Совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение рынка совершенной конкуренции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Дать определение совершенной конкуренции
Охарактеризовать поведение производителей на рынке
Дать характеристику товарам, производимым на рынке
Определить ценовую политику, а также барьеры вхождения в отрасль
Обозначить отрасли, в которых существует совершенная конкуренция

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………2
Понятие совершенной конкуренции…………………………………..….4
Характеристика производителей на данном рынке……………...………6
Характеристика товара или услуги………………………………….……7
Ценовая политика и ее механизм…………………………………………8
Барьеры вхождения в отрасль……………………………………..……..11
Отрасли, где существует этот вид конкуренции………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список источников………………………………………

Файлы: 1 файл

Характеристика совершенной конкуренции.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

     И наконец, третьим вариантом равновесия для фирмы будет равенство средних долгосрочных издержек и цены. В этом случае у фирмы не будет побудительных мотивов снижать или повышать производство.

     В среднесрочной перспективе все  затраты фирм, присутствующих на рынке, переменны и новое долгосрочное равновесие устанавливается для каждой фирмы устанавливается в точке, где долгосрочная кривая предельных издержек пересекает линию индивидуального спроса для каждого производителя.

     При этом прибыль всех производителей должна установится практически на нулевом уровне, поскольку в среднесрочной перспективе все фирмы, получающие прибыль, должны повысить свой объем производства.

     В это же время на рынке в целом после повышения спроса сразу произойдет повышение цены до уровня соответствующего равенству спроса и краткосрочного предложения, а затем начнется снижение цены, по мере   увеличения  производства, пока   цена   не   установится    на   новом уровне среднесрочного    равновесия,   который     будет    однако   несколько       выше чем исходная цена.  
4.2. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочной перспективе [3стр.104].

     Рассмотрим  рынок совершенной конкуренции  в долгосрочной перспективе. Считаем, что спрос (кривая спроса) до сих  пор остается выше, чем в исходный момент. И цена также превышает исходный уровень, хотя и незначительно. Поскольку цена достаточно долго превышала равновесный уровень, на рынок выходят новые производители, и на большом промежутке времени производимый ими товар начинает влиять на рыночное равновесие. При этом приходу новых производителей не мешают барьеры входа на рынок.

     Новые производители повышают предложение  и это приводит к медленному снижению цены, а снижение цены вынуждает  ранее присутствовавших на рынке  производителей сократить объем  выпуска до долгосрочного оптимума, т.е. до объема производства, при котором достигается минимум средних долгосрочных издержек.

     Рассмотрим  жизненный цикл фирмы, которая входит на рынок совершенной конкуренции  со своей технологией производства и существует пока не разорится, не меняя эту технологию.

     1. Решение о выходе на рынок. Так выход на рынок не связан с издержками, то новая фирма должна принимать решение о выходе на него как только цена товара оказывается достаточной, чтобы приносить прибыль новому производителю при каком-нибудь объеме производства. Однако, на самом деле, даже на рынке совершенной конкуренции новая фирма будет выходить на рынок, только тогда, когда средне- или долгосрочная цена товара будет способна приносить ей прибыль.

     2. Первоначальный объем производства. При выходе на рынок фирма принимает для себя решение о масштабе производства, исходя из собственной функции долгосрочных предельных издержек и долгосрочной цены товара на рынке. В идеале фирма устанавливает масштаб производства на оптимальном уровне, дающем минимальные издержки.

     3. Прибыль и расширение производства. Если фирма выходит на рынок с той же технологией, что и ее конкуренты, тогда она получает экономическую прибыль лишь в течение короткого времени, пока спрос не будет насыщен; а затем ее прибыль или убыток будет зависеть от флуктуаций спроса. Но если она вышла на рынок с новой, более эффективной технологией, тогда фирма будет получать прибыль в течение длительного времени. Если первоначально масштаб производства был ограничен, например из-за недостатка капитала, тогда получение прибыли при реализации продукции ведет к расширению масштабов производства.

     4. Стабильное существование. После того, как фирма достигла оптимального масштаба производства начинается ее стабильное существование на рынке. При этом ее прибыль испытывает случайные изменения при колебаниях спроса. А базовый уровень прибыли зависит от того, какую технологию производства она использует.

     5. Фаза устаревания технологии. Но когда-нибудь наступает момент, в который появляется новая еще более эффективная технология производства; и на рынок начинают выходить производители, имеющие меньшие издержки и способные предложить потребителю рассматриваемый товар по более низкой цене. Выход новых фирм постепенно приобретает массовый характер и под давлением растущего предложения происходит снижение долгосрочной рыночной цены.

     6. Уход с рынка. Фирма должна уходить с рынка совершенной конкуренции, как только цена оказывается ниже уровня ее минимальных средних издержек. Однако ей мешают сделать это следующие факторы:

  1. Незавершенное производство и сделанные запасы.
  2. Возможные проблемы с переориентацией оборудования, работников и т.д. на новое производство.
  3. Нежелание уходить с рынка до тех пор, пока работа на нем приносит бухгалтерскую прибыль.

     Тем не менее, в какой то момент времени руководство компании осознает, что при новом долгосрочном уровне цен оно не в состоянии получать прибыль и сворачивает производство.

5.Барьеры вхождения в отрасль [5стр.113]

     При совершенной конкуренции существует свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. 

