Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 16:58, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Объектом данной работы является само предпринимательство в Республике Беларусь, а предметом – причины и тенденции его развития, пути улучшения среды функционирования предпринимательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
1.Малый и средний бизнес в белорусской экономике ……………………... 4
2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь………………………………..5
3.Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь…………………………….…9
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.Предпринимательство,как важнейший фактор развития экономики.docx

— 34.09 Кб (Скачать файл)

  Рассмотрим меры совершенствования отдельных административных процедур более подробно.

  Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются: 
1.Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси. 
Регистрирующие органы по-прежнему осуществляют контроль над содержанием учредительных документов. Во многих же странах мира при регистрации субъектов хозяйствования используется заявительный принцип. В этом случае учредитель предоставляет необходимые документы и сведения, за содержание которых он сам несет ответственность. 
Она позволит значительно упростить процесс регистрации как для предпринимателей, так и для регистрирующих органов. Но главное, существенно снижает продолжительность процедуры и устраняет проблемы, обусловленные длительным сроком регистрации. Необходимость внедрения такого принципа регистрации предприятия уже осознана руководством страны. 
2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации. 
Основаниями для отказа в регистрации в общем случае должны быть: 
а) подача неполного комплекта документов; б) подача документов в ненадлежащий орган. 
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. 
4. Большое количество требуемых для регистрации документов. 
Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Для регистрации юридических лиц в перечне документов, представляемых в регистрирующий орган, достаточно оставить следующие: 
а) заявление, оформленное в установленном порядке; 
б) копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации; 
в) учредительные документы (по два экземпляра копии устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора); 
г) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации; 
д) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию; 
е) эскизы печатей в двух экземплярах [17]. 
Данная мера существенно сократит количество организаций и учреждений, которые необходимо посетить предпринимателю для того, чтобы сформировать пакет необходимых документов. В результате также сократятся затраты времени и денег при регистрации бизнеса. 
5. Принятие решения о регистрации коллегиально - заседанием исполнительного комитета 
Создание единого регистрирующего органа (например, института регистраторов) позволит исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации и унифицировать процедуру, а также снимет нагрузку с исполнительных комитетов и позволит сократить срок прохождения и средства, затрачиваемые предпринимателем на юридическое оформление бизнеса.

  Кроме того, при внесении изменений в действующее законодательство необходимо учитывать, что вся работа, направленная на сокращение сроков и стоимости процедуры регистрации, может быть перечеркнута одним принятым актом, предусматривающим перерегистрацию субъектов хозяйствования, а следовательно, влекущим дополнительные затраты времени и денег. Для того чтобы усилия государственных органов управления по совершенствованию административных процедур не пропали даром, необходимо в обязательном порядке осуществлять анализ экономического эффекта и возможных последствий от изменений в законодательстве на этапе его разработки. 
Реализация представленных ниже рекомендаций, направленных на дальнейшее реформирование процедуры регистрации, позволит значительно упростить процесс вхождения в бизнес, сократить продолжительность и уменьшить стоимость регистрации. Это будет способствовать увеличению количества регистрируемых предприятий, налоговых поступлений в бюджет и экономическому развитию страны

Для совершенствования процедуры регистрации следует принять Закон о регистрации, в котором:

  1. Отменить требование по проверке содержания учредительных документов, введя заявительный принцип регистрации

2. Снизить  размер гоcударственных нотариальных  пошлин, взимаемых при регистрации, а также сократить перечень  документов, требующих нотариального  заверения.

  3. Сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган и ввести стандартные формы (бланки) для оставшихся.

  4. Сократить перечень оснований для отказа в регистрации.

  5. Создать единый регистрирующий орган (ввести институт регистраторов) с целью исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации. 
Также может быть существенно упрощена процедура лицензирования, если будут приняты такие меры, как:

  - упрощение порядка продления и внесения изменений в действующую лицензию; 
- внесение изменений в соответствующие положения о лицензировании с целью устранения формулировок, допускающих свободное толкование лицензионных требований. 
Прежде всего, реализация подобных мер позволит существенно сократить издержки, связанные с получением лицензий для тех субъектов хозяйствования, кто уже подтвердил свою способность заниматься данным видом деятельности. 
Данные меры также сократят и сроки получения лицензий предприятиями, ранее не имевших их, так как требования к соискателям лицензии станут прозрачными и понятными, а субъекты хозяйствования не должны будут предоставлять различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминания в положениях, регламентирующих порядок лицензирования. 
Кроме того, данные меры существенным образом устранят почву для злоупотреблений и коррупции. Немаловажно также и то, что реализация этих мер будет способствовать реальному претворению в жизнь политики дебюрократизации. 
Также к значительному совершенствованию процедуры лицензирования приведет сокращение лицензируемых видов деятельности. Как показывает опыт стран-соседей, от лицензирования, например, розничной торговли и общественного питания можно отказаться, не боясь, что это увеличит угрозы населению, государству или окружающей среде. В то же время наличие необходимости получать лицензию на розничную торговлю пли общественное питание может привести к существенным потерям выручки предприятий МСБ, т.к. они вынуждены будут простаивать в ожидании лицензии, не имея возможности осуществлять хозяйственную деятельность

Таким образом, изменения процедуры лицензирования, которые могут привести к более существенному сокращению сроков, стоимости и сложности процедуры, возможны при реализации следующих действий:

  1. Упразднить лицензирование розничной торговли и общественного питания, а также других видов деятельности, не представляющих опасности.

  2. Применить упрощенный порядок продления и внесения изменений в действующую лицензию.

  3. Свести лицензионные требования к подтверждению способности заниматься данным видом деятельности и ликвидировать формулировки, допускающие свободное трактование лицензионных требований.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

       В заключение работы можно сделать основные выводы по проведенному исследованию: 
1. Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, способствующая удовлетворению потребностей отдельных граждан и общества в целом. 
2. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2013 г. продолжилась тенденция роста числа субъектов малого и среднего бизнеса, а их общее количество достигло 357 127 , увеличившись по сравнению с 2012 г. на 25 138. 
3. Наибольшее количество респондентов представляют унитарные предприятия, менее всего – закрытые акционерные общества и кооперативы. 
4. Основными проблемами для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры: регистрация, лицензирование, получение разрешений, администрирование налогообложения, большое количество проверок, регулирование ценообразования, а также доведение валовых показателей работы предприятия.

  5. Следует отметить, что государством предпринимаются определенные попытки стимулирования развития предпринимательства, однако они недостаточны для получения значительного эффекта. 

  Для развития предпринимательства необходима комплексная система мер, направленная на либерализацию экономики и проведение рыночных реформ.  
Такими мерами должны стать:

  - формирование инфраструктуры развития предпринимательства; 
- нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;

  - государственные гарантии развития предпринимательства; 
- устранение серьезных административных барьеров, препятствующих развитию сектора МСБ;

  - поддержка субъектов МСБ, предоставление льгот, возможность получения кредитов на развитие бизнеса, в частности, развитие микрокредитования; 

  - научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства; - международное сотрудничество в сфере предпринимательства. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Анискин, Ю. П. Организация и управление  малым бизнесом: учеб. пособие / Ю. П. Анискин. - М., 2002

  2 Борисов, С. Большая роль малого предпринимательства / С. Борисов // Человек и труд. - 2004. - № 1

3 Национальная  экономика Беларуси,2012г.  Шимонов  В. Н.

4.Белстат  РБ

 

 


Информация о работе Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь