Совершенствование системы планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование на предприятии является одним из важнейших условий его успешного функционирования. Не имея такого плана, предприятие будет идти в неизвестность, направляемое только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев. Стратегическое планирование дает главное – цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, производство, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы. При его проведении необходимо согласовывать все процессы, происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в организации принималось с четкой привязкой к определенной цели, выработанной по итогам проведения стратегического планир

Файлы: 1 файл

Соверш системы планирования.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

Совершенствование системы планирования на предприятии (анализ и предложения на примере  ОАО «Молочно-консервный комбинат»  г. Гагарин Смоленской области)

 

Викторова Т.С., Мушкатова М.С.

 

 Стратегическое планирование  на предприятии является одним  из важнейших условий его успешного  функционирования. Не имея такого  плана, предприятие будет идти  в неизвестность, направляемое  только лишь несистематизированными  внешними воздействиями и внутренними  решениями управленцев. Стратегическое  планирование дает главное –  цель, зная которую руководство  фирмы будет принимать решения,  обоснованные и направленные  на ее достижение. На предприятии  планируются все процессы: маркетинг,  производство, финансы и так далее.  Стратегическое планирование включает  в себя эти и другие планы.  При его проведении необходимо  согласовывать все процессы, происходящие  на предприятии. Это делается  для того, чтобы каждое небольшое  решение в организации принималось  с четкой привязкой к определенной  цели, выработанной по итогам  проведения стратегического планирования.

Стратегическое планирование является инструментом, помогающим в  принятии управленческих решений при  проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с  целью достижения желаемого стратегического  результата. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности [1]:

  • распределение стратегических ресурсов;
  • адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды;
  • внутреннюю координацию работ;
  • организационное стратегическое предвидение.

Сущность стратегического  планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей  его развития на планируемый период (целей), определяющих желаемый результат  его деятельности в целом и  в конкретном бизнесе. В рамках стратегического  планирования обеспечивается комплексное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действий по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и  достижению сформулированных целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых  разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия .

Если начало стратегического  планирования — выбор миссии, то второе место отводится установлению целей. Они устанавливаются в  рамках миссии и в ее развитии. Они  выражают отдельные конкретные направления  деятельности организации; лежат в  основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей (рисунок 2).

Эмерсон: «Если не цели, то нет смысла выбирать дорогу». [3]

К целям предъявляются  следующие требования:

  • конкретность и измеримость;
  • цели должны отражать конкретные ключевые аспекты производства и иметь конкретное цифровое выражение;
  • ориентация во времени;
  • достижимость;
  • цели должны быть реалистичными;
  • совместимость целей фирмы в целом и целей ее подразделений.

Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа  среды, в стратегический план организации.

К инструментам стратегического  анализа относятся:

  • формальные модели и количественные методы;
  • самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

Стратегический анализ может  быть разделен на два основных этапа:

  • сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;
  • анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.
  • Важнейшие требования, предъявляемые к системе стратегического планирования, и одновременно ее признаки перечислены ниже [6]:
  • целенаправленность. Цели верхнего уровня предприятия являются исходным пунктом всего процесса планирования и, по сути, определяют его конечный результат. Формирование отдельных разделов общего плана или частных планов должно вытекать из целей верхнего уровня предприятия (материальных, стоимостных и социальных), и наоборот, после проверки возможностей достижения этих целей планы корректируются с учетом их достижения. В целом планы должны способствовать росту ответственности за конечные результаты деятельности во всех подразделениях предприятия;
  • целостность и полнота. При помощи системы планирования руководство получает информацию о будущих событиях, которая отражает экономические процессы и взаимосвязи предприятия и рынка. Однако только совокупность взаимопересекающихся планов может обеспечить системное представление о событиях и процессах;
  • структуризация планов по содержанию, масштабам и временным параметрам. С точки зрения содержания, планы должны быть проблемно ориентированы. С точки зрения масштаба представления степени детализации представляемой информации в зависимости от целевого назначения планов и потребности менеджеров различают укрупненные и детализированные планы. С точки зрения временных параметров (срочности) различают краткосрочные (на один год и меньше), среднесрочные (на 3-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) планы с соответствующими плановыми периодами;
  • целеориентированная интеграция разделов плана или частных планов. Планы и лежащие в их основе процессы планирования должны быть интегрированы с ориентацией на цели, то есть они должны быть содержательно связаны одни с другими. В зависимости от регулярности осуществления процессов планирования различают непериодическое (нерегулярное, от случая к случаю) и периодическое (текущее) планирование;
  • гибкость, актуальность, эффективность. Гибкостью система планирования обладает, когда она может приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям среды предприятия. При проведении крупных реорганизаций система планирования в любом случае должна быть приспособлена к новой организационной структуре. Для повышения уровня гибкости рекомендуется разрабатывать альтернативные планы. Учет этих требований не должен приводить к формированию такой системы планирования, в которой издержки, связанные с планированием, будут превышать получаемый от его внедрения эффект.

