Состояние эономики Вьетнама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) - государство в Юго-Восточной Азии с населением 87,0 млн. чел. Территория - 330 тыс. кв. км (т.е. практически равняется площади, например, Финляндии). Столица - г. Ханой.
В январе 2007 г. СРВ вступила в ВТО, является членом региональных экономических организаций: АСЕАН, АТЭС, АСЕМ.

Файлы: 1 файл

nhat.docx

— 180.03 Кб (Скачать файл)


 

О состоянии экономики Вьетнама

 

Социалистическая  Республика Вьетнам (СРВ) - государство  в Юго-Восточной Азии с населением 87,0 млн. чел. Территория - 330 тыс. кв. км (т.е. практически равняется площади, например, Финляндии). Столица - г. Ханой.

В январе 2007 г. СРВ вступила в ВТО, является членом региональных экономических организаций: АСЕАН, АТЭС, АСЕМ.

Нынешний  экономический курс, направленный на внедрение рыночных отношений и  интеграцию в мировую экономику, поддерживается абсолютным большинством населения. Несмотря на мировой экономический  кризис, Вьетнам сохранял достаточно высокие темпы роста, что обеспечивало благоприятные условия для последовательного  проведения рыночных реформ. Вместе с  тем, сохраняются серьезные различия в социально-экономическом положении между Севером и Югом страны, а также между равнинными и отдаленными районами. Характерным для Вьетнама, как и для других стран ЮВА, является наличие мелкотоварного частного производства в сельском хозяйстве, что проявляется в его низкой продуктивности. Особенностью Вьетнама является большая доля госсектора в промышленности (29,8%), в состав которого входят  крупные государственные предприятия.

Промышленные  предприятия, созданные во Вьетнаме в последние годы с привлечением иностранного капитала, большей частью ориентированы на экспорт и базируются на привозном сырье, материалах и  комплектующих, а остающаяся во Вьетнаме добавленная стоимость весьма невелика и составляет 10-15%. На этих предприятиях производится 47% товарной промышленной продукции в стране. При этом промышленность в существенной мере зависит от конъюнктуры  и цен внешних рынков. Наличие  такой структуры промышленности ведет к увеличению импортных  затрат, отказаться от которых на данный момент можно лишь путем сокращения производства, что приведет к сокращению доходов от экспорта.

Относительно  крупные плантационные хозяйства  также специализированы на производстве экспортной продукции тропического земледелия (кофе, чая, натурального каучука, орехов кешью и др.), а также  рыбы и морепродуктов, что также  ставит Вьетнам в зависимость  от мировых рынков на эти товары.

Вьетнам привлекает иностранных инвесторов прежде всего дешевой рабочей силой, необходимой для организации сборочных и трудоемких производств, что в среднесрочной и, в особенности, в долгосрочной    перспективе оценивается экспертами в качестве одной из перспективных стран в плане вложения капитала. Такие оценки базируются на позитивных переменах в экономике страны, ее устойчивом развитии, увеличении капиталовложений в объекты инфраструктуры, в образование и подготовку кадров. Учитываются также и относительно большие запасы нефти и минерального сырья (бокситов, ильменитов, железной, медной руды и др.).

Одной из актуальных проблем является коррупция. Руководство страны прилагает постоянные усилия для борьбы с коррумпированностью  чиновников, однако их эффективность  остается пока недостаточной.

Важно отметить, что при формировании российской внешнеэкономи-ческой стратегии по отношению к Вьетнаму его следует рассматривать в качестве типичного представителя быстроразвивающихся стран АСЕАН - таких, например, как Таиланд или Малайзия.

В результате предпринятых правительством СРВ мер в 2010 году практически  удалось преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, затронувшего Вьетнам в 2008-2009 годах. Объем ВВП в 2010 году оценивается в 101,7 млрд. долл. США (1160 долл. США на душу населения). Структура ВВП: сельское, лесное хозяйства и рыбные промыслы - 20,58%, промышленность и строительство - 41,09%, сфера услуг - 38,33%.В отчетный период был обеспечен достаточный  рост показателей социально-экономического развития. По предварительным данным ГСУ СРВ, объем ВВП оценивается в 141,4 млрд. долл. США, что на 5,03% превышает показатель предыдущего года (в постоянных ценах1994 г.). ВВП на душу населения – 1540 долл. США. 

