Состояние и перспективы внешнеэкономических связей Беларуси со странами ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Создание единого рынка для более, чем 369 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы европейской интеграции………………………...5
2. Причины, этапы и условия создания Европейского союза……………..10
3. Достоинства и недостатки европейской интеграции на современном
этапе…………………………………………………………………………...15
4. Состояние и перспективы внешнеэкономических связей Беларуси со странами ЕС ……………………………………………………………...... ..20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 85.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время Европейский союз является вторым после Российской Федерации торговым партнером Республики Беларусь.  Доля ЕС во внешнеторговом обороте нашего государства составляет около 13 %,  в товарообороте со странами вне СНГ –   37   %.  По мере расширения ЕС за счет государств Центральной и Восточной Европы,  являющихся важными торговыми партнерами Беларуси,  роль Евросоюза во внешнеэкономических связях нашего государства будет возрастать.

Республика Беларусь предоставила более благоприятные условия для доступа на белорусский рынок текстильных товаров, импортируемых из стран-членов ЕС, несмотря на то, что это затрудняет выполнение обязательств, принятых Беларусью в рамках международных договоров с третьими государствами, предусматривающих установление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле,

В настоящее время Евросоюзом применяются антидемпинговые меры в отношении импорта четырех товаров,  происходящих из Республики Беларусь: хлористого калия,  полиэфирных штапельных волокон,  полиэфирного филаментного жгута и карбамидно-аммиачной смеси. Кроме того,   Европейской комиссией проводится антидемпинговое расследование в отношении белорусского карбамида (мочевины).

Сегодня в ЕС все же происходит определенная эволюция позиций и признание неэффективности мер по  «изоляции» Беларуси,  высказывается необходимость реализации более гибкого подхода к белорусскому вопросу.        Это даже дает определенную положительную динамику в торгово-экономических взаимоотношениях Беларуси с ЕС:  пролонгировано до 2004  года Соглашение о торговле текстильными изделиями,  предусматривающее существенное увеличение квот на импорт в ЕС белорусской текстильной продукции;  удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда белорусских товаров;  Европейская комиссия приняла решение о частичном размораживании для Беларуси Программы технической помощи ТАСИС.

Тем не менее, несмотря на определенный прогресс, достигнутый в области торгово-экономического сотрудничества, применяемые Европейским союзом нетарифные меры (количественные ограничения и антидемпинговые санкции) в отношении ряда белорусских товаров -  важнейших составляющих внешней торговли Республики Беларусь -  по-прежнему являются главным сдерживающим фактором для развития экспорта Республики Беларусь в страны-члены ЕС для полной загрузки имеющихся производственных мощностей предприятий Беларуси.

Расширения ЕС на Восток моделирует для Беларуси новую геополитическую ситуацию, которую еще предстоит оценить. Возникает целый комплекс новых внутриевропейских противоречий. Отказ в скором принятии в состав ЕС государств так называемой  «второй волны» может спровоцировать рост региональной напряженности вследствие нарастания разницы в уровнях развития принятых и не принятых в ЕС стран. Обостряется проблема формирования органов центрального управления Союзом. Уже на стадии подготовки новых членов к вступлению в состав Союза возникает необходимость проведения внутренней реформы, что, стало главным вопросом дискуссии на последнем саммите в Ницце. Появляется проблема реального равноправия в реформируемом Союзе. Экономическая специализация новых членов ЕС будет определяться потребностями развитых стран и регионов Союза. Формирование союзного центра неизбежно будет сопровождаться усилением формальной и неформальной иерархии стран-членов ЕС. Новые члены ЕС изначально оказываются на низших этажах союзной иерархии. Расширение ЕС на восток требует безусловного установления отношений стратегического партнерства между ЕС и Россией.

По мере расширения ЕС на восток Беларусь оказывается в зоне экономического и геополитического притяжения ЕС.  Основные параметры развития РБ во все большей степени будут определяться влиянием ЕС. Экономическая ориентация, развитие политической системы,      идеологии, культура Беларуси также во всевозрастающей степени будут испытывать давление со стороны ЕС. Беларусь трансформируется в страну, зависимую от процесса европейской интеграции от ЕС. В этой связи открывается совершенно новый взгляд на российско-белорусское стратегическое партнерство. Россия выступает фактором, который ослабляет зависимость Беларуси от ЕС. Сохранение тесных белорусско-российских отношений способно ослабить влияние на Беларусь ряда негативных тенденций европейской интеграции и уменьшить степень зависимости РБ от ЕС.

Тенденция к формированию единой энергетической системы ЕС и РФ,   установление отношений стратегического партнерства ЕС и РФ открывает путь к возможному формированию единой системы безопасности с опорой на системы безопасности, базирующиеся в странах ЕС. Основной сложностью адаптации Беларуси к расширению и усилению  ЕС  является  сохранение  индустриального  характера белорусской экономики в условиях, когда ЕС установил и наращивает отношения неэквивалентного обмена с Россией и другими странами бывшего СССР. По мере расширения ЕС будет усиливаться экономическое неравенство Беларуси и соседних стран,  ставших членами ЕС и получивших значительную экономическую поддержку из нового союзного центра. Экономические позиции РБ на рынках России и иных стран оказываются под всевозрастающим давлением европейских конкурентов, а формирование независимого от ЕС экономического пространства вокруг РФ становится невозможным в ходе установления отношений  стратегического  партнерства  ЕС  и  РФ  на  базе неэквивалентного обмена между ними.