Система планирования предприятия  состоит из отдельных подсистем:

  • планирование целей, предметом которого являются высшие материальные, стоимостные и социальные цели, в совокупности, определяющие политику предприятия (генеральное целевое планирование);
  • планирование потенциала, охватывающее планирование по видам, объектам и структуре потенциала;
  • планирование процессов и объектов, в рамках которого определяется во времени и пространстве последовательность осуществляемых процессов, необходимых для достижения цели, и устанавливается вид и объем использования в соответствующих процессах субъектов и объемов ресурсов;
  • плановые расчеты, которые являются количественным выражением планирования. [7]

Рассмотрим стратегическое планирование на ОАО «Молочный консерсный комбинат» (сокращенно ОАО «МКК»).

ОАО «МКК» специализируется на выпуске твердых и плавленых  сыров, сливочного масла и цельномолочной продукции, реализация которой осуществляется оптом в различных регионах России.

Ассортимент выпускаемой  продукции не очень широк, но имеет  устойчивые тенденции к росту. Так  в 1998 г. он составлял 12 видов, а сегодня  это более 50 наименований. Это и традиционные: молоко разной жирности, сухое молоко, сметана, кефир, творог, изготовленные с использованием передовых технологий: бифилайф, бифидок, биопростокваша.

Основная цель предприятия  ОАО «МКК»:

получение прибыли;

насыщение рынка отечественной  качественной, конкурентно способной  продукцией.

Стратегия ОАО «МКК» –  расширение сферы деятельности.

Основной лозунг ОАО «МКК»  – жить в настоящем, делать будущее!

Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необходимым  элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

Миссия является общей  целью предприятия, определяющей причину  и назначение его существования. Миссия определяет бизнес ОАО «МКК», обеспечивая направления и ориентиры  при формулировании его целей  и стратегий на различных организационных  уровнях. Миссия ОАО «МКК» - производство вкусных, полезных для здоровья молочных продуктов в лучших национальных традициях, с использованием передовых  технологий. Это дает возможность  предприятию уверенность в завтрашнем дне, а партнерам - прибыльный совместный бизнес.

Содержание миссии отражает:

определение предпринимательской  деятельности предприятия, характеризующее  главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно  владеет (или которую планирует  внедрить);

рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и  возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия;

ценности и культуру предприятия, определяющие его внутренний рабочий  климат.

На предприятии ОАО  «МКК» существует своя, разработанная  собственниками, схема стратегического  планирования.

Прежде всего, надо отметить, что как такового, изложенного  на бумаге, плана нет. Тем не менее, действия руководства данного предприятия  направлены на выполнение следующих  целей:

ориентация на выпуск продукции  отвечающей запросам потребителей;

постоянное изучение требований покупателей;

применение технологических  процессов, которые обеспечивают высокое  качество продукции;

постоянное совершенствование  системы управления качеством;

повышение квалификации работников всех уровней;

расширение и оптимизация  ассортимента, развитие производства с приоритетной направленностью  на внедрение передовых технологических  процессов с использованием современного оборудования;

увеличение темпов роста  объемов продаж, получение прибыли  от реализации продукции;

своевременные расчеты с  кредиторами;

устранение неплатежеспособности;

восстановление финансовой устойчивости.

