Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации рабочих мест на предприятии.
Объектом исследования является организация рабочих мест на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты организации рабочих мест на предприятии;
- провести анализ организации труда на предприятии;
- внести предложения по совершенствованию организации рабочих мест на предприятии и рассчитать экономическую эффективность предложенных нововведений.
Введение
1.Теоретические аспекты организации труда на рабочих местах
1.1 Сущность организации рабочих мест и ее роль в организации труда на предприятии
1.2 Классификация рабочих мест
1.3 Планировка и оснащение рабочих мест
1.4 Рационализация рабочих мест
2. Анализ состояния организации труда на предприятии
2.1 Характеристика подразделения по основным экономическим показателям
2.2 Планировка и оснащение рабочих мест
2.3 Состояние обслуживания рабочих мест
2.4 Состояние нормирования и оплаты труда
2.5 Анализ использования рабочего времени
2.6 Условия труда работников
2.7 Квалификационный состав рабочих, текучесть кадров
3.Совершенствование организации рабочих мест кассиров–контролеров
3.1 Организация рабочего места кассира на основе POS–систем
3.2 Расчет эффективности мероприятия по полной компьютеризации процесса товародвижения
Заключение
Библиографический список
Мв = Мн + Мвв - Моб
где Мн - общее количество рабочих мест на начало планового периода;
Мвв - ввод рабочих мест в плановом периоде в среднегодовом исчислении;
Моб - общее количество рабочих мест в плановом периоде в среднегодовом исчислении.
Количество вводимых рабочих мест в плановом периоде определяется заданиями по производству новых видов продукции, требующими создания принципиально новых рабочих мест, необходимостью замены малоэффективных рабочих мест, а также заданиями по улучшению условий труда и быта работающих. Количество вводимых и ликвидируемых рабочих мест определяется при разработке баланса рабочих мест, который составляется одновременно с планом экономического и социального развития в качестве его составной части, а количество рабочих мест отражается в паспорте предприятия. Плановые балансы рабочих мест разрабатываются в увязке с планами внедрения новой техники и технологии, заданиями, планами воспроизводства основных фондов и развития мощностей. Внедрение в практику планирования рабочих мест позволяет не только дать объективную оценку фактической обеспеченности предприятий рабочей силой и определить плановую потребность в ней, но и через осуществление организационно-технических мероприятий регулировать число рабочих мест на предприятиях и таким образом достигать их сбалансированности с имеющимися трудовыми ресурсами. Что будет способствовать большей целенаправленности в работе по подготовке и повышению квалификации кадров, позволит полнее учитывать реальные потребности производства, что в свою очередь, поможет лучше использовать трудовой потенциал.
2. Анализ состояния организации труда на предприятии
2.1. Характеристика
подразделения по основным
Супермаркет «Радуга» по адресу ул. Киевская. 12 открылся 26 августа 2011 г.
Открытие магазина «Радуга» в формате супермаркета не случайно. С каждым годом в России становится все больше супермаркетов, создающих серьезную конкуренцию обычным магазинам. По данным статистики, средний покупатель проводит в магазине самообслуживания от 15 до 40 минут, причем объем совершаемых покупок обычно существенно больше, нежели в магазине с традиционным типом обслуживания. Вместе с тем, и это подтверждено многочисленными исследованиями, до 80% решений о покупке того или иного товара принимается потребителем непосредственно в супермаркете – в считанные секунды. Соответственно, и рентабельность таких магазинов повышается до 50%.
Известно, что одним из преобладающих критериев выбора супермаркета для посетителей является территориальный фактор – предпочтение совершать покупки в торговых точках, расположенных вблизи от дома, магазины «Радуга» расположен внутри жилого массива. Второй по популярности причиной выбора этого супермаркета является ассортимент продовольственных товаров. На территории торговой площади, которая составляет 300-550 м2, супермаркет «Радуга» может предложить более 10 000 наименований продовольственных и промышленных товаров, которые удовлетворяют запросы самых требовательных покупателей. Цены на продукты питания имеют также решающее значение для выбора магазина. Супермаркет «Радуга» предоставляет покупателям отличную возможность приобрести необходимые продукты по самым доступным ценам.
