Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 16:58, реферат
Целью данной работы является изучение роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Объектом данной работы является само предпринимательство в Республике Беларусь, а предметом – причины и тенденции его развития, пути улучшения среды функционирования предпринимательства.
Введение…………………………………………………………………….…..3
1.Малый и средний бизнес в белорусской экономике ……………………... 4
2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь………………………………..5
3.Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь…………………………….…9
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………
Содержание
Введение………………………………………………………
1.Малый и средний бизнес в белорусской экономике ……………………... 4
2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь………………………………..5
3.Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь…………………………….…9
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...14
ВЕДЕНИЕ
Мировой опыт подтверждает,
что предпринимательство — важнейший
элемент рыночной экономики, без которого
не может гармонично развиваться государство.
Оно во многом определяет темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта.
Предприниматель является ключевой
фигурой рыночной экономики и ориентируется
не на распоряжения из центра, а на взаимовыгодные
отношения с потребителями своей продукции,
услуг, трудовым коллективом и другими
предпринимателями.
Предпринимательство является основой
рыночной экономики. В значительной степени
оно обеспечивает основные конкурентные
преимущества экономики рыночного типа:
придает необходимую гибкость рыночному
механизму, создает предпосылки инновационного
развития экономики, формируя, с одной
стороны, соответствующую конкурентную
среду, с другой – генерируя основные
нововведения.
Целью данной работы является изучение роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Объектом данной работы
1.Малый и средний
бизнес в белорусской экономике
В белорусской государственной
статистике, согласно Закону
Республики Беларусь от 1 июля 2010 г.
№ 148-3 «о поддержке малого и среднего предпринимательства»,
классификация субъектов малого и среднего
предпринимательства проводится по следующим
критериям: индивидуальные предприниматели,
зарегистрированные в Республике Беларусь;
• микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;
• малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно;
• к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 чел. включительно.В последние годы важность мало‑го и среднего бизнеса в белорусской экономике неоднократно под‑черкивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013–2015 годы, утвержденной постановлением Совета министров от 29 декабря 2012, отмечено, что к 2015 году руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% (в настоящее время – 23.6%) и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1.8 млн чел.
По данным Национального статистического
комитета Республики Беларусь, в По состоянию
на 1 января 2014 года на учете в налоговых
органах состояли 357 127 субъектов малого
и среднего предпринимательства, в том
числе индивидуальных предпринимателей
– 248 546, микроорганизаций – 97 834, малых
организаций – 10 747, субъектов среднего
предпринимательства - 2 274. По сравнению
с началом 2013 года количество субъектов
малого и среднего предпринимательства
увеличилось на 25 138 единицы. В бюджет от
субъектов малого и среднего предпринимательства
в 2013 году поступило 30,5% от общего объема
контролируемых налоговыми органами платежей.
На
1 января 2013 года на учете в налоговых органах
состояло 331 989 субъекта малого и среднего
предпринимательства, в том числе 232 851
индивидуальных предпринимателей, 88 607
микроорганизаций, 10 531 малые организации,
2337 субъектов среднего предпринимательства.
"Стабилизировалась
ситуация и в среде
Наибольшее количество микро- и малых организаций сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; далее следуют: обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, строительство, транспорт и связь.
Распределение средних организаций по отраслям белорусской экономики более равномерно и имеет несколько иной вид.
Больше всего таких фирм – в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. Далее следуют обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям .В результатах опроса, проведенного Исследовательским центром ИПМ, белорусские МСП были распределены в следующие группы: торговля, общественное питание, производство (промышленность), строительство, транспорт и связь, бытовое обслуживание, консалтинговые услуги, образование, компьютерные услуги, туризм, реклама, полиграфия/издательство, недвижимость, другое.
2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь .
Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В соответствии
с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г.
№ 813-XII «О предпринимательстве в Республике
Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:
-
право граждан и юридических лиц заниматься
предпринимательской деятельностью, создавать
предприятия и приобретать необходимое
для этой деятельности имущество;
-
защита прав и законных интересов всех
предпринимателей, действующих в соответствии
с законодательством Республики Беларусь
и договорами;
-
научно-техническая, правовая поддержка
предпринимательской деятельности;
-
страхование предпринимательского риска;
- запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте.