Таким образом, исходя из вышеуказанных факторов, можно спрогнозировать наиболее адекватную обстоятельствам международную ориентацию Беларуси в среднесрочной перспективе. Здесь следует опереться на три основных положения:

1. Максимально способствовать прохождению через территорию РБ трансъевропейских коммуникационных проектов.

2. Сохранить привилегированные отношения РБ с Россией и усилить прямой доступ к эксплуатации российских природных ресурсов. Стремиться сохранить роль одного из ведущих индустриальных регионов на российском экономическом пространстве.

3. Развивать двусторонние экономические и политические связи с ЕС, стремясь при этом к установлению отношений стратегического партнерства между крупными промышленными предприятиями РБ и крупными  корпорациями  ЕС  и  формируя  собственную идеологическую,     культурную,    политическую ниши в процессе европейской интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и  количество экономических союзов и единых таможенных зон влияют на экономику  государств - членов  объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции  и  о  путях их  преодоления с учётом  изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой  опыт  интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные  моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это  позволит избежать многих  ошибок  в будущем,  и будет способствовать  более  уверенному  продвижению  по  пути экономической интеграции  «вглубь» и «вширь»

Предполагался постепенный переход к проведению единой политики в различных областях экономической и социально-экономической жизни стран-участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налогообложение и проч.). Переход к единой торговой политике должен обеспечить согласованные действия участников группировки во внешнеэкономической сфере и выступление ЕЭС как единого целого в системе международных экономических отношений.

С точки зрения общих целей экономической интеграции зона свободной торговли служила кроме всего прочего снижению уровня цен. Страны, входящие в таможенный союз проводят общую торговую политику на рынке третьих стран. Очень важно заметить, что на конкурентоспособность стран-участниц на рынках третьих стран в случае зоны свободной торговли решающее воздействие оказывала ставка таможенных сборов, а не очевидная стоимость производства товаров. Фактически не произошло создания общего рынка, процесс интеграции остановился на этапе таможенного союза.

Следует подчеркнуть, что интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, не поддающимся единой и окончательной оценке. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически «перенесена» - ни в теоретическом, ни (тем более) в практическом плане - на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями.

Международная ориентация Беларуси в среднесрочной перспективе опирается на три основных положения:

1. Максимально способствовать прохождению через территорию РБ трансъевропейских коммуникационных проектов.

2. Сохранить привилегированные отношения РБ с Россией и усилить прямой доступ к эксплуатации российских природных ресурсов. Стремиться сохранить роль одного из ведущих индустриальных регионов на российском экономическом пространстве.

3. Развивать двусторонние экономические и политические связи с ЕС, стремясь при этом к установлению отношений стратегического партнерства между крупными промышленными предприятиями РБ и крупными  корпорациями  ЕС  и  формируя  собственную идеологическую,     культурную,    политическую ниши в процессе европейской интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

 

1.Буздалов, И. Расширение общей аграрной политики ЕС: шансы и угроза для России / И. Буздалов // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005.  № 1.       С. 35–37.

2.Зимик, С. Аграрная политика ЕС и ее влияние на международную торговлю / С. Зимик  // АПК: экономика, управление.  2006. № 2. С. 9–16.

3.Клямут, М. Социально-экономическая общность в Европейском Союзе. Условия и шансы ее реализации / М. Клямут // Белорусский сельскохозяйственный журнал. 2005.  № 3. С. 37–46.

 4.Кудров, В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. М.: Дело, 2009.    Гл. 7. С. 123-145.

 5.Мацкевич, В.В. Концепция Европейского Союза: непосредственное соседство и регулирование таможенных процессов в Республике Беларусь / В.В. Мацкевич // Вестник БГЭУ.  2004.  № 2. С. 20–23.

6. Мировая экономика: учебник /А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. 2-е изд.  М.: Экономист, 2007. С. 349–360.

 7.Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 ч. Ч. 2: учебник / Р.И. Хасбулатов [и др.]; под ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Гардарики, 2006.        С. 72–124.

 8.Симонян, Р. Страны Балтии в Евросоюзе / Р. Симонян // Вопросы экономики.  2006 .№11. С. 118–132.

9.Улахович, В. Отношения между Республикой Беларусь и Европейским Союзом: Состояние и перспективы создания/В. Улахович// Экономический вестник. 2008. №2. С. 336-347

 10.Уткин, С. Основные инструменты общей внешней политики и политики безопасности ЕС / С. Уткин // МЭ и МО. 2005. № 11. С. 44–54.

11.Олбест/ Коллекция рефератов Revolution. Международные отношения и мировая экономика. [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http://www.allbest.ru Дата доступа: 21.11.2012.

Economic/ Интересные и актуальные новости. [Электронный ресурс]. 2010. Режим доступа: http://www.empity.com Дата доступа: 16.11.2012    

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Состояние и перспективы внешнеэкономических связей Беларуси со странами ЕС