Эти цели не были бы осуществимы, если бы ОАО «МКК» не входил в  группу предприятий, которые имеют  возможность предоставлять займы  и брать под свою ответственность  кредиты на финансовое восстановление.

На данном этапе деятельности цель и задача стратегического планирования для предприятия заключается  в том, чтобы в первую очередь  добиться положительного финансового  результата от деятельности. Для этого  необходимо чтобы увеличилась в  первую очередь разница между  затратами на производство продукции  и продажной ценой. При этом используется следующая документация:

объем годовых продаж по группам товаров;

годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям;

годовой объем экспорта и  его удельный вес к общему объему продаж;

доля рынка;

объем ежегодных капитальных  вложений;

финансовый план;

баланс на конец последнего года плана.

Собственник, занимающийся стратегическим планированием, в основном уделяет внимание финансовому состоянию  ОАО «МКК». Составляет собственный  прогноз денежного потока на предстоящий  месяц, основываясь на ретроспективной  информации. Затем начальнику отдела сбыта дается указание составить  план крупных заказов по регионам России.

На основе этой информации составляется прогноз и сроки  денежных поступлений, которые распределяются по статьям расходов. Самые главные  кредиторы - поставщики молока. Поэтому  с ними необходимо всегда рассчитываться вовремя, иначе поставки сырья будут  прерваны.

Стратегический план так  же заключается в сокращении издержек на производство и полностью был  реализован к началу 2006 г. В 2005 г. в  эксплуатацию была введена собственная  котельная, работающая на газе. Экономия через год составила почти 1 млн. руб. Так же был сокращены секретари  у начальников отделов, экономия так же составила примерно 300 тыс. руб. за год. В стратегический план так  же входил новый план деятельности предприятия в целях сокращения налогообложения. Была проведена реструктуризация, на базе ОАО «МКК» созданы две  организации, то есть на данный момент фактически предприятие выпускает  продукцию для новых организаций, и продает ее по тарифам. Эти меры позволили сократить до минимального уровня налоговые отчисления. [10]

Одной из основных целей  стратегического планирования является то, что предприятие вкладывает свои средства в строительство собственной  сырьевой базы. То есть в 2005 г. был приобретен разорившийся комплекс на 500 голов скота. В этом же году началась работа по созданию своего собственного дойного стада. Сегодня уже имеются несколько  комплексов, которые ежедневно поставляют сырье на завод. Сокращение расходов на предприятии так же осуществляется за счет снижения потери ресурсов, без  которых не обходится ни одно производство.

Организовать систему  стратегического планирования на ОАО  «МКК» просто необходимо. Конечно, политика собственников проводится с учетом долгосрочных перспектив развития. Однако для действительно эффективной  работы предприятия не хватает четкого  руководства и стратегического  планирования. Поэтому, на данный момент нельзя сказать, что предприятие  работает как единый, целостный механизм.

Можно привести несколько  примеров из деятельности ОАО «МКК»  за 2009 г., которые являются подтверждением того, что необходимо ввести систему  планирования. На уровне оперативного планирования: несколько раз в 2009 г. был остановлен процесс производства плавленого сыра по причине нехватки сопутствующего сырья. Остановлен процесс  производства твердого сыра, потому что  закончилась упаковочная пленка, а закупают ее в городе Волгоград, поэтому произвели из сырья высшего  качества большое количество плавленого сыра, на производство которого обычно идет самое низкокачественное молоко. Подобные ситуации недопустимы, так  как необходимо бороться за каждый рубль прибыли. Но на данном этапе  этого не делается. Собственники не могут полностью контролировать всю деятельность предприятия, особенно производственный процесс. Этим должны заниматься менеджеры.

Информация о работе Совершенствование системы планирования на предприятии