6. Отрасли, где существует совершенная конкуренция

     Совершенную конкуренцию в реальном хозяйстве  найти очень непросто, так как для ее существования необходимы два условия:

     1) отсутствие выгоды в укрупнении  размера фирмы, что делает возможным  существование множества фирм  и облегчает "вход" (для маленькой  фирмы нужен небольшой капитал);

     2) невозможность для отдельной  фирмы сделать свое благо неоднородным (отличающимся от продукции конкурентов).

     Можно привести два примера, когда в  результате сочетания всех этих условий  наблюдалась практически совершенная  конкуренция.

     5.1. Производство сельскохозяйственных  продуктов

     Во-первых, производство сельскохозяйственной продукции ничуть не выигрывает, если его осуществлять в большой фирме. Никакого эффекта экономии от масштаба производства не наблюдается, а затраты на управление возрастают. Как писал российский экономист А. В. Чаянов, "человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин, собрать в одну", а это значит, что большие фирмы в сельском хозяйстве будут занимать очень большие территории и будут плохо управляемы.

     Поэтому наиболее эффективная форма организации  сельскохозяйственного производства - это относительно небольшие предприятия, в которых вообще нет никакого управленческого аппарата, а есть только владелец фирмы, который сам обрабатывает свое поле, в лучшем случае используя труд нескольких подсобных рабочих.

     Во-вторых, затраты на "вход" в такую отрасль относительно невелики, так как фермерский капитал обычно включает стоимость относительно недорогих инструментов и построек. Гораздо более важным элементом является опыт сельскохозяйственного производства, и поэтому быстро увеличиться количество фермеров не может. Но в "достаточно" длительном периоде со временем ничто не мешает увеличиться числу фирм в этой отрасли до сколь угодно большого значения.

     В-третьих, большинство продуктов сельского  хозяйства действительно однородны. Пшеница, выращенная в Краснодарском крае, ничем не отличается от пшеницы, собранной в Курской области.

     Наконец, современный транспорт делает возможным  конкуренцию производителей, разбросанных по огромной территории. Например, в  США существуют несколько миллионов фермеров, действующих практически в условиях совершенной конкуренции.

     5.2. Транспортные услуги

     Другим  примером такой отрасли, в которой  может существовать совершенная  конкуренция, является отрасль "транспортные услуги".

     Рынок услуг частных такси. В некоторых городах различных стран (в том числе России) организовать фирму по перевозке пассажиров может любой человек, владеющий легковой машиной и купивший лицензию на этот вид деятельности. Такая фирма будет состоять всего из одной машины и одного водителя. "Вход" в такую отрасль является достаточно легким. Обычно в любом городе находится достаточно людей, уже имеющих машины, но по каким-то причинам не имеющих выгодной работы. Эти люди легко могут использовать свою машину для создания фирмы по перевозке пассажиров (все затраты для выхода на рынок будут складываться из покупки лицензии и изображения "шашечек" на какой-либо части машины).

     Другое  дело, когда с частниками начинает успешно конкурировать таксомоторный  парк. Если он способен обеспечить более дешевое обслуживание машин, у него появляется выигрыш в затратах и он может назначать более низкие цены.

     Рынок грузовых перевозок. На этом рынке фирма тоже может состоять из одного человека и одного грузовика, который занимается перевозкой какого-либо сырья или готовой продукции по заказу других фирм. Конечно, затраты "входа" на этот рынок несколько выше, чем аналогичные затраты частных таксистов.

     В частности, такие перевозки распространены в США, где они обслуживают  уже упомянутый рынок сельскохозяйственной продукции. Крупные транспортные компании также существуют, но они занимаются долгосрочными и большими контрактами с крупными производителями, постоянно нуждающимися в доставке сырья или отправке готового продукта. Бизнес же "частников" основан на случайных заказах (фермер вывозит свой урожай не каждый день, а несколько раз в году, поэтому спрос со стороны фермеров носит периодический характер). В США существует около трех десятков тысяч таких фирм, и рынок их услуг также приближается к совершенной конкуренции.

     5.3. Рынок ценных бумаг

      На  рынке ценных бумаг также может  существовать совершенная конкуренция, так как данный рынок подразумевает  большое количество продавцов, а  также невысокие барьеры входа  на рынок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными хозяйственными проблемами и пытались их разрешить. История ее развития является одновременно историей развития отношений труда и собственности, разделения и обобществления труда, развития отношений обмена и целом рыночных отношений.

     Одной из важных тем в экономической теории является: рынки совершенной и несовершенной конкуренции. В рамках нашей темы была рассмотрена совершенная конкуренция.

     Таким образом, под совершенной конкуренцией можно понимать ситуацию, когда продавцы и покупатели осознают общее положение на рынке, но не способны изменить соотношение спроса и предложения, а значит и цену равновесия. В такой ситуации «невидимая рука рынка» действует в общих интересах, подталкивая продавцов, и покупателей к выбору наиболее рациональной линии поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников

  1. Борисов А.Б.Большой экономический словарь Изд. 2-е М. Книжный мир.2006 г.
  2. Добрынина А.И., Таресевича Л.С. «Экономическая теория», 3-е изд. СПб. 2004 г.
  3. Есипов В.Е. Цены и ценообразование.-// Санкт - Петербург, 2001
  4. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1. (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория Москва Экономист 2005 г.
  6. Липсиц И.В., Экономика: учеб. для вузов, 3-е изд. М. Омега-Л 2007 г.

Информация о работе Совершенная конкуренция