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства , которая на 1 октября 2010 г. включает 50 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки
и развития малого предпринимательства,
в том числе содействие организации и
деятельности центров поддержки предпринимательства
и инкубаторов малого предпринимательства,
инновационных центров и торгово-промышленных
палат;
-
создание льготных условий для доступа
субъектов малого предпринимательства
к финансовым, материально-техническим
и информационным ресурсам, а также к научно-техническим
разработкам и технологиям;
-
введение упрощенной системы регистрации,
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации
выпускаемой ими продукции;
-
поддержка внешнеэкономической деятельности
субъектов малого предпринимательства,
включая содействие развитию их производственных,
торговых, научно-технических и информационных
связей с зарубежными партнерами;
-
организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации руководителей,
специалистов и персонала для малого предпринимательства;
-
реализация программ, направленных на
насыщение рынка экологически чистыми
и безопасными товарами, конкурентоспособными
средствами их производства;
-
организация многопрофильных исследований
предпринимательских структур.
Центральные
органы управления, местные исполнительные
и распорядительные органы в соответствии
со своей компетенцией в целях осуществления
государственной поддержки малого предпринимательства:
- разрабатывают предложения по совершенствованию
законодательства о государственной поддержке
малого предпринимательства, проводят
анализ состояния финансово-хозяйственной
деятельности субъектов малого предпринимательства
и эффективности применения мер по их
государственной поддержке, готовят прогнозы
развития и предложения по приоритетным
направлениям и формам государственной
поддержки малого предпринимательства
и представляют их в установленном порядке
в Кабинет Министров Республики Беларусь;
-
организуют разработку и реализацию отраслевых
и региональных программ поддержки малого
предпринимательства, предусмотрев в
них меры по содействию занятости населения,
проведению миграционной политики, решению
экологических задач;
-
обеспечивают участие субъектов малого
предпринимательства в реализации важнейших
народнохозяйственных проектов и программ,
а также в поставках продукции и выполнении
работ для государственных нужд;
-
создают отраслевые и региональные системы
государственной поддержки малого предпринимательства,
включающие соответствующие структурные
подразделения центральных органов управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов;
-
готовят предложения об установлении
для субъектов малого предпринимательства
налоговых и иных льгот, а также об использовании
средств республиканского и местных бюджетов
и специализированных
В 2014 году усилия Минэкономики направлены
на обеспечение формирования условий,
стимулирующих развитие производственного
предпринимательства, освоение его субъектами
новых видов деятельности и создание новых
высокопроизводительных рабочих мест,
в том числе в малых городах и сельских
населенных пунктах, а также повышение
на этой основе эффективности и конкурентоспособности
экономики в целом. Для этого Минэкономики
продолжит мониторинг реализации положений
и соблюдения требований Директивы №4,
координацию деятельности органов государственного
управления в области выработки и реализации
мер по вхождению Беларуси в топ-30 стран
рейтинга Всемирного банка "Ведение
бизнеса".
В ближайшей перспективе планируется
инициировать принятие конкретных мер
по совершенствованию законодательства,
регулирующего вопросы предпринимательской
деятельности, направленных на создание
безбарьерной среды для ведения бизнеса,
снижение административной и налоговой
нагрузки, обеспечение правовой регламентации
государственно-частного партнерства,
саморегулируемых организаций, развитие
института франчайзинга, изучение вопроса
о введении системы оценки эффективности
деятельности и ответственности руководителей
государственных органов по созданию
благоприятных условий ведения бизнеса,
развитие малого и среднего предпринимательства
в курируемых сферах и (или) регионах и
другое.
"Работа
по реализации намеченных
Директива №4 от 31 декабря 2010
года "О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь"
является ключевым документом, фундаментально
определившим роль и место предпринимательства
в белорусской экономической системе,
а также политику государства в отношении
его развития и поддержки. Приведенная статистика развития
малого предпринимательства является
результатом проводимой Главой государства
и Правительством Республики Беларусь
политики по улучшению в стране бизнес-среды,
повышению эффективности принимаемых
мер по либерализации условий осуществления
экономической деятельности .
3.Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь
Следует отметить, что Правительство Беларуси
уделяет внимание разработке механизмов
решения существующих проблем в целях
улучшения деловой среды развития малого
и среднего бизнеса. Однако необходимы
дальнейшие шаги по упрощению административных
процедур. Аналогичные сложности, отмеченные
выше, испытывали в разное время как развитые
страны, так и страны с переходной экономикой. Для
устранения существующих в Беларуси административных
барьеров, следует использовать ряд мер,
которые доказали свою эффективность
в ряде стран и могут быть применены в
Беларуси с целью совершенствования отдельных
административных процедур и улучшения
деловой среды.