Численность персонала – 40 человек.
Организационная
структура предприятия
Рис.2.1 Организационная структура магазина.
Рассмотрим экономические показатели деятельности предприятия за 2011-2012 гг. (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Технико-экономические показатели деятельности предприятия
№ п/п |
Показатели |
2011 |
2012 |
Темп роста%
|
| ||||||||
План |
Факт |
%выполнения плана |
План |
Факт |
%выполнения плана |
||||||||
1 |
Объем розничного товарооборота, тыс.руб. |
3152 |
3759,84 |
119,28 |
3250 |
3950 |
121,5 |
2,22 | |||||
2 |
Численность персонала |
40 |
40 |
- |
40 |
40 |
- |
- | |||||
3 |
Выработка, тыс.руб. |
75,04 |
89,52 |
119 |
80 |
97 |
121,3 |
2,3 | |||||
4 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
1680 |
1780,8 |
106 |
1920 |
2100 |
109,4 |
3,4 | |||||
5 |
Средняя заработная плата, тыс.руб. |
10 |
10,6 |
106 |
11 |
11,9 |
108,2 |
2,2 | |||||
6 |
Расходы на продажу |
1266 |
1735,44 |
137 |
1347 |
1846,4 |
137,1 |
0,1 | |||||
7 |
Валовая прибыль |
206 |
243,6 |
118,25 |
230 |
278 |
120,9 |
2,65 |
|||||
Из таблицы 2.1 видно, что в 2011 году магазин выполнил план по товарообороту на 119,28 %, а в 2012 на 121,5, но наблюдался рост издержек выше запланированных в 2011на 37 %, а в 2012 на37,1. Также наблюдался рост выработки на одного работника в 2011 на 19 %, а в 2012 на21,3%. Фактическая валовая прибыль превысила плановую в 2011 на 18, 25%, а в 2012 на 20,9%. Таким образом, анализ данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия говорит об успешной деятельности магазина.
2.2 Планировка и оснащение рабочих мест
Степень использования торговой площади называется коэффициентом установочной площади и определяется отношением установочной площади к площади торгового зала. В супермаркете «Радуга» величина этого показателя составляет 0,31, что соответствует норме для занимающихся продажей продуктов питания магазинов самообслуживания.
В супермаркете «Радуга» использована линейная смешанная планировка торгового зала, участки с боксовой планировкой используются для сдачи арендаторам, проведения специальных мероприятий по стимулированию продаж и продаже непродовольственных товаров.
К планировке и оснащению расчётной зоны в магазине «Радуга» подошли также тщательно, как и к планировке непосредственно торгового зала. Рабочие места кассиров расположены удобно для покупателей и с учётом всех специфических требований их организации. В супермаркете «Радуга» используются одинарные кассовые боксы с транспортерами, что позволяет избежать массового скопления покупателей на выходе из торгового зала и предотвратить возникновение многих из перечисленных выше проблем. Для более эффективного использования трудовых ресурсов в магазине введена почасовая оплата труда и свободный график работы: большинство сотрудников работают неполный рабочий день, что позволяет экономить на оплате труда. В тоже время в часы пик в магазине работают все кассиры и дополнительные сотрудники для выкладки товара. В целом можно сказать, что работа расчётной зоны, как и всего торгового зала, в супермаркете «Радуга» организована согласно всем описанным в данной работе принципам. Этот магазин может служить примером рациональной и эффективной организации работы расчётной зоны сегодня. Но требования покупателей (в том числе и к качеству обслуживания) постоянно увеличиваются и развиваются. Поэтому, для того чтобы не упустить выгоду, магазин также должен изменяться в лучшую сторону, и администрация супермаркета «Радуга» это понимает.