Размер номинального ВВП Вьетнама, млрд. долларов США

 

 

Прирост в промышленности составил 4,52% (5,5% в2011 г.), в сельском, лесном и рыбном хозяйствах – 2,72% (4,0 в2011 г.), в сфере услуг – 6,42% (7,01% в2011 г.). Структура ВВП по сравнению с 2011 годом претерпела незначительные изменения: сельское, лесное хозяйства и рыбные промыслы – 21,65% (22,02%), промышленность и строительство – 40,65% (40,25%), сфера услуг – 37,70% (37,73%). 

Серьезной проблемой вьетнамской экономики  является высокий уровень инфляции. Принимаемые меры вьетнамского руководства  по сдерживанию инфляции носят административный характер. С 2010 года, несмотря на условия  ВТО, правительство СРВ устанавливает  ограничительные цены на основные товары и услуги, что приводит к дисбалансу цен и в конечном итоге к  росту инфляции. Наибольшее влияние  на темпы инфляции оказывают цены на электроэнергию, нефтепродукты, уголь  и курсы доллара США и золота. В 2012 году инфляцию удалось сдержать на уровне 6,8%, рост индекса розничных  цен составил 9,2%. 

Инфляция Вьетнама, %

 

  

 

Правительство СРВ меры постоянно предпринимает  меры для исправления неблагоприятного финансового положения, что, однако, не позволило в 2012 году улучшить ситуацию. Размер «плохих» долгов оценивается  в 8,4 млрд. долл. США (учетом долговых ценных бумаг). Размер «плохих» долгов по кредитным  операциям находится на уровне 6,75 млрд. долл. США. По-прежнему сохраняется  стагнация и обесценение активов  на рынке недвижимости.

Государственный долг Вьетнама, % к ВВП

 

Неустойчивое  финансовое положение является одним  из основных факторов, которые сдерживают процесс акционирования крупнейших госпредприятий, приток прямых иностранных  инвестиций в экономику и капитала на фондовый рынок. Как и в 2011 году, в отчетный период программа разукрупнения  и акционирования госкорпораций и компаний была приостановлена.

Недостаток  средств вынуждает вьетнамское  руководство регулярно  прибегать к эмиссии облигационных займов.

Невзирая  на принятие в2012 г. жестких мер в  отношении ряда представителей власти и крупного бизнеса, высокий уровень  коррупции и непрозрачности процессов  принятия решений, особенно на уровне регионов, по-прежнему ухудшают инвестиционную привлекательность Вьетнама.

По оценкам  международных экспертов (в т.ч. Всемирного Банка), ситуация2012 г. в экономике  является наименее благоприятной за весь период реализации политики «обновления», проводимой с1986 г. Существенное влияние  на вьетнамскую экономику оказывали  последствия глобального экономического кризиса, в первую очередь в странах, – основных реципиентах вьетнамского экспорта, - ЕС и США, однако главные причины замедления роста экономики и снижения деловой активности носят эндогенный характер.

Во внешней  торговле значительные усилия были направлены на увеличение экспортного потенциала и сокращение дефицита торгового  баланса. Принимаемые правительством СРВ меры осуществлялись в условиях продолжающегося снижения мировых  цен на основные товары вьетнамского экспорта. Это вынуждало увеличивать  объемы поставляемой на внешние рынки  продукции, прежде всего сельскохозяйственного  сырья. Тем не менее, в результате предпринятых мер дефицит торгового баланса в 2012 году был практически ликвидирован.

Совокупный  внешнеторговый оборот СРВ в 2012 году составил 228,3 млрд. долл. США (+12,1%). Экспорт, по сравнению с2011 г., увеличился на 18,2% (114,5 млрд. долл. США), импорт - на 6,6% (113,8 млрд. долл. США). Существенные изменения претерпела география вьетнамского экспорта за счет роста на 22,5% поставок товаров на рынок ЕС (20,3 млрд. долл. США), что составляет 17,7% всего объема экспорта. Основными экспортными товарами являются мобильные телефоны (43%), обувь (36%), компьютеры и комплектующие к ним (19%), швейные изделия (16%).

Ведущими  торговыми партнерами Вьетнама продолжают оставаться Китай (41,2 млрд. долл. США), Япония (24,7 млрд. долл. США), США (24,5 млрд. долл. США), Республика Корея (21,1 млрд. долл. США), Тайвань (10,6 млрд. долл. США), Сингапур (9,1 млрд. долл. США), Таиланд (8,6 млрд. долл. США) – более 60% товарооборота.

В настоящее  время Вьетнам занимает 35 место  во внешней торговле России, при  этом доля Вьетнама составляет 0,4% в  общем объеме торговли, а доля Вьетнама в экспорте России – только 0,3%. Доля России во внешней торговле Вьетнама также мала и составляет около 1%. Вместе с тем, во внешней торговле Вьетнама со странами Европы Россия играет заметную роль, в последние годы занимает 5-6 место, а доля России в совокупном товарообороте составляет более 10%.

