Совершенствование организации рабочих мест персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта — анализ требований к организации рабочих мест персонала, факторов, влияющих на них, существующего состояния рабочих мест на конкретном предприятии и разработка проекта по совершенствованию организации рабочих мест персонала.
Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
1. Определение современных требований к организации рабочих мест персонала;
2. Выявление и анализ факторов, определяющих требования к организации рабочих мест (особенности технологического про¬цесса, применяемое оборудование, механизация и автоматиза¬ция и пр.);

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……4
1. Теоретические основы организации рабочих мест персонала
1.1. Понятие «рабочее место». Типология рабочих мест…………………...….7
1.2. Опыт организации рабочих мест персонала в отечественных и зарубежных организациях………………………………………………….……12
1.3. Современные требования к организации рабочих мест персонала...........18
2. Анализ системы управления и организации рабочих мест персонала в ООО «Pizza-Land»
2.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности ООО «Pizza-Land»……………………………………………………………...……….25
2.2. Анализ системы управления персоналом…………………………………30
2.3. Анализ организации рабочих мест персонала……………………….……39
3. Разработка проекта по совершенствованию организации рабочих мест персонала в организации
3.1. Совершенствование организации рабочих мест персонала…………...…45
3.2. Проект по организации рабочих мест персонала в ООО «Pizza-Land»…48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-образец (1).doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)
  1. По профессиональному признаку. Например, можно выделить  рабочие   места  бухгалтера, врача-терапевта, делопроизводителя, плотника, водителя и т.д.

А.С. Корчагина и М.С Клочкова7 уделяют большое внимание проблеме анализа и описания рабочего места и считают, что критерии описания работы и рабочего места определяет такой документ, как профессиограмма.

Профессиограмма – «документ, представляющий описание работы и рабочего места в организации»8. Описание работы и рабочего места производится в соответствии со следующими критериями.

  1. Описательные характеристики деятельности:

1) Параметрическое описание (целостное):

а) название и  статус организации:

б) структура  организации;

в) цели и задачи организации;

г) основные виды деятельности, осуществляемые работниками организации;

д) принципы и  нормы, приняты в организации.

2) Морфлогическое описание (по элементам):

а) применяемые  средства труда;

б) рабочее место;

в) основные элементы деятельности;

г) ожидаемый  результат и требования, предъявляемые  к нему.

3) Функциональное  описание:

а) последовательность операций, действий, «технология деятельности»;

б) режим труда  и отдыха;

в) способы взаимодействия и коммуникативные сети.

2. Количественная  оценка элементов деятельности:

1) Выделенные  задания, их описание;

2) Количество  экспертов и их оценки по  различным шкалам.

На основе профессиограммы создается паспорт рабочего места.

Паспорт (типовой  проект)  рабочего   места   рабочих  и служащих включает следующие  разделы:

  • назначение и общие характеристики;
  • планировка  рабочего   места ;
  • мебель, оборудование и технические средства;
  • функциональные обязанности (основные элементы работы);
  • методы и приемы труда;
  • условия труда;
  • оплата труда;
  • организация обслуживания;
  • регламентирующая документация;
  • загрузка  рабочего   места  (нормирование);
  • охрана труда;
  • техника безопасности.

Исходными данными  для разработки паспортов  рабочих   мест  являются:

  • типовые паспорта  рабочих   мест ;
  • модели  рабочих   мест  сотрудников;
  • штатное расписание предприятия;
  • положение об оплате труда;
  • схема монтажа технических средств;
  • инструкции по эксплуатации;
  • нормативы управленческого труда;
  • инструкции по технике безопасности;
  • рабочий проект здания (офиса);
  • спецификация на мебель и оборудование;
  • положения о подразделениях;
  • должностные инструкции;
  • трудовые договоры сотрудников;
  • нормативы площадей на 1 сотрудника.

Хироюки Хирано9 предлагает пять простых принципов рациональной организации рабочего пространства, соблюдая которые, можно извлечь максимальную выгоду из имеющихся ресурсов: сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация, совершенствование. В основе системы 5S лежит ясная и в то же время инновационная идея: все, что поддается оптимизации, должно быть оптимизировано. Инновация заключается в том, что организация рабочего пространства рассматривается именно как система. Система 5S – это альтернативный подход к эффективному производству: устранение потерь за счет активного вовлечения рабочих в процесс непрерывного совершенствования.

 

 

1.2. Опыт организации  рабочих мест персонала в отечественных  и зарубежных организациях

Цель рационального  размещения  персонала  состоит в том, что «чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить утомляемость сотрудников, а также максимально повысить производительность труда  персонала. Добиться этого можно учитывая основные системы планировки помещений, принципы планировки  рабочих   мест  и рациональных условий труда»10.

Но организация  рабочих мест персонала в России и за рубежом проводится совершенно по-разному.

 В нашей  стране все еще применяется кабинетная планировка помещений, когда структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.). Руководители уверены, что несмотря на увеличение затрат на отопление и освещение, а также удлинение маршрутов документопотоков, только таким образом можно создать творческую обстановку и комфортные условия для малых групп сотрудников.

США, Япония, ФРГ  и некоторые другие страны для  организации рабочих мест выбирают ячеистую планировку помещений, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5 -2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и дисциплиной труда.

Китай же в большинстве  случаев имеет опыт зальной планировки помещений, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на 1 служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток — невозможность создания уединенной обстановки, особенно для ученых и руководителей, а также избыточный шум в зале.

Гарет Льюис  пишет: «У нас (в Великобритании), в  США, Канаде и, насколько мне известно, в Германии, производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых  правил  организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата»11. Вот некоторые из них:

  • «Современная мебель — дороже денег». Современная эстетически красивая и экологически чистая мебель создаст комфортные условия труда и представление о благополучии фирмы. Лучше всего оборудовать офис недорогой мебелью из ДСП, покрытой специальным защитным пластиком.
  • «Стол и стул комфорт создают». Максимального комфорта и минимального утомления можно достичь в том случае, когда правильно подобраны по размеру стол и стул для сотрудника. Нормальная высота  рабочей поверхности стола при работе служащего в зависимости от его роста составляет 70-75 см, соответственно высота стула находится в диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост сотрудников, лучше всего использовать офисные кресла с поднимающимися сиденьями.
  • «Чистый стол». На  рабочем  столе должны н<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c_00202__Char" style=" font-family: 'Times N

Информация о работе Совершенствование организации рабочих мест персонала