Состояние правовой среды рынка недвижимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

В то же время законодательство в сфере недвижимости невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле, в состав указанного законодательства должны включаться и другие нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

Содержание работы

1. Состояние правовой среды рынка недвижимости.
2. Сегментирование рынка недвижимости.

Файлы: 1 файл

КР Экономика недвижимости.docx

— 26.41 Кб (Скачать файл)

Вариант 2

1. Состояние правовой среды рынка недвижимости.

2. Сегментирование рынка недвижимости.

 

  1. Состояние правовой среды рынка недвижимости.

Характерной чертой рыночных отношений в сфере недвижимости являются наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения, связанные с недвижимым имуществом, и, что особенно важно, более значительная, чем в других секторах рыночной экономики, роль региональных и муниципальных нормативных актов.

Законодательство в сфере  недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы.

Систему законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере недвижимости.

Источники права подразделяются на две основные группы:

– федеральные законы в  сфере недвижимости и иные принятые в соответствии с ними нормативные  правовые акты;

– законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ является правовой основой развития всего российского  законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие. Законы и  иные правовые акты, принимаемые в  РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.

В Конституции РФ решаются вопросы компетенции РФ и ее субъектов  по жилищному и гражданскому законодательству. Так, по Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Исходя из этого, жилищные отношения могут регулироваться как актами РФ, так и актами субъектов  РФ. Конкретное разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем  анализа законодательства, договоров  России с субъектами Федерации, конкретных правоотношений.

Причем законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ не могут  противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  РФ, действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Жилищный кодекс (ЖК), другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом  совместного ведения РФ и субъектов  РФ. Поэтому ЖК и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются  законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Исходя из конституционных  положений, законодательство в РФ в  сфере недвижимости развивается  как сложная система, в которой  в качестве системообразующих законов  выступают Конституция РФ, федеральные  законы (например, «Об основах федеральной  жилищной политики», «О приватизации жилищного  фонда в Российской Федерации»), Жилищный кодекс РФ и другие акты.

В то же время законодательство в сфере недвижимости невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле, в состав указанного законодательства должны включаться и другие нормативные  правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой  по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

В состав жилищного законодательства, кроме законов и других нормативных  актов гражданско-правового, финансового  характера, входят также законы и  другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти – правительства РФ, министерств  и других федеральных органов  управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным  жилищным и другими фондами, организации  эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

Новый ГК содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). В 1983–1995 гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник  владеет, пользуется и распоряжается  принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т. е. для проживания собственника и  членов его семьи. ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые  помещения могут сдаваться для  проживания других граждан на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает гл. 35 «Наем жилого помещения», посвященную  общему регулированию найма жилого помещения, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах. Вместе с тем  в ГК РФ прямо признается существование  жилищного законодательства как  отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминается  отдельно гражданское законодательство (п. «о» ст. 71) и жилищное законодательство (п. «к» ст. 72).

Из этого следует, что  гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением как  жилыми, так и нежилыми помещениями (см. раздел 4).

В ГК РФ (ст. 3) понятие «гражданское законодательство» используется в  узком смысле – имеются в виду только федеральные законы. Иные нормативные  правовые акты выведены за пределы  понятия «гражданское законодательство». В ст. 3 ГК РФ говорится, что «нормы гражданского права, содержащиеся в  других законах, должны соответствовать  ГК РФ». Из этого следует, что, во-первых, отношения в сфере недвижимости, которые регулируются нормами ГК, являются предметом ведения РФ, поскольку  само гражданское законодательство относится к предметам ведения  Федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах законодательства в сфере  недвижимости и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям ГК РФ, если иное не предусмотрено законом.

В целом федеральные законы являются источниками правового  регулирования. Так, среди федеральных  законов особое место занимает Закон  РФ «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 г. Данный закон является важнейшим политико-правовым актом, призванным обозначить основные направления жилищной политики. Этот Закон определяет наиболее важные, общие начала правового регулирования  разнообразных жилищных и связанных  с ними иных общественных отношений, которые подлежат конкретизации  в нормах и актах жилищного, а  также земельного, гражданского, административного  и иного законодательства.

Закон от 24 декабря 1992 г. определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых  социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового  регулирования жилищных отношений  при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Законом также расширены  возможности развития частной собственности  в жилищной сфере, установлено право  частной собственности на недвижимость или ее часть, а также предусмотрены  возможности для развития долгосрочного  кредитования индивидуального и  кооперативного строительства. В Закон включена ст. 19 «Приобретение гражданами жилья в частную собственность», в соответствии с которой граждане имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости многими способами.

Предусмотрена также возможность  перехода объектов жилищной сферы из одной формы собственности в  другую в порядке, установленном  законодательством. Последнее обстоятельство является важным компонентом в системе  реализации конституционного права  на жилище, расширяя права собственников жилых домов и жилых помещений.

