Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 16:58, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Объектом данной работы является само предпринимательство в Республике Беларусь, а предметом – причины и тенденции его развития, пути улучшения среды функционирования предпринимательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
1.Малый и средний бизнес в белорусской экономике ……………………... 4
2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь………………………………..5
3.Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь…………………………….…9
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.Предпринимательство,как важнейший фактор развития экономики.docx

— 34.09 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 Введение…………………………………………………………………….…..3

1.Малый и средний бизнес в белорусской экономике ……………………... 4

2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь………………………………..5

3.Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь…………………………….…9

Заключение…………………………………………………………………….13

Список использованных источников………………………………………...14

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

 
      Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство — важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. 

 Предприниматель является ключевой фигурой рыночной экономики и ориентируется не на распоряжения из центра, а на взаимовыгодные отношения с потребителями своей продукции, услуг, трудовым коллективом и другими предпринимателями. 
Предпринимательство является основой рыночной экономики. В значительной степени оно обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения.

 Целью данной работы является изучение роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.

 Объектом данной работы является  само предпринимательство в Республике  Беларусь, а предметом – причины  и тенденции его развития, пути  улучшения среды функционирования  предпринимательства.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Малый и средний бизнес в белорусской экономике  
 
      В  белорусской  государственной статистике,  согласно  Закону  Республики Беларусь от 1  июля 2010 г. № 148-3 «о поддержке малого и среднего предпринимательства», классификация субъектов малого и среднего предпринимательства проводится по следующим критериям: индивидуальные  предприниматели,  зарегистрированные в Республике Беларусь;

•  микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие  организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;

•  малые  организации  –  зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно;

•  к  субъектам  среднего  предпринимательства  относятся зарегистрированные в Республике  Беларусь  коммерческие  организации  со  средней численностью  работников  за календарный год от 101 до 250 чел. включительно.В последние годы важность мало‑го и среднего бизнеса в белорусской экономике неоднократно под‑черкивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. так,  в  Программе  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в  Беларуси  на  2013–2015  годы, утвержденной постановлением Совета министров от 29 декабря 2012,  отмечено, что  к  2015 году руководство  страны  планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% (в настоящее время – 23.6%) и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1.8 млн чел.

  По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в По состоянию на 1 января 2014 года на учете в налоговых органах состояли 357 127 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей – 248 546, микроорганизаций – 97 834, малых организаций – 10 747, субъектов среднего предпринимательства - 2 274. По сравнению с началом 2013 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 25 138 единицы. В бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году поступило 30,5% от общего объема контролируемых налоговыми органами платежей. 
На 1 января 2013 года на учете в налоговых органах состояло 331 989 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 232 851 индивидуальных предпринимателей, 88 607 микроорганизаций, 10 531 малые организации, 2337 субъектов среднего предпринимательства. 

"Стабилизировалась  ситуация и в среде индивидуальных  предпринимателей. Наблюдавшаяся в 2011 году тенденция уменьшения их количества сменилась поступательным ростом, и за прошлый год численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 15 695 человек. При этом если среди микро- и малых организаций отмечено увеличение количества фирм,  то  в  случае  средних  организаций, как и на протяжении последних  трех  лет,  продолжилось сокращение их числа. В результате в 2013 году доля средних предприятий  в  общем  количестве  малых и средних фирм сократилась на 63.

      Наибольшее количество микро- и малых организаций сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; далее следуют: обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, строительство, транспорт и связь.

Распределение средних организаций по отраслям белорусской экономики более равномерно и имеет несколько иной вид. 

Больше всего таких фирм – в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. Далее следуют обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям .В результатах опроса, проведенного Исследовательским центром ИПМ, белорусские МСП были распределены в следующие группы: торговля, общественное питание, производство (промышленность), строительство, транспорт и связь, бытовое обслуживание, консалтинговые услуги, образование, компьютерные услуги, туризм, реклама, полиграфия/издательство, недвижимость, другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь .

     Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется: 
- право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество; 
- защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами; 
- научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности; 
- страхование предпринимательского риска;

  - запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте.

  В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства , которая на 1 октября 2010 г. включает 50 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.

В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

  Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

  - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат; 
- создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; 
- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции; 
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами; 
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства; 
- реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства; 
- организация многопрофильных исследований предпринимательских структур. 
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:

  - разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представляют их в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Беларусь; 
- организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач; 
- обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд; 
- создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов; 
- готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных

      В 2014 году усилия Минэкономики направлены на обеспечение формирования условий, стимулирующих развитие производственного предпринимательства, освоение его субъектами новых видов деятельности и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, в том числе в малых городах и сельских населенных пунктах, а также повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности экономики в целом. Для этого Минэкономики продолжит мониторинг реализации положений и соблюдения требований Директивы №4, координацию деятельности органов государственного управления в области выработки и реализации мер по вхождению Беларуси в топ-30 стран рейтинга Всемирного банка "Ведение бизнеса". 
      В ближайшей перспективе планируется инициировать принятие конкретных мер по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности, направленных на создание безбарьерной среды для ведения бизнеса, снижение административной и налоговой нагрузки, обеспечение правовой регламентации государственно-частного партнерства, саморегулируемых организаций, развитие института франчайзинга, изучение вопроса о введении системы оценки эффективности деятельности и ответственности руководителей государственных органов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, развитие малого и среднего предпринимательства в курируемых сферах и (или) регионах и другое. 

"Работа  по реализации намеченных реформ  будет осуществляться в рамках  принятых и разрабатываемых в  настоящее время совместно с  деловым сообществом соответствующих  программных документов", - уточнили  в Минэкономики. 
      Директива №4 от 31 декабря 2010 года "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" является ключевым документом, фундаментально определившим роль и место предпринимательства в белорусской экономической системе, а также политику государства в отношении его развития и поддержки. Приведенная статистика развития малого предпринимательства является результатом проводимой Главой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности .

 

 

3.Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь

 
      Следует отметить, что Правительство Беларуси уделяет внимание разработке механизмов решения существующих проблем в целях улучшения деловой среды развития малого и среднего бизнеса. Однако необходимы дальнейшие шаги по упрощению административных процедур. Аналогичные сложности, отмеченные выше, испытывали в разное время как развитые страны, так и страны с переходной экономикой.  Для устранения существующих в Беларуси административных барьеров, следует использовать ряд мер, которые доказали свою эффективность в ряде стран и могут быть применены в Беларуси с целью совершенствования отдельных административных процедур и улучшения деловой среды.

Информация о работе Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь