Состояние и перспективы внешнеэкономических связей Беларуси со странами ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Создание единого рынка для более, чем 369 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы европейской интеграции………………………...5
2. Причины, этапы и условия создания Европейского союза……………..10
3. Достоинства и недостатки европейской интеграции на современном
этапе…………………………………………………………………………...15
4. Состояние и перспективы внешнеэкономических связей Беларуси со странами ЕС ……………………………………………………………...... ..20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 85.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы европейской интеграции………………………...5

2. Причины, этапы и условия создания  Европейского союза……………..10

3. Достоинства и недостатки европейской  интеграции на современном

этапе…………………………………………………………………………...15

4. Состояние и перспективы внешнеэкономических  связей Беларуси со странами  ЕС ……………………………………………………………...... ..20 

Заключение…………………………………………………………………...24

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Европейский Союз объединяет 27 европейских стран с  целью обеспечения мира и процветания своих  граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены  сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства  и учреждения  экономического и  валютного союза.

Создание единого рынка для  более,  чем  369  миллионов  европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и  коммерческую  политику и  начинает играть все более важную роль на международной арене  путем  проведения  единой внешней политики и политики безопасности. Интересы европейцев  на  международном  уровне представляются рядом общих институтов:

Совет Министров, состоящий из 27 глав государств и правительств стран - членов ЕС является основным органом принятия решений. Он выдвигает широкие политические инициативы  и  определяет  основные  направления политики. В  зависимости  от  обсуждаемых  вопросов, Совет состоит из тех министров стран-членов, которые отвечают за данную область. Председатель и 19 членов Европейской  Комиссии контролируют выполнение Европейских Договоров. Европейская Комиссия  выполняет решения Совета Министров и обладает правом инициативы по  подготовке и  выдвижению проектов общих законодательных актов. Комиссия  имеет  исполнительный аппарат, а также управляет такими программами, как Тасис.

Европейский Парламент  является собранием  из  626 депутатов, напрямую избираемых гражданами  стран-членов. Депутаты  изучают  законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с  Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии.

Целью курсовой работы является определение роли ЕС в жизни европейских стран. В число 27 государств, образующих Европейский Союз, входят: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. Эти страны объединяют огромные территории, людские и материальные ресурсы.

Задачами данной работы являются:

изучение теоретических основ процесса интеграции;

выявление причин, этапов и условий Европейского союза;

изучение достоинств и недостатков европейской интеграции на современном этапе;

анализ состояния и перспектив внешнеэкономических связей Беларуси со странами ЕС.

При написании работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых: М. Клямут, И. Буздалов, С. Уткин, Р. Симонян, Р. И. Хасбулатов и другие.

В  первой главе будет раскрыта сущность интеграции, её причины, а в последующих главах результат - создание и развитие Европейского союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ

 

 

Европейская интеграция — это перестройка на высоком уровне социально-экономического и политического развития входящих в неё стран. Интеграция означает переход к смешанной экономике, противодействие монополизму и поддержание конкуренции и предпринимательства, регулирование социальных отношений, упор на человеческий капитал и демократию. [4, с.144]

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и  количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных объективных условий.

Во-первых, нужен достаточно высокий  уровень  развития  промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими,  все  более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами,  имеющими  развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.

Во-вторых,  даже  достаточно  развитые  в  промышленном  отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены,  плановые издержки производства и государственная монополия внешней  торговли, а  рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются  не чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может  стать  устойчивым  и  необратимым процессом лишь при наличии  в государствах - партнерах  высокоразвитой  и прочно укоренившейся политической  демократии,  способной  учитывать  и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных  мира сего. [13]

Каждая  из участвующих в интеграционном  процессе  сторон имеет  свои  собственные интересы и проблемы. Таких причин существует великое множество,  в  частности  желание,  получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей,  а  также  доступ к более дешёвым производственным  ресурсам,  улучшить условия  торговли, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые  зарубежные  инвестиции,  которые охотнее идут на большие  рынки. Не менее важны и неэкономические  цели, как-то: налаживание более дружественных взаимоотношений  со  странами-соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной  и политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как  к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того,  многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в  процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция  одних  стран  создаёт несколько эффектов,  способствующих  привлечению новых  участников  в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным  и  заключается  в  том, что в государствах-участниках  интеграционного процесса  обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение  темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Второй эффект заключается в том, что часть торговли  стран-участниц интеграционного  процесса  переориентируется  с  внешнего  мира   друг  на друга, что создаёт  неудобства  окружающим странам  и  вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу. Важно иметь много  общих черт  во всех областях, так называемое ядро интеграции,  которое предполагает  близость уровней экономического развития и общность экономического и  политического строя. Не  менее важна  культурная и религиозная близость  объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и  уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль  играет  географическая  близость  стран-участников  объединения,  поскольку она  способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества,  культурной близости. .[5, c.153-155]

Первым этапом интеграции является  заключение  торговых   соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть  таких соглашений – в  снижении внутри данной группы стран тарифов  по  сравнению  с  тарифами на товары и услуги остального  мира,  и  хотя  такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении,  противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные  соглашения,  направленные на углубление интеграционного процесса. Торговые соглашения возникли в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться США в 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о  таможенной  политике  США  после  окончания Второй мировой войны появились первые многосторонние торговые  соглашения.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень, с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

Вторым  этапом интеграции  является создание  зоны свободной  торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы  на  товары стран-участниц  соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность  своей таможенной политики по отношению к внешнему миру.

К зонам свободной торговли относятся:

- Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

- Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994г.;

- Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994г. и др.

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют  национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования  по  отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а  также  требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне  периодических встреч министров. Например, Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа) 1961г.

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

- Экономический и валютный союз (ЭВС),

- Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),

- Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995. Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн. В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.).

К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.

9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании. Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

Информация о работе Состояние и перспективы внешнеэкономических связей Беларуси со странами ЕС