В Законе урегулированы также  отношения найма жилья, обмена жилыми помещениями (ст. 17, 20), включены нормы, посвященные регулированию земельных  отношений: строительству, содержанию и ремонту жилья, налогово-кредитной  поддержке жилищной реформы (ст. 22–28) и др.

Жилищный кодекс РФ включает почти все жилищно-правовые нормы, содержащиеся ранее ГК РСФСР (глава  «Наем жилого помещения»), а также  содержит много новых норм, соответствующих  периоду принятия Кодекса и введения его в действие.

Жилищный кодекс является наиболее полным и кодифицированным законодательным актом, регулирующим достаточно полно и конкретно  соответствующие жилищные отношения  в России, в нем собраны воедино  правовые нормы, систематизированные  по отдельным институтам жилищного законодательства.

Однако нормы ЖК регулируют в основном отношения, складывающиеся в связи с пользованием жилыми помещениями. Вопросу регулирования  жилищных отношений в частном  и других жилищных фондах в Кодексе  уделяется недостаточно внимания, в  нем не нашли отражения появившиеся  разнообразные формы приобретения жилья в собственность. После  принятия ЖК был издан целый ряд  новых жилищных законов, появились  новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятие «частный жилищный фонд», «приватизация» и др.).

Вступление граждан в  права собственности на жилье  дает им возможность эффективно вкладывать свои средства, выступать со своей  недвижимостью на рынке жилья, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться  своим жильем. Закон подробно определяет, как и в каком порядке, с  соблюдением каких правил производится приватизация жилья.

Одним из наиболее важных федеральных  законов, принятых за последнее время, является Федеральный закон «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» № 122-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 17 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации 3 июля 1997 г.

Государственная регистрация  прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт  признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация  является единственным доказательством  существования зарегистрированного  права. Зарегистрированное право может  быть оспорено только в судебном порядке.

Законодательство РФ о  государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с  ним состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона, других федеральных  законов и иных нормативных правовых актов РФ. Субъекты РФ принимают правовые нормативные акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация  прав на недвижимое имущество является обязательной для всех субъектов, действующих  на рынке недвижимости, и проводится учреждением юстиции по государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

ГК сориентирован на создание в стране государственной системы  регистрации прав на недвижимость европейского типа:

«Права собственности  и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации» (ст. 131). Ту же формулировку можно увидеть  и в Федеральном законе «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним». Однако Российское государство сегодня не в состоянии  обеспечить формирование объектов недвижимости (их физическое и юридическое обособление, выделение из всей массы недвижимости) в массовых масштабах, а потому не может гарантировать, что система  регистрации прав на недвижимость способна защитить права приобретателей недвижимости от исков третьих лиц.

В качестве генерального направления  выбрано создание в стране кадастровой  системы, но фактически в настоящее  время можно говорить лишь о постепенном  формировании системы кадастра по мере поступления недвижимости в рыночный оборот. Именно по такому пути идет становление  кадастра в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах Федерации. Это  самый реальный вариант его создания, требующий весьма продолжительного времени для формирования его  в полном объеме. Развернутая система  регистрации только начинает формироваться, поэтому далеко не всегда регистрирующие органы обладают необходимой совокупностью  информации, позволяющей дать однозначный ответ на все вопросы, возникающие по поводу прав на недвижимость, что влечет за собой увеличение времени, необходимого для проведения сделок, и одновременно существенно повышает риск.

В отличие от стран с  развитыми системами регистрации  прав на недвижимость и отлаженными  процедурами перехода прав на недвижимость для российского рынка недвижимости характерны более высокие издержки проведения сделок.

Однако если система регистрации  все же сформирована и процедура  передачи прав однозначно определена и четко сформулирована, тем не менее проведение практически любой  сделки с недвижимостью требует  значительно больших затрат времени  и средств на предварительное  изучение объекта, на проведение процедур, связанных с передачей прав на недвижимость, чем при сделках с другими товарами.

Субъекты Федерации также  принимают законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сегментирование рынка недвижимости.

Структуризация рынка  недвижимости, его классификация по определенным признакам определяется целями анализа, в зависимости от которых изменяются приоритеты и значимость, придаваемая тому или иному рассматриваемому параметру. Например, потенциальным инвесторам целесообразно проводить классификацию рынка недвижимости в зависимости от используемых инструментов инвестирования.

Оценщику, помимо вышеприведенной  структуры рынка, необходима классификация  объектов недвижимости по степени готовности:

• готовые объекты;

• объекты, требующие реконструкции  или капитального ремонта;

• незавершенные объекты.

Рынок недвижимости подразделяется на сегменты исходя из назначения недвижимости и ее привлекательности для различных  участников рынка. Сегменты, в свою очередь, подразделяются на субрынки в  соответствии с предпочтениями покупателей  и продавцов, на которые влияют социальные, экономические, государственные и  экологические факторы. Исследование сегментов рынка недвижимости проводится по таким параметрам, как местоположение, конкуренция, а также спрос и  предложения, которые относятся  к общим условиям рынка недвижимости.

Информация о работе Состояние правовой среды рынка недвижимости