству удалось скопить значительный металлический фонд (с 1 января 1887 г. по 30 августа 1892 г. было приобретено золота на сумму свыше 309 миллионов рублей), но, несмотря на все принятые меры, курс обнаруживал по-прежнему значительные колебания: в 1890 г. - 72,6, в 1891 г. - 66,8, в 1892 г. - 63,1 копейки. Те же классовые интересы крупных землевладельцев, которые не допускали осуществления повышения курсовой стоимости рубля до паритета, диктовали и другие меры министра финансов. Для развития благосостояния крестьян не было проведено ни одной меры, но землевладельцам делались всевозможные льготы. Деятельность крестьянского банка была распространена на губернии ; продажа заложенных крестьянских земельных участков с торгов была облегчена; принимались всевозможные меры к исправному взносу платежей, следующих банку. В то же время обществу взаимного поземельного кредита, в котором были, главным образом, заложены частные имения, была разрешена конверсия 5%-ных закладных листов в 41/2%-ные металлические, с правительственной гарантией; дворянскому банку разрешен выпуск 5%-ных закладных листов на 80 миллионов рублей, и этим предоставлена возможность выдавать ссуды наличными деньгами. В 1889 г. дворянам-заемщикам дворянского банка были понижены размеры платимых ими по ссудам процентов до 41/2%; в 1890 г. общество взаимного поземельного кредита было передано в управление государственного дворянского земельного банка. Тот же характер носила и податная политика Вышнеградского. Прямые налоги остались, за ничтожными исключениями, без всякого изменения. Был введен дополнительный раскладочный сбор с купеческих и негильдейских предприятий; увеличен добавочный сбор с акционерных обществ и товариществ на паях . В 1887 г. обложены акции железнодорожных предприятий, гарантированных в размере 5% и негарантированных в размере 3%. И если доход от прямых налогов в управление Вышнеградского давал увеличение, то это происходило не в силу введения новых налогов или более целесообразного их распределения. Система прямого обложения оставалась нетронутой во всей своей технической и экономической отсталости, но хозяйственная жизнь развивалась, и доход от прямого обложения механически увеличивался. Со всей своей силой податные реформы нового министра обрушились на широкие массы населения. Необходимость увеличения государственных доходов и улучшения государственных финансов и в то же время стремление к покровительству торгово-промышленному классу диктовали Вышнеградскому усиление косвенного обложения. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 9 до 91/4 копейки с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20 - 50%. В 1888 г. были введены два новых акциза - нефтяной (40 копеек с пуда со всех осветительных масел и 30 копеек с пуда с легких) и спичечный; при вывозе за границу оба акциза должны были слагаться. Простой гербовый сбор повышен с 60 до 80 копеек; цена актовой бумаги увеличена на 25%. Гербовый сбор с процентных бумаг увеличен (1888); действие гербового устава распространено на товарные складочные свидетельства (1889). Судебные пошлины получили характер гербового сбора: свыше 25 рублей они должны были уплачиваться наличными деньгами, до 25 рублей - особыми гербовыми марками (1890). В том же году был издан закон о взимании пошлин с наследств, открывающихся после иностранных подданных; установлен сбор в пользу казны с так называемых специальных текущих счетов; сбор с заграничных паспортов увеличен вдвое. Действие вычетов при увеличении содержания лицам, состоящим на государственной службе, распространено и на новый контингент служащих. В 1891 г. пробирная пошлина повышена с золотых изделий с 15 копеек до 30 копеек, с серебряных с 1 копейки до 2 копеек.