Различают следующие основные варианты планировки торгового зала:
Выбор того или иного вида планировки осуществляется с учётом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи. Так, линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для магазина самообслуживания: она удобна для покупателей и позволяет наиболее эффективно организовать работу магазина. Линейная планировка может быть трёх видов: продольная, поперечная и смешанная. При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга участки (отделы), в каждом из которых есть свой расчётно–кассовый узел. Такая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах, где выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора. Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинации линейной и боксовой планировки. Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания (через прилавок), зависит от ассортимента реализуемых товаров и типа предприятия. Глубина рабочего места продавца в таких магазинах может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают же рабочие места продавцов в магазинах такого типа ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров. Планировка контрольно–кассового узла должна обеспечить беспрепятственное движение потоков покупателей, исключая их встречное движение. Помимо кассовых кабин при организации узла расчёта такого типа учитывают и расположение оборудования для хранения личных вещей покупателей, а также столов для упаковки товаров покупателями. В супермаркете «Радуга» рабочие места кассиров расположены, как показано на рис. 2.2. Такая их организация, конечно, не является самой эффективной, однако, позволяет супермаркету обслуживать покупателей без образования огромных очередей у касс.
Рис. 2.2. Метод расстановки кассовых боксов.
Таким образом, применяемая в магазине система организации рабочих мест кассиров позволяет поддерживать уровень обслуживания покупателей на должном уровне и при этом не требует больших затрат на свое содержание (главным образом, на заработную плату кассирам). К тому же, установка такого количества кассовых боксов этого типа позволила магазину не тратить большую сумму на организацию расчетно–кассовой зоны. В магазинах самообслуживания в настоящее время всё более широкое применение находят технологии штрихового кодирования. Общеизвестно, что штрих–кодирование позволяет существенно упростить идентификацию товаров, и, как следствие, сократить время на все основные товароучетные операции, начиная с прихода и продажи товаров и заканчивая инвентаризацией. Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.
Большие возможности штриховое кодирование дает при продаже товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. После получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу. Применение штрихового кодирования позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и все функции товародвижения и максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота. При организации работы со штрихкодами в магазинах, конечно же, используется специальное оборудование (например, такое, как сканер штрих–кода или терминал сбора данных). Сканер штрих–кода – это устройство, предназначенное для считывания и автоматического ввода штрих-кода в персональный компьютер или контрольно-кассовую машину. С помощью сканера штрих–кодов осуществляются операции по поиску товаров в справочнике, подборе товаров в документы и отчеты.
Терминал сбора данных – это портативное устройство, включающее в себя встроенный сканер штрих-кода, алфавитно-цифровую клавиатуру, жидкокристаллический дисплей, блок памяти, автономное питание и возможность передачи данных в персональный компьютер. С помощью терминалов сбора данных предусмотрена возможность заполнения табличной части всех документов, что позволяет удобно и оперативно выполнять складские операции, такие как инвентаризация, приход, расход, перемещение товара и т.п. Схема работы товароведа с терминалом сбора данных следующая: перед оформлением документов товаровед сканирует штрих–код необходимого товара с помощью терминала сбора данных и вводит в терминал его количество. После обработки всего необходимого товара товаровед, из оформляемого документа, подает команду на получение данных из терминала, в результате чего табличная часть документа заполняется товарами, введенными в терминал сбора данных в указанном количестве.
В универсаме «Радуга» такое оборудование, конечно же, используется.
Зона хранения личных вещей покупателей оборудована ячейками. Такая организация этой зоны, конечно, неприемлема для небольшого магазина, но в супермаркете «Радуга» она вполне оправдывает себя.
Существует два основных вида организации зон хранения личных вещей покупателей: с использованием камер и с использованием ячеек. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.
Например, при использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием камер, закрывающихся на ключ, приходится сталкиваться со следующими проблемами:
Информация о работе Совершенствование организации рабочих мест кассиров–контролеров