Совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 18:43, реферат

Описание работы

Рынок и государственное регулирование являются основой современной организации национального хозяйства. Я в своей работе рассмотрю только основные типы отраслевых рыночных структур, их особенности и регулирование этих структур государством. Существуют четыре основных типа рыночных структур. Первая из них носит название совершенной чистой конкуренции, вторая монополистическая конкуренция, третья - олигополия, четвертая - чистая монополия. Конкуренция очень важна для экономики в целом, так как фирме нужно находиться на плаву, чтобы не разориться. Для этого используют всевозможные инновации, которые положительно отражаются на развитии экономики и государства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………….3
Совершенная конкуренция…………………………………………………..………..5
Монополистическая конкуренция………………………………………………..…..8
Олигополия…………………………………………………………………………....11
Чистая монополия……………………………………………………………..……...14
Государственное регулирование………………………………………………..…...18

Заключение………………………………………………………………………………........22

Список использованных источников………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

теория отраслвых рыков.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

 

 

             Рм   
  
  
  
        

 
                                                                    

MR                          D                  

                                                                                                 
  
        

 

 

       Рис. 5      

Из  графика видно, что  в долгосрочном аспекте монополия наращивает выпуск до тех пор, пока не будет достигнут  выпуск Q ml, в котором выполняется  равенство предельных издержек и дохода, максимизирующее прибыль монополиста.     

Таким образом, рынок чистой монополии - это  рынок одного продавца. Чаще всего  это государственные организации, при этом государственная монополия  может при помощи ценовой политики решать различные задачи:

  • устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;

  • назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;

  • устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

 

    В случае регулируемой монополии государство  разрешает фирмам устанавливать  расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации  возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.    

Поскольку фирма-монополист получает высокие  прибыли, то другие фирмы захотят  вступить в эту отрасль, чтобы  открыть там свое производство. Следовательно, для поддержания монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, способствующих появлению монополии и помогающих ее поддерживать, можно выделить следующие: исключительные права, полученные от правительства или местных властей, благодаря которым фирма получит статус единственного продавца; патенты и авторские права, дающие изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение длительного времени; право собственности на все важнейшие источники какого-либо производственного ресурса, например сырья (так, знаменитая компания "De Beers" владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 85% всех мировых продаж необработанных алмазов); преимущество низких средних издержек крупного производства в отдельных отраслях, которое приводит к образованию естественных монополий.    

Монополисты, постоянно поддерживая рынок  в ненасыщенном состоянии, ... продают  свои товары намного дороже естественной цены и увеличивают таким образом свои доходы, будь то зарплата или прибыль4.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    5.Государственное регулирование 

 

    Государственные органы играют большую роль в экономической  жизни. Государство влияет на рынок:

  • Разрабатывая законы, нормы и правила

  • Покупая и продавая товары и услуги

  • Осуществляя трансфертные платежи

  • Облагая налогами

  • Предпринимая попытки стабилизировать экономику

  • Воздействуя на распределение ресурсов

 

    Товары  и услуги – важнейший социально-экономический  критерий оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения. В рыночной экономике товары и услуги реализуются и воспроизводятся в условиях конкурентной среды на рынке потребления.

 

    Государство обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для  развития предпринимательства, для цивилизованной конкуренции проектов, товаров, предприятий, для соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов демократизации общества и либерализации экономики.  

 

    Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.

 

    Конкурентная  среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

 

    Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

 

    В нашей стране сложился особый тип  монопольного хозяйства, не имеющий  аналогов в мире. Причинами его появления были:

    • устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.

    • свёртывание товарно-денежных отношений

    • ликвидация конкуренции

    • искусственная концентрация и узкая специализация производства

    • преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

 

    Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

 

    Методы  антимонопольного регулирования:

 

    1.ограничение  монополизации рынка;

 

    2. постоянный государственный мониторинг;

 

    3. запрещение установления  монополистических цен;

 

    4. сохранение и поддержание конкуренции  всех цивилизованных фирм.

 

    Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

 

    Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

 

    Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

 

    Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

 

    1. поощрение создания товаров - заменителей;

 

    2. поддержка новых фирм, среднего  и малого бизнеса;

 

    3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

 

    4. финансирование мероприятий по  расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения  отдельных хозяйствующих субъектов.

 

    Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

 

    Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

 

    По  решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

 

    Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

 

    Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко  государство для таких субъектов  определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

 

    В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

 

    Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

    • повышению качества жизни;

    • защите окружающей среды и др.

 

    Президент России Дмитрий Медведев утвердил изменения  в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, вводящие уголовную ответственность - до семи лет лишения свободы - за ценовой сговор и недобросовестную конкуренцию.

 

    В России введено уголовное наказание  для коррупционеров, мешающим естественной конкуренции, сообщает официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Президент Дмитрий Медведев подписал поправки к Уголовному кодексу РФ. Теперь в России введено уголовное наказание для чиновников.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

    За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она  отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

 

    Когда мы ассоциируем конкуренцию с  развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

 

    Даже  в Соединенных Штатах, где в  течение XX века отмечен самый высокий  рост конкуренции, огромные сектора  экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы. В текущем году все осложнится еще и недостатком государственного финансирования, так как Москва в текущем году увеличит объем заимствований на 47 млрд рублей, заявил первый замглавы Москомзайма Александр Коваленко. Таким образом, госдолг столицы превысит 260 млрд рублей.

 

    Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

  1. данные Министерства Финансов

  1. Донцова Л.В./ вопросы государственного регулирования экономики/ «менеджмент в России и за рубежом» №4, 2009

  1. Зубкова А.Г., Кожевников Н.Н., Ладыгина А.К. и др. экономика и управление в машиностроении: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений; под редакцией Н.Н. Кожевникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

  1. Казаков С.В., Поздняков В.Я. Экономика отрасли: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008

Информация о работе Совершенная конкуренция