Состояние финансов и денежного хозяйства России после Крымской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с1892 по 1903 гг.) возглавлялось С. Ю. Витте – крупнейшим государственным деятелем России рубежа XIX-XX вв. Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг.
Значение Витте как финансиста, экономиста и государственного деятеля и заключалось в
том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом
последовательно осуществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял
укреплению финансов, а также развитию промышленности и железнодорожного
транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный
бюджет возрос более чем в два раза

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом, предпосылками  для успешного проведения денежной реформы были: огромный золотой запас, стабилизированный валютный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет и, что немаловажно, невмешательство  царя и Государственного Совета в  работу министерства финансов и Государственного банка.

Денежная реформа 1895-1897 годов, проведенная Витте, осуществлялась в несколько этапов и состояла из целого ряда мероприятий, ставивших  целью установление твердого золотого содержания российской валюты, обеспечение  свободного размена банкнот на золото по твердому курсу, внедрение в денежное обращение золотых монет. Последняя  задача была сложной не столько по техническому ее решению, сколько из-за психологических факторов. Дело в  том, что хотя в России со времен Петра I и чеканились регулярно золотые  монеты, но они практически не участвовали  во внутреннем денежном обороте, а использовались населением в качестве сокровищ, либо для внешних платежей. Этому способствовала и практика раздачи золотых монет  членами императорской фамилий  в качестве наград отличившимся военнослужащим (включая рядовых солдат) и чиновникам. В 80-е - первой половине 90-х годов XIX века золотые монеты фактически начали участвовать  в денежном обращении, но юридически сохранял силу закон, по которому все  сделки должны были заключаться в  серебре.

С середины 90-х годов с  целью подготовки населения к  обращению бумажных денежных знаков, разменных на золото, были приняты  меры по увеличению выпуска депозитных металлических квитанций. Государственный  банк выдавал «депозитки» частным  лицам в обмен на золото в слитках, иностранные золотые монеты и  разменные на золото иностранные  банкноты, квитанции золотодобывающих шахт и приисков на золото, тратты на заграницу, оплачиваемые золотом. Петербургская  и Московская конторы Госбанка производили  свободный размен депозитных металлических  квитанций на золотые 5- рублевые монеты.

Депозитные металлические  квитанции выпускались достоинством в 5; 10; 25; 30: 50; 100; 500 и 1000 рублей. В основном они имели такое же оформление, как и аналогичные квитанции, выпущенные в 1886 году. При расчетах между частными лицами эти денежные знаки принимались при взаимном согласии сторон.

В 1887-1895 годах в денежном обращении находились государственные  кредитные билеты новых образцов. Были выпущены следующие банкноты -1; 3; 5; 10; 25 рублей.

В 1892, 1894 и 1895 годах были выпущены в обращение государственные  кредитные билеты номиналом соответственно 25; 10 и 5 рублей. Все кредитные билеты, выпущенные в 1887-1895 годах, имеют текст, что по предъявлении оного из разменной кассы Госбанка выдается золотая или серебряная монета. Однако, как мы знаем, на практике никакого обмена бумажных денег на металл не производилось.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем было два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.

Несмотря на указанные  меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного  платежного средства. Это объяснялось  и отсутствием привычки к ней  у населения, и очевидным неудобством  золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Полуимпериалы и империалы  с обозначением 5 рублей и 10 рублей циркулировали  по 7 руб. 50 коп. и 15 руб., что постоянно  вызывало недоумение и многочисленные злоупотребления при расчетах. Спрос  на золотую монету сдерживали и опасения того, что Государственный банк понизит  курс административным путем, что может  привести к финансовым потерям (весной и летом 1895 г. об этом было много слухов). Стремясь развеять подобные страхи, Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным рублем и кредитным устанавливался исходя не из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения.

Деятельность Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации  и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшего накала общественные страсти достигли в 1896 г. Русское общество, совсем еще недавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаром погрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовой реорганизации.

Конкретных и весомых  аргументов у противников золотого рубля практически не было. Нападки  базировались почти исключительно  на эмоциях. Звучали голоса о “грядущем  разбазаривании национальных богатств”, об обнищании страны, о превращении  ее во вторую Индию и т. д.

Подобного рода опасения и  доводы были хорошо известны министру финансов и его “монометаллической команде”. Однако, во-первых, согласно министерской программе, введение золотого эквивалента рубля не предполагало установления тождества бумажных и  металлических денег. Мысль об этом была признана опасной и в планах не фигурировала. В основу реформы  был положен принцип существенной девальвации. Во-вторых, весьма расхожие страхи об утечке золота из страны базировались на плохом знании экономического потенциала страны. К тому же, как неоднократно разъяснял С. Ю. Витте, если часть  золота действительно уйдет за границу (с такой возможностью министр  считался), то оно туда поступит “не  просто так”, а как плата за кредиты, товары и услуги, способствовавшие росту промышленности.

Вся реформа денежного  обращения была рассчитана на будущее  индустриальное развитие России, и  ему она служила. Но неизбежно  вставал вопрос о том, как девальвация  и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной  деятельности и в первую очередь  на положении основной части подданных  российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения  оправдались полностью), что ни к  каким заметным общественно-экономическим  пертурбациям реорганизация финансового  обращения не приведет. Система конвертации  валюты затрагивала главным образом  внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических  и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и  производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в  массе своей оставались вне системы  мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась  контролю со стороны государства.