В тесной связи с покровительством торгово-промышленному классу и  со стремлением к увеличению вывоза, как к средству улучшения государственных финансов путем создания благоприятного торгового баланса, находится и железнодорожная политика Вышнеградского. Она может быть сведена к трем основным группам мероприятий: к упорядочению тарифов и использованию их в целях поощрения вывоза и затруднения ввоза, к развитию контроля над железнодорожными обществами и к облегчению лежавшего на казне бремени путем выкупа в казну целого ряда частных железных дорог. Действительный правительственный надзор и руководительство железнодорожными тарифами начинается с 1889 г., когда были изданы временные правила о железнодорожных тарифах и учреждениях по тарифным делам. В этом же году было произведено понижение хлебных тарифов; на зерно, вывозимое за границу, была установлена 10%-ная скидка; в 1890 г. пересмотрены ввозные тарифы. Тарифы на перевозку угля, перевозимого от портов внутрь страны, повышены, на уголь донецкий, польский и уральский значительно понижены; понижены также тарифы на перевозку нефти, керосина и рогатого скота. Сильное разнообразие тарифов и их сложность делали чрезвычайно затруднительной перевозку товаров, в особенности, если грузам приходилось следовать по нескольким дорогам, находящимся в руках разных железнодорожных обществ. Министерство финансов занялось упрощением тарифов и приданием им большого однообразия. Усиленное железнодорожное грюндерство и зависимость торговли и промышленности от железных дорог создали необычайную эксплуатацию со стороны железнодорожных обществ. Отправители товаров с трудом разбирались в сложных и разнообразных тарифах и от постоянных переборов терпели большие убытки. Железнодорожным обществам ввиду этого было рекомендовано министром финансов не вводить льготных тарифов без разрешения министерства; установлено предварительное предъявление новых тарифов в министерство и опубликование тарифов во всеобщее сведение. Устраняя эксплуатацию со стороны железнодорожных грюндеров путем упорядочения тарифов, министерство финансов в то же время еще более способствовало тому же грюндерству другими сторонами своей железнодорожной политики. Огромная задолженность железнодорожных обществ, большей частью гарантированных правительством, ложилась тяжелым бременем на казну и отягощала государственный бюджет; на очередь поэтому был поставлен выкуп частных дорог казной, но при выполнении его к интересам государства тотчас же примешались частные интересы капиталистов. Владельцы железнодорожных акций и облигаций, всевозможные спекулянты имели влиятельных лиц в среде правительства, и выкуп не столько совершался в пользу государства, сколько приносил выгоды владельцам дорог и акционерам. Долги общества казне обыкновенно слагались, и переход в казну невыгодных и убыточных дорог избавлял общества от неизбежных крахов. Всего было выкуплено правительством при Вышнеградском до 4760 веток железных дорог (Ряжско-Моршанская, Закавказская, Моршанско-Сызранская, Тамбовско-Козловская, Курско-Харьково-Азовская, Либаво-Роменская и др.). И в то же время правительство разрешало новые концессии: в 1887 - 1891 годах было разрешено к сооружению казной лишь несколько небольших дорог и ветвей (всего 460 веток), а частным обществам за то же время была разрешена постройка около 1830 веток. Железнодорожной спекуляции и грюндерству много способствовало и разрешение выпусков новых 4%-ных облигаций целому ряду железных дорог (Курско-Азовской, Козлово-Воронежской, Ростовской, Орловско-Брянской, Фастовской и др.). В области государственного кредита Вышнеградскому досталось тяжелое наследство: большое разнообразие форм государственных займов, заключенных притом по чрезвычайно высокой цене - 6 - 8%. Уменьшение расходов по государственному долгу должно было начаться с его унификации и консолидации. В 1887 г. был выпущен внешний 4%-ный заем на 100 миллионов рублей, погашаемый ежегодно тиражами в течение 80 лет. Объявленная подписка по цене 84% дала 83 миллиона рублей. Вследствие дальнейшей нужды в средствах на железнодорожное строительство в 1891 г. был заключен новый 3%-ный золотой заем. Русский государственный кредит стоял тогда очень низко. Несмотря на все старания синдиката русских и иностранных банкиров и русского правительства, подписка шла туго, и на размещение займа потребовалось почти два года. Вместо объявленной суммы в 125 миллионов рублей, подписка дала не более 95 миллионов рублей золотом. В 1890 г. состоялся первый выпуск внутреннего 41/2% консолид. железнодорожного займа