Совершенствование процессов взаимодействия коммерческих банков с субъектами малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:03, автореферат

Описание работы

Актуальность диссертационного исследования определяется следующими принципиально важными современными явлениями. Прежде всего, мировая практика свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малый и средний бизнес оказывают существенное влияние не только на развитие народного хозяйства на национальном уровне, решение социальных проблем, но и на активизацию процессов международной интеграции. В связи с активной интеграцией российской экономики в мировое хозяйство, имеющей сырьевую направленность, особенно остро встает проблема адекватного развития всех ее секторов при условии стабильного и взаимовыгодного финансового взаимодействия коммерческих банков с предприятиями малого и среднего предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Dashevska9 I.F.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Объем и структура  диссертации обусловлены общей концепцией,  целью и  задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 137 наименований, содержит 25 таблиц, 11 рисунков и 6 приложений. Общий объем диссертации составляет 164 страницы.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

 

1. В диссертационном  исследовании конкретизируется  понятие взаимодействие: «коммерческий  банк – малый и средний бизнес». Экономический смысл данного взаимодействия сводится не только к одностороннему стремлению наращивания финансирования предприятий малого и среднего предпринимательства за счет заемных средств, предоставляемых  коммерческими банками, но и к взаимовыгодным партнерским отношениям, направленным на средне- и долгосрочную перспективу. Основным стержнем данного взаимодействия выступает кредитование. Важную роль играют также современные «некредитные» моделеобразующие факторы, которые совершенствуют расчетно-кассовое обслуживание, оптимальные взаимовыгодные депозитарные схемы и зарплатные проекты, подрядные отношения между кредиторами банка, в том числе и с участием крупных компаний, способствующие снижению уровня теневой экономики и снятию социальной напряженности в обществе. Особым фактором, требующим генерировать новые направления исследований процессов взаимодействия банковского сектора с предприятиями малого и среднего бизнеса, является их низкая по мировым стандартам капитализация, негативно влияющая на инвестиционную привлекательность при высоком уровне рисков.

Основными экономическими предпосылками теоретического переосмысления процесса взаимодействия банков с малыми предприятиями являются: государственная ориентация на развитие малого и среднего бизнеса, посткризисное оживление экономики, стремление коммерческих банков развивать рынок доступного кредитования.

В диссертационном исследовании термин «взаимодействие» характеризуется  через призму рассматриваемых взаимоотношений  коммерческого банка и предприятия  малого и среднего бизнеса. Данный термин определяется как участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок2. При интерпретации данного понятия в контексте взаимодействия коммерческого банка и малого и среднего бизнеса, «участие в общей работе, деятельности, сотрудничество» имеет смысл взаимосвязи между денежным рынком и товарным, что также изучается в рамках макроэкономической модели IS – LM. Что касается второй части определения «совместное осуществление операций, сделок»,  то ее можно интерпретировать как сотрудничество, которое было бы направлено на достижение и максимизацию экономических благ обоих участников сделки на долгосрочную перспективу.

В данной диссертации  исследуется полный спектр совокупного  экономического процесса – взаимодействие: «коммерческий банк – малый и средний бизнес», которое направлено не только на увеличение ресурсной  базы малого и среднего предпринимательства за счет заемных средств, получаемых от коммерческого банка, но и на развитие взаимовыгодных партнерских отношений. Данные взаимосвязи включают в себя и зарплатные проекты, которые позволяют уменьшить рынок «черной» зарплаты и снизить размеры  неуплаты налогов, и кредитно-депозитные схемы на более выгодных условиях, чем могут быть предоставлены по обычным ставкам.

В исследовании конкретизированы основные направления активизации процесса взаимодействия банковского сектора и предприятий малого и среднего бизнеса.

Во-первых, это инвестиционно-кредитное взаимодействие, основой которого являются доступные финансовые инструменты. При этом необходима возможность индивидуального подхода к каждому из заемщиков или группе заемщиков со стороны коммерческих банков, в том числе включение в кредитную линейку мультивалютных ссуд, кредитов, имеющих сезонную направленность, предоставление банковских гарантий. Во-вторых, это ведение кредитно-депозивных схем обслуживания. Причем под кредитно-депозитными схемами понимается как предоставление льготных условий тем предприятиям малого и среднего бизнеса, которые имеют так называемые «длинные пассивные» взаимоотношения с банками, так и привлечение более дешевых средств от национальных и  иностранных банков для дальнейшего их предоставления предприятиям малого и среднего бизнеса. В-третьих, особая роль  отводится  зарплатным проектам. С одной стороны, коммерческий банк повышает свой рейтинг по эмиссии банковских карт и получает возможность аккумулировать дополнительные краткосрочные ресурсы. С другой стороны, предприятия малого и среднего предпринимательства вправе рассчитывать на льготные условия кредитования в силу расширения расчетно-кассовых операций через партнерский банк.

Данные направления  интенсивного развития взаимосвязей влияют на реализацию трех основных функций  взаимодействия: «коммерческий банк и малый и средний бизнес». Во-первых, это аккумулирующая функция, суть которой заключается в активном привлечении банками средств от малых предприятий на картсчета, получении льготных целевых кредитных траншей от Российского банка развития, а также привлечении иностранного капитала по схемам, например структурного финансирования или постфинансирования. Во-вторых, перераспределительная функция, которая является логическим продолжением аккумулирующей функции и реализуется через доступное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса. Именно на данном этапе возникает потребность в модернизации существующего процесса взаимодействия. Невозможно расширение процесса финансирования малого и среднего бизнеса без модернизации адресного взаимодействия: «коммерческий банк – малый и средний бизнес». И, в-третьих, стимулирующая функция, которая реализуется на всех трех уровнях взаимосвязей: на уровне банков и малых предприятий при практической реализации государственных стимулов развития малого и среднего бизнеса, на мезоуровне – при участии Российского банка развития как мезорегулятора,  представляющего совокупные интересы  коммерческих банков, и на уровне государства в области нормативно-правового и финансового стимулирования расширения малого предпринимательства в процессе создания взаимовыгодного взаимодействия рассматриваемых субъектов на долгосрочную перспективу. 

