Совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение рынка совершенной конкуренции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Дать определение совершенной конкуренции
Охарактеризовать поведение производителей на рынке
Дать характеристику товарам, производимым на рынке
Определить ценовую политику, а также барьеры вхождения в отрасль
Обозначить отрасли, в которых существует совершенная конкуренция

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………2
Понятие совершенной конкуренции…………………………………..….4
Характеристика производителей на данном рынке……………...………6
Характеристика товара или услуги………………………………….……7
Ценовая политика и ее механизм…………………………………………8
Барьеры вхождения в отрасль……………………………………..……..11
Отрасли, где существует этот вид конкуренции………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список источников………………………………………

Файлы: 1 файл

Характеристика совершенной конкуренции.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………2

  1. Понятие совершенной конкуренции…………………………………..….4
  2. Характеристика производителей на данном рынке……………...………6
  3. Характеристика товара или услуги………………………………….……7
  4. Ценовая политика и ее механизм…………………………………………8
  5. Барьеры вхождения в отрасль……………………………………..……..11
  6. Отрасли, где существует этот вид конкуренции………………………..12

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список  источников…………………………………………..…………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

     Целью данной работы является рассмотрение рынка совершенной конкуренции.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  1. Дать определение совершенной конкуренции
  2. Охарактеризовать поведение производителей на рынке
  3. Дать характеристику товарам, производимым на рынке
  4. Определить ценовую политику, а также барьеры вхождения в отрасль
  5. Обозначить отрасли, в которых существует совершенная конкуренция

При написании  работы использовались следующие методы:

  • Теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение.
  • Организационные методы, которые включают сравнительный метод
  • Методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы;
  • Метод обобщения, который используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие совершенной конкуренции

     Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения [1стр.478]. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

     Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности [2стр.185]. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

     1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара

     2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными

     3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей

     4. Продавцы действуют независимо друг от друга

     5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен. Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями.

     В случае, когда хотя бы один признак  отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти  признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция [4] (нарушение общепринятых правил и норм конкуренции, а именно: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца).

     Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.

     Рынок совершенной конкуренции имеет слабые стороны [2 стр.190]:

    1. недостаточно учитываются потребности отдельных групп людей;
    2. формируется равновесная, но не стабильная хозяйственная система: равновесие создается путем постоянного нарушения этого равновесия;
    3. отсутствует забота о том, что не окупается в данный момент (например, о развитии фундаментальной науки);
    4. интересы участников рынка сводятся в основном к получению прибыли; что касается общественных благ и ценностей (оборона, образование, порядок), они не пользуются достойным вниманием;
    5. при равных возможностях входа в рыночную систему не обеспечивается получение равных результатов деятельности для всех участников рынка, что приводит к обогащению одних и разорению других.
 

2. Характеристика производителей  на рынке совершенной  конкуренции

     Рынок свободной (совершенной) конкуренции  состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

     То  есть, из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и  потребители знают об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар цену отличную от рыночной. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла.

     А поскольку и число производителей, и число потребителей велико, то состояние рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.

     Ответим на вопрос, в чем же тогда заключается  совершенство конкуренции на этом рынке? Оно заключается в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность.

     Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную цену на свой товар, при которой можно выпустить желаемое потребителями количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой может быть потреблено выпущенное количество товара.

     На  рынке, где имеет место совершенная  конкуренция, индивидуальная кривая спроса для каждого производителя превращается в горизонтальную прямую, что и  означает, что производитель не может  повысить цены, ибо от него уйдут  покупатели; и не может понизить цены, поскольку тогда весь рыночный спрос переориентируется на него, и он не сможет удовлетворить этот спрос. Таким образом индивидуальный спрос для производителя на рынке совершенной конкуренции абсолютно эластичен, что объясняется и огромным числом производителей, и одинаковостью продукта, и полнотой информации, и отсутствием транзакционных издержек.

     Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается  совершенная конкуренция, постоянно происходит переход к более эффективным технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует расширение производства. В то же время убыточные предприятия не имеют возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности повышения цен.

3.Характеристика товара или услуги [6 стр 203.].

     Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Мы уже ознакомились с условиями существования совершенной конкуренции и таким образом можем сказать, что совершенная конкуренция могла бы существовать только там, где не было бы никаких элементов монополии, то есть никакого контроля над предложением товаров. Но это бывает очень редко.

4.Ценовая политика и ее механизм

     4.1.Равновесие  фирмы в краткосрочной перспективе [3стр.98].

     Считается, что рынок совершенной конкуренции в силу общедоступности информации о объемах спроса и предложения, а также информации о ценах мгновенно определяет равновесную цену товаров. И эта цена будет уравновешивать текущие спрос и предложение.

     Ни  один продавец и ни один покупатель при совершенной конкуренции не могут влиять на цену. Они просто поставляют на рынок свой товар или деньги и ждут, какая установится цена. Потом эта цена используется ими при принятии решений о своем поведении в будущем. В частности, производители используют среднесрочную рыночную цену при определении объемов производства в будущем.

     Свойством среднесрочной цены, складывающейся на рынке совершенной конкуренции, является то, что эта цена совпадает  со средними среднесрочными издержками производителей.

     На  рынке совершенной конкуренции  производитель из-за абсолютной эластичности индивидуального спроса выбирает тот  объем производства, при котором  предельные издержки равны цене товара.

     При этом если краткосрочная цена оказывается  выше среднесрочного уровня равновесия, при котором цена на рынке совпадает со средними издержками производства, тогда объем производства будет несколько выше, чем равновесная величина, но не намного, поскольку кривая краткосрочных предельных издержек имеет очень большой наклон. При этом фирма будет получать прибыль. Прибыль же является побудительным мотивом выйти из состояния долгосрочного равновесия и увеличить объем производства в долгосрочной перспективе. При этом всегда происходит увеличение средних издержек, по сравнению с уровнем среднесрочного равновесия.

     Если  цена оказалась ниже уровня среднесрочного равновесия тогда фирма будет минимизировать убытки в точке, при которой предельные издержки совпадают с ценой товара. Эта точка также не будет сильно отличаться от предыдущего среднего объема производства.

Информация о работе Совершенная конкуренция