на сумму 75 миллионов рублей кред. нариц. В 1887 г. выпущены билеты государственного казначейства с уплатой 379/100% вместо 432/100%; это уменьшило сумму билетов государственного казначейства на 18 миллионов рублей. В том же году была совершена пересрочка банковых билетов 1 выпуска и выпуска 1863 г. Это дало казне сбережение в 8 миллионов рублей, но переложило бремя государственного долга на будущие поколения. Для сокращения государственных расходов необходимо было сократить платежи по системе государственного кредита. Вышнеградский выбрал путь конверсионных операций. В 1888 г. была совершена конверсия так называемого военного займа 1877 г. При посредстве синдиката парижских банкиров был выпущен 4%-ный заем на 125 миллионов рублей для обмена 5%-ных облигаций этого займа. В 1890 г. был выпущен 2-й 4%-ный золотой заем в 90 миллионов рублей для выкупа англо-голландских 5%-ных займов 1864 и 1866 годов и 5%-ного займа 1855 г.; в том же году состоялся третий выпуск 4%-ного золотого займа в 75 миллионов рублей золотом для выкупа 5%-ного займа 1862 г. Наконец, четвертой конверсией можно считать выпуск в 1890 г. 4%-ного золотого займа 4-го выпуска в 10 миллионов рублей для выкупа 5%-ных облигаций Харьково-Кременчугской железной дороги. В 1891 г. за счет свободной золотой наличности государственного казначейства были выкуплены 1 голландский заем, 41/2%-ные метал. займы 1850 и 1860 годов на 29,5 миллионов рублей золотом. Наряду с конверсией государственных займов, произведены были конверсии железнодорожных займов. В 1889 г. состоялись: выпуск 4%-ных консолидир. облигаций 2-го выпуска, и выпуск 4%-ных консолид. облигаций 2-й серии на 310,4 миллионов рублей для конверсии остальных 5%-ных консолид. облигаций (1, 3, 4 и 7 выпусков). Когда были закончены конверсии наиболее обременительных внешних 5%-ных займов, Вышнеградский приступил в 1891 г. к конверсии внутренних займов. Для этой цели прежде всего был совершен выкуп 51/2%-ных выкупных свидетельств путем выпуска 2-го 4%-ного внутреннего займа на 70 миллионов рублей; затем выкуплены банковые билеты 3, 4 и 5 выпусков на 184 миллиона рублей посредством выпуска 3-го 4%-ного внутреннего займа на 104 миллиона рублей, и, наконец, конвертированы облигации 1-го восточного займа 1877 г. путем выпуска 4-го 4%-ного внутреннего займа на 190 миллионов рублей. Кредитные операции Вышнеградского отличались широким размахом; если не все конверсии были удачны, то это объясняется обширностью, сложностью и новизной для России этого дела. Платежи по государственному долгу были сокращены, процент понижен, разнообразие форм государственного долга в значительной степени уменьшено. Но как и все в управлении Вышнеградского, часть кредитных его операций была связана с защитой интересов господствующего дворянского землевладельческого класса. Таковы были: конверсия закладных листов общества взаимного поземельного кредита, причем новые закладные листы были освобождены от уплаты купонного налога; затем 3-й выигрышный заем 1889 г., распространению которого среди широких кругов публики правительство всячески помогало путем кредитования покупателей по низкому %. Этот же заем вызвал не только обычный биржевой ажиотаж, но какую-то лихорадочную погоню за наживой в самых широких слоях публики. "Русский государственный кредит", II, 443 - 444). Такой же лихорадочной погоней за наживой была вся финансовая и податная политика Вышнеградского. Она служила двум целям - абсолютистскому государству, нуждавшемуся в прочных финансах и в увеличении бюджета на армию и флот, и развивающемуся капитализму. Народные массы не принимались во внимание; ни один из русских министров не приносил с такой готовностью интересы низших классов в жертву абсолютизму и капитализму. И результаты этой политики не замедлили сказаться. Государственный долг, хотя и упорядоченный, достиг к концу 1892 г. 5874,1 миллионов рублей. Усиленный протекционизм не привел к цели: он не уменьшил ввоза целого ряда продуктов, но заставил широкие массы населения еще больше переплачивать на необходимых предметах потребления. Таможенный доход увеличился с 98,3 миллионов рублей в 1887 г. до 122,6 миллионов рублей в 1891 г. и занял место в государственном бюджете наряду с доходом от косвенного обложения. Увеличение косвенного обложения усилило налоговое бремя и довело платежные силы населения до чрезвычайной напряженности. Когда в 1891 и 1892 годах наступили неурожаи, недоборы в поступлениях с крестьян и целый ряд других фактов, в хозяйственной жизни России обнаружили непрочность роста государственных доходов.

Мероприятия С.Ю. Витте по стабилизации государственного бюджета России

Главными мероприятия  в экономической сфере стали: винная монополия (1894); денежная реформа (1895-1897), а именно введение золотого обращения и установление свободного обмена кредитного рубля на золото, что стабилизировало рубль и  привело к притоку иностранных  инвестиций; активное железнодорожное  строительство, включая Транссибирскую магистраль. Министру удалось добиться заключения выгодного концессионного русско-китайского договора о сооружении и эксплуатации КВЖД через Манчжурию (1896) и о множестве торговых льгот  для России, вплоть до эксплуатации угольных месторождений. Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте была неразрывно связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы. Заслугой Витте явилось то, что практически весь период его управления Министерством финансов характеризовался ростом объема государственного бюджета. Это происходило за счет расширения сферы казенного хозяйства в железнодорожном деле, Введения казенной продажи крепких напитков, доход от которой за 1896-1902 гг. возрос более чем в 16 раз.

Были повышены практически  все налоги, кроме поземельного, а также проведена реформа  торгово-промышленного налогообложения. Вследствие этого бюджетный дефицит сменился систематическим накоплением свободной наличности, находившееся в распоряжении министра финансов и достигшей в 1904 году 381 млн. рублей.

Витте осуществил денежную реформу 1905-1907 гг. Реформа Витте увенчала десятилетний период, в ходе которого Министерство финансов искало пути для  стабилизации денежного обращения. В 1870-е – 1880-е гг. российские министры финансов неоднократно пытались реформировать  денежную систему, благодаря чему к 1892 году в финансовом ведомстве были сформулированы принципы будущего преобразования: девальвация рубля; установление золотого монометаллизма; одновременное обращение  металлических и бумажных денег; гарантированный размен кредитных  билетов на золото; ограничение выпуска  бумажных денег в пределах, не превышающих  потребностей денежного обращения; предоставление права Казначейству принимать звонкую монету в уплату налогов по существующему курсу; разрешение частным лицам использовать металлическую валюту в отношениях между собой. Эти принципы были реализованы С.Ю. Витте при проведении денежной реформы 1895-1897 гг.

 

Денежная реформа С.Ю. Витте 1895-1897гг.

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших  валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой  программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем  помогли народнохозяйственному  организму выдержать тотальные  потрясения русско-японской войны и  революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства  преодолеть очевидную архаическую  замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка. Развиваясь в русле мировых тенденций  экономического развития, российский капитализм в последней четверти XIX - начале XX веков вступил в империалистическую стадию. Этому способствовал промышленный подъем 90-х годов XIX века, который наблюдался в большинстве развитых государств того времени. Для империалистического этапа развития были характерны высокая ступень концентрации производства и капитала и возникновение монополистических объединений, которые играли решающую роль в экономическом развитии; слияние банковского и промышленного капитала и возникновение на их основе финансового капитала; значительный вывоз капитала за границу, хотя для экономики вывоз товаров по-прежнему преобладал. В 90-е годы XIX века в экономике России занимают прочные позиции монополистические объединения - картели и синдикаты, возникает много акционерных коммерческих банков.

Информация о работе Состояние финансов и денежного хозяйства России после Крымской войны