2. В ходе  исследования разработана трехуровневая  схема управления процессом взаимодействия  малого и среднего бизнеса  и коммерческих банков: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. На макроуровне государственное регулирование осуществляется Центральным банком Российской Федерации3 и Министерством экономического развития Российской Федерации4. В трехуровневой схеме регулирования выделяется промежуточный уровень – мезорегулятор5 в лице Российского банка развития. Таким образом, первый макроуровень представляет государство, определяющее стратегические направления развития и осуществляющее финансовую поддержку процесса взаимодействия банковских структур и малого и среднего бизнеса. Второй мезоуровень – представляет деятельность  Российского банка развития как регулятора взаимодействия с малым и средним бизнесом через коммерческие банки. Третий микроуровень – уровень взаимодействия коммерческих банков и предприятий малого и среднего бизнеса (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема регулирования взаимодействия банковского сектора и субъектов малого и среднего бизнеса с выделением макро-, мезо- и микроуровня

Источник: составлено автором.

Введение дополнительного  мезоуровня позволит активизировать процессы взаимодействия банковского сектора с малым средним бизнесом,   оперативно и целенаправленно разрабатывать регулирующие и поддерживающие механизмы взаимоотношений банковского сектора и субъектов малого и среднего предпринимательства.



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.  Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая РосБР с 2004 г.6

Источник: составлено автором по: Официальный сайт Российского банка развития [Электронный ресурс]: http://www.rosbr.ru.

Российский банк развития реализует государственную программу  поддержки малого и среднего предпринимательства  с 2004 г. С выделением этого банка  как регулятора мезоуровня управления процессами взаимодействия банковского  сектора с малым и средним предпринимательством определены стратегические цели, основные задачи и механизмы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса (рис. 2).

3. Выделены  критерии определения привлекательности  банковских финансовых инструментов  для предприятий малого и среднего бизнеса, с одной стороны, и критерии определения уровня кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса для банковского сектора при предоставлении финансирования – с другой. В ходе диссертационного исследования с использованием метода парных сравнений Парето (установление предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар) определены ранжированные ряды по мере убывания степени привлекательности сравниваемых критериев.

Именно метод парных сравнений по Парето в данном случае позволяет определить значимость каждого из критериев при кредитовании малого и среднего бизнеса коммерческими банками, что позволяет классифицировать предприятия для последующего обслуживания и построения наиболее эффективных схем взаимодействия между ними.

Ранжированный ряд критериев привлекательности финансовых инструментов, предоставляемых коммерческими банками для предприятий малого и среднего бизнеса, имеет вид: залог < срок кредитования и минимальный период ведения деятельности < процентная ставка и необходимость предоставления поручителей < возможность получения льготных условий кредитования, индивидуальный подход < сумма (табл. 1).

 

Таблица 1

Матрица парных сравнений  критериев привлекательности финансовых инструментов, предоставляемых коммерческими  банками для предприятий малого

и среднего бизнеса

п/п

Критерий

1

2

3

4

5

6

7

Итог

1

Процентная ставка

Х

0

1

1

0

1

0

3

2

Сумма

1

Х

1

1

1

1

1

6

3

Срок кредитования

0

0

Х

1

0

1

0

2

4

Минимальный период ведения хозяйственной деятельности

0

0

0

Х

0

0

1

1

5

Возможность получения льготных условий кредитования, индивидуальный подход

1

0

1

1

Х

0

1

4

6

Предоставление залога

0

0

0

1

1

Х

1

3

7

Необходимость предоставления поручителей

1

0

1

0

0

0

Х

2


Источник:  составлено автором.

Ранжированный ряд по данным табл. 2 будет иметь вид: финансовое состояние заемщика, прозрачность финансовой отчетности и ведение расчетно-кассовых операций в данном банке < наличие кредитной истории < наличие и качество залога, а также минимальный период деятельности предприятия.

 

Таблица 2

Матрица парных сравнений критериев привлекательности предприятий малого и среднего бизнеса для банковского сектора при предоставлении финансирования

п/п

Критерий

1

2

3

4

5

Итог

1

Наличие и качество залога

Х

0

1

1

1

3

2

Наличие кредитной истории

1

Х

0

1

0

2

3

Финансовое состояние заемщика, прозрачность финансовой отчетности

0

1

Х

0

0

1

4

Ведение расчетно-кассовых операций в данном банке

0

0

1

Х

0

1

5

Минимальный период деятельности предприятия

0

1

1

1

Х

3


Источник:  составлено автором.

Выявлено, что при оценке тех или иных критериев привлекательности партнерства при финансировании со стороны предприятий малого и среднего бизнеса либо экспертов банковского сектора возникают различные требования к значениям оценочных показателей и ранжированные ряды. Для оптимальной оценки взаимовыгодного партнерства предлагается использовать коэффициент конкордации Кендалла (W)7, который и будет являться мерой согласованности взаимодействия банков и малых предприятий.

                                                               12 S

                                          W = ------------- ,                                                             (1)

Информация о работе Совершенствование процессов взаимодействия коммерческих банков с субъектами малого и среднего предпринимательства