В представленном в Государственный  совет в марте 1896 г. законопроекте “Об исправлении денежного обращения” С. Ю. Витте следующим образом определял главные условия проведения и цели реформы: “Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного обращения”. При этом реформа “должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшего потрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения... Проектируемая реформа, не нарушая народных привычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за собой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны, вредного в экономическом и опасного в политическом отношениях бумагоденежного обращения к обращению золотой монеты и разменных на нее знаков”.

Новая денежная система, построенная  на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы:

1. Десятирублевая золотая  монета новой чеканки представляла  собой основную монету России  и законное средство платежа.  Золотые монеты чеканки по  закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра  ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные  билеты имели силу законного  средства платежа и включались  в пассив банка. Их обмен  на золото осуществлялся по  курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки  золотом за кредитный рубль,  что соответствовало среднему  курсу рубля и соотношению  расчетного баланса, сложившегося  в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов  осуществлялась Государственным  банком только для коммерческих  операций банка. До 1 млрд. руб.  кредитные билеты обеспечивались  золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по  правительственным и частным  займам, заключенные в металлических  рублях до этого закона, остались  неизменными, то есть подлежали  оплате новыми рублями в полуторном  размере.

Основные положения проекта  в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского  общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное  неприятие. В такой ситуации Витте  решил обойти Госсовет и обратился  непосредственно к царю. "Его  Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и  собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".

Первый закон "О чеканке  и выпуске в обращение золотых  монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания - 3 января 1897 г. Включал в себя следующие положения:

- сохраняются в обращении  золотые империалы (старый номинал  10 руб.), полуимпеиалы. На них чеканится  новый номинал (соответственно, 15 и 7.50), т.е. произведена девальвация  рубля (на треть, если считать  к текущему, и на 50%, если считать  к базе);

- операции Государственного  банка по покупке и продаже  золота утратили временный характер;

- в качестве денежной  единицы установлен золотой рубль,  содержащий 0.774235 г. золота (равно 17.424 долям). Монеты в 10 рублей и 5 рублей - полноценные золотые деньги, т.е. пятирублевая монета содержала 5*17.424=87.12 долей золота, а десятирублевая - 1 золотник 78.24 доли золота (1 золотник = 96 долям);

- золотые монеты - законное  платежное средство без ограничения  суммы; 

свобода чеканки (любой предъявитель 1 золотника 78.24 долей золота получал  от государства 10- рублевую монету, передавая  государству золото для перечеканки) - для гарантии того, что 10- рублевая монета не могла стоить больше заключенного в ней металла;

- терпимость в весе (2/1000 части выше или ниже законного  веса в 10- рублевой монете) и  терпимость в пробе (1/1000 части  выше или ниже законной пробы), установление предельного веса, при котором монета признавалась  полновесной (для гарантии содержания  чистого металла);

- золотой монометаллизм:  полноценные золотые деньги и  неполноценные серебряные и медные. Это означает, что серебряное  и медное содержание в соответствующих  монетах, скажем в рублевых, было  меньше, чем можно было купить  на рынке за один рубль;

- эмитент золотых (полноценных), серебряных и медных монет  (разменных, т.е. с ограничениями  к приему по суммам и типам  касс, так только правительственные  кассы обязаны были принимать  серебряную монету без ограничения) - казначейство. Монетный доход, который  образовывался в силу неполноценности  серебряных и медных денег,  вносился в роспись доходов  госбюджета. При этом действовали  жесткие ограничения на выпуск  неполноценных монет: количество  выпущенной серебряной монеты  не должно было превышать установленный  норматив (3 руб. на человека), а  на выпуск медных монет министр  финансов испрашивал разрешения.

Для завершения денежной реформы  требовалось создать новый механизм эмиссии кредитных билетов. 29 августа 1897 г. император подписал указ о порядке выпуска кредитных билетов и их обеспечении. Им было определено: «Государственные кредитные билеты выпускаются государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 млн. руб. Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 млн. руб., должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль, так, чтобы каждым 15 р. в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом на сумму не менее 1 империала». Таким образом, указ установил очень жесткие условия обеспечения кредитного рубля, закрепил его девальвацию и демонетизацию серебра, которое перестало рассматриваться как обеспечение бумажных денег.

Вскоре после подписания этого указа по распоряжению министра финансов была осуществлена реорганизация  счетоводства в Государственном  банке, которая резко изменила характер организации банка и его взаимоотношения  с казной. Если раньше Госбанк формально  не был эмиссионным банком, выпускал кредитные билеты от имени Казначейства и имел счет эмиссионной операции, отдельный от счета коммерческих операций, то теперь оба счета были слиты. Банк стал эмитировать кредитные  билеты от своего имени, а в его  разменный фонд было зачислено все  золото, принадлежавшее ранее и Госбанку, и казне. Золото было переоценено  в отношении 1 старый рубль был  равен 1 рублю 50 копейкам нового чекана. Прибыль от переоценки золота, принадлежавшего  Казначейству, была использована для  погашения долга казны Банку  за кредитные билеты. В результате этой операции 8 сентября 1897 г. кредитным билетам в обращении на сумму 1069 млн. руб. противостояло 862,5 млн. руб. разменного фонда, то есть существовал почти 100-миллионный резерв эмиссии кредитных билетов. Это придавало денежной системе необходимую прочность.

Информация о работе Состояние финансов и денежного хозяйства России после Крымской войны