Доходная  часть государственного бюджета  была исполнена с превышением  на 0,1% и составила 741,5 трлн. донгов (35,5 млрд. долл. США). Расходная часть  была исполнена с превышением  плана на 0,11% и составила 904,1 трлн. донгов (43,2 млрд. долл. США). В течение  последних лет дефицит бюджета  удается постепенно сокращать, однако он остается достаточно высоким: в 2009 году – 6,9%, в 2010 году – 6,0%, в 2011 году – 5,4% ВВП (5,9 млрд. долл. США). В 2012 году дефицит  бюджета, как и было запланировано, составил 4,8% ВВП.

В отчетный период произошло некоторое изменение  структуры капитальных вложений, прежде всего за счет увеличения доли частных инвестиций. Капитальные  вложения в2012 г. оцениваются в 47,4 млрд. долл. США. Однако в относительном  выражении доля совокупных капвложений  продолжала снижаться и составила 29,5% ВВП (34,6% ВВП в2011 г.). Спад был вызван в первую очередь сокращением  притока прямых иностранных инвестиций.  

 

Капитальные вложения в 2012 г.

 

2011 г.

2012 г.

трлн. донгов

млрд. долл. США

трлн. донгов

млрд. долл. США

Структура (%%)

2011/2012 (%%)

ВСЕГО

877,9

42,2

989,3

47,4

100

112,7

Государственные вложения

341,6

16,4

374,3

18

37,8

109,6

Частные вложения

309,4

14,9

385

18,5

38,9

124,4

Иностранные вложения

226,9

10,9

230

11

23,3

101,4





 

  

Рост  промышленного производства на 4,8% по сравнению с 2011 годом был обеспечен  в основном за счет производства электроэнергии и добычи нефти и газа (на 12,3%), а также перерабатывающих отраслей (на 4,5%). В горнодобывающей отрасли  рост составил 3,5%.

Объем розничной  торговли и предоставленных услуг  населению в 2012 году оцениваются 2324,4 трлн. вьетн. донгов (111,5 млрд. долл. США). Рост в розничных ценах по отношению к 2011 году составил 16,0%, а без учета ценового фактора реально 6,2%. 

Одной из наиболее динамично развивавшихся  в 2012 году отраслей является транспорт. Пассажирооборот составил 123,2 млрд. пассажиро-километров, было перевезено 2,86 млрд. пассажиров, что на 9,5% и 12,2% соответственно выше уровня 2011 года. Грузовые перевозки составили 940,4 млн. т и 185,2 млрд. тонно-километров, что на 9,5% выше и на 8,7% ниже соответствующих показателей  2011 года.

В 2012 году против Вьетнама было возбуждено пять антидемпинговых разбирательств: 1) по поставкам в США стальных вешалок  для одежды; 2) по поставкам в Бразилию холоднокатаной нержавеющей стали; 3) покрышек для мотоциклов; 4) по поставкам  в Тайланд холоднокатаной нержавеющей стали, 5) по поставкам в Малайзию двуосноориентированной полипропиленовой пленки (BOPP).

Положительным фактором для вьетнамского экспорта послужила отмена в марте 2012 года ЕС ограничительных импортных пошлин (10%) на кожаные изделия (сумки, чемоданы, зонты, пляжные тапочки и др., за исключением обуви) из Вьетнама. Это  решение было принято в целях  обеспечения потребностей европейских  рынков, поскольку кожевенная промышленность в этих странах производит незначительную часть таких видов продукции  по сравнению с их импортом из Китая  и Вьетнама.

В конце 2009 года при поддержке правительства  были созданы резервные фонды  по аккумулированию экспортных запасов  риса и кофе в ожидании более высоких  цен мирового рынка на эти продукты.

В течение  последних лет Вьетнам проводит целенаправленную политику развития экспортных отраслей. Вместе с тем, государственных  субсидий на эти цели не выделяется. Следует учитывать, что около  половины экспортной продукции производится на предприятиях с иностранным капиталом, многие из которых работают на импортном  сырье и материалах, и в помощи со стороны правительства СРВ  не нуждаются. Помощь государства экспортным предприятиям состоит в том, что  правительство всемерно стремится  расширить число стран, с которыми действует режим свободной торговли.

В отношении  импортозамещения усилия руководства СРВ направлены на поощрение инвестиций в строительство предприятий по производству удобрений, прежде всего азотных, и металлургических комбинатов.

Информация о работе Состояние эономики Вьетнама