Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 18:43, реферат
Рынок и государственное регулирование являются основой современной организации национального хозяйства. Я в своей работе рассмотрю только основные типы отраслевых рыночных структур, их особенности и регулирование этих структур государством. Существуют четыре основных типа рыночных структур. Первая из них носит название совершенной чистой конкуренции, вторая монополистическая конкуренция, третья - олигополия, четвертая - чистая монополия. Конкуренция очень важна для экономики в целом, так как фирме нужно находиться на плаву, чтобы не разориться. Для этого используют всевозможные инновации, которые положительно отражаются на развитии экономики и государства.
Введение ……………………………………………………………………………………….3
Совершенная конкуренция…………………………………………………..………..5
Монополистическая конкуренция………………………………………………..…..8
Олигополия…………………………………………………………………………....11
Чистая монополия……………………………………………………………..……...14
Государственное регулирование………………………………………………..…...18
Заключение………………………………………………………………………………........22
Список использованных источников………………………………………………………...23
Введение ………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Рынок и государственное
Сама по себе тема отраслевых рыночных структур является сейчас очень актуальной. Так как экономика претерпевает некоторые изменения. Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой». Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.
В систематизированном виде характеристика основных типов конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы 1.
Характерные черты |
Модель рынка | |||
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | |
Число фирм |
Очень большое число |
Много |
Несколько |
Одна |
Типы продукта |
Стандартизированный |
Дифференцированный |
Стандартизированныйили дифференцированный |
Уникальный (не имеет близких заменителей) |
Контроль над ценой |
Нет |
Некоторый, но в узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре |
Значительный |
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие, без препятствий |
Сравнительно легкие |
Наличие существенных препятствий |
Вход в отрасль блокирован |
Неценовая конкуренция |
Нет |
Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки и т.д. |
Типична, в особенности – при |
Главным образом реклама |
Примеры |
Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок |
Розничная торговля, производство одежды, обуви |
Производство стали, автомобилей, бытовой техники |
Местные предприятия коммунального |
Исследование структур
1.Совершенная конкуренция
Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
2. тождественная,
3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4. наличие полной и доступной
информации для участников
Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т.е. однородная продукция.
Равновесие в
В условиях
Равновесие в
Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в
долгосрочном периоде:
1 ) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара
(согласно универсальному правилу 1 );
2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;
3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны следующим :
-фирмы отрасли производят продукцию
в объемах, соответствующих
минимума их кривых средних
суммарных издержек в
-для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;
-фирмы отрасли производят
Примерами совершенной чистой конкуренции являются сельское хозяйство, фондовые биржи и валютные рынки.
У каждой страны есть
В своей стране люди используют национальную валюту, но для осуществления операций за границей им нужна иностранная валюта. Для этих целей существуют специальные рынки, которые называются валютными рынками. Валютный рынок – это система отношений, связанная с куплей – продажей валюты и осуществлением других операций. Основное назначение валютного рынка заключается в обеспечении его участников иностранной валютой и регулирование валютного курса1.
Сельское хозяйство — отрасль хозяйства, направленная на
обеспечение населенияпродовольствием (
Рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг и инструмента, с помощью которого он обеспечивается — фондовой биржи. Если ценные бумаги сравнивают с горючим, без которого не заработает двигатель рыночной экономики, то фондовая биржа играет роль самого этого двигателя.
Фондовая биржа - организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг: акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временно свободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другими сферами приложения, устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг.
Совершенная, или свободная,
конкуренция в экономике развитых стран типична
была до середины XIX века. Во второй половине
XIX – начале XX века появляются крупные
предприятия и их объединения. Эти процессы
привели к существенному изменению конкурентной
борьбы на рынках. Наряду с совершенной
конкуренцией реальностью стала несовершенная
конкуренция. К несовершенной конкуренции
относятся: монополистическая конкуренция,
олигополия и чистая монополия. Далее
в своей работе я расскажу о них более
подробно.
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная.
Отметим основные черты, характеризующие
• эти фирмы производят разнообразную
продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы
в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-
• вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.
Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы "Рибок" готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй - монополистической конкуренции.
Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).