Совокупные доходы населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Государственная политика доходов заключается составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

     Основные экономические теории об источниках и динамике доходов.

   Теория трудовой стоимости. Отдельные элементы данной теории содержатся в трудах таких выдающихся экономистов, как У.Петти, А.Смит и Д.Рикардо. Однако наиболее последовательно и цельно данная теория разработана К.Марксом, который считал, что распределение доходов в капиталистическом обществе носит антагонистический характер.                                                             Национальный доход (создаваемый полностью трудящимися) состоит из двух частей: заработной платы наемных рабочих и прибавочной стоимости, присваиваемой эксплуататорскими классами.

    Развитие капитализма сопровождается повышением доли буржуазии и снижением соответственно доли трудящихся при прочих равных условиях. Доходы капиталистов и крупных земельных собственников представляют собой часть прибавочной стоимости, созданной наемными рабочими. Следовательно, более быстрое повышение этих доходов по отношению к заработной плате означает рост эксплуатации и усиление антагонизма между трудом и капиталом.

       Теория факторов производства. Основы ее заложены французским экономистом Ж.Б.Сэем, и к настоящему времени в разных трактовках, вариантах и модификациях она является преобладающей в индустриальных странах. Согласно этой теории, стоимость представляет собой слагаемое различных доходов. Каждый фактор производства, участвуя в создании товара, приносит своему владельцу ту или иную часть стоимости, эквивалентную затратам этого фактора. Так, заработная плата представляется как вознаграждение за услугу труда рабочего; рента — за услугу земли; прибыль распадается на две части: предпринимательский доход — вознаграждение за деятельность предпринимателя (за риск, организаторский талант, "труд" по обеспечению производства всем необходимым) и процент — как вознаграждение за "производительную услугу" капитала. По Сэю, доходы различных общественных групп независимы друг от друга, т.е. рост или падение одних доходов не влияет на величину других. Этим подчеркивается отсутствие антагонизма между классами, всеобщая заинтересованность всех социальных групп в росте общественного богатства.

          

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  1.3 Показатели экономического благосостояния.

     Хозяйственная жизнь общества  зиждется на необходимости удовлетворять  потребности людей в различных  экономических благах. В свою  очередь, эти блага производятся  на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества им его членов.

      У всех людей различные потребности.  Их можно разделить на две  части: духовные и материальные  потребности. Хотя это деление  условно (так, трудно сказать,  к духовным или материальным  потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.

      Материальные потребности можно  назвать экономическими потребностями.  Они выражаются в том, что  мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности – одна из основополагающих категорий в экономической теории.

      На заре человечества люди  удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребителей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.

      Люди устроены так, что его  экономические потребности обычно  превышают возможности производство  благ. Говорят даже о законе  возвышения потребностей, который  означает, что потребности растут  быстрее производства благ. Во  многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас возникают другие.

        В традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности, прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Но еще в XIX в. Прусский статистик Эрнест Эйнгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Эйнгеля находит выражение в том, что  с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров, являющихся продуктами не первой необходимости. Если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны. Или экономические блага ограниченны, т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы, недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства того или иного блага. Иначе говоря, производство экономических благ отстает от потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

              

              

           

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Шумпетер Й. Теория  экономического развития. М.: Прогресс,1982.

      Рассматривались различные экономические школы, хотя это деление в достаточной степени условно. Но в даже такое условное деление не вписывается фигура Й. Шумпетера, который в истории экономической мысли стоит особняком, сочетая в своей теории, как элементы институционализма, так и посылки неоклассического направления экономической науки. Й. Шумпетер (1883-1950), экономист и социолог приобрел известность как теоретик с выходом одной из самых известных работ «Теория экономического развития».

       В работе «Теория экономического  развития» Шумпетер, в отличие от Вальраса, который исследовал условия статического равновесия, разрабатывает теорию экономического развития, ставя в центр анализа те внутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы.

      Й. Шумпетер сначала, совершенно  в духе неоклассической теории, начинает свой анализ со статической модели, где все параметры производства, обмена, распределения и приобретения остаются неизменными. Все, как бы движутся по кругу. Шумпетер так и называет это состояние - хозяйственный круговорот.

     Вклад Шумпетера в экономическую теорию заключается как раз в том, что он исследует те факторы, которые «взрывают» равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Шумпетер выделяет несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства:

  • создание нового продукта,
  • использование новой технологии производства,
  • использование новой организации производства,
  • открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили названия «нововведения». Следует заметить, что в терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение». Предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых. Возможности нового применения средств в избытке находятся сами по себе, они могут быть известны. Но, как полагает Шумпетер, это «мертвые» возможности. Предприниматель же осуществляет их наделе, преодолевая технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, которую следует рассматривать как избыток над тем доходом, который установился в процессе кругооборота. Именно предпринимателю- человеку, в функцию которого входит реализация новой комбинации факторов производства, отводятся в концепции экономического развития Шумпетера особо важная роль. Шумпете6р считает, что предпринимательство, особый дар, свойство человеческого характера, никоим образом не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Этот тип характера отличают следующие особенности:

  • опора на собственные силы,
  • предпочтение риска,
  • ценность собственной независимости,- ориентация на собственное мнение,
  • потребность в достижении успеха, притом, что самоценность денег для него невелика,
  • и как ключевое качество предпринимателя- стремление к нововведению.

Предприниматель представляет собой главного субъекта экономического развития. Именно благодаря  его активности осуществляется технический  прогресс, создается избыток ценности, «взламывается» стационарная ситуация и экономика получает стимул к развитию. Рассматривая мотивы хозяйственной деятельности в статическом состоянии, Шумпетер выделяет мотив удовлетворения потребностей на основе рационального поведения. Рассматривая динамическую модель, Шумпетер считает, что мотивы предпринимательской деятельности иррациональны, ибо главными мотивами становятся саморазвитие личности, успех.

     Капиталистическое производство, по Шумпетеру, не может существовать без постоянных революционных изменений в технике и технологии производства, освоения новых рынков, реорганизации рыночных структур. Такие постоянные инновации, осуществляемые в производственном процессе, являются главным источником прибыли, не существующей в ситуации простого производства. Прибыль имеет место лишь тогда, когда экономика находится в постоянном движении, в процессе динамического развития.

      В связи с разработкой динамической  модели экономического развития, Шумпетер ввел понятия «эффективной  конкуренции» и функцией предпринимательства.  Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа, гораздо более действенным, чем ценовая конкуренция. Нововведения открывают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. И конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качества самого продукта, Шумпетер назвал «эффективной конкуренцией». В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия нового типа, отличающаяся от тех форм монополии, которые основываются на особых правах и привилегиях, собственности на ограниченные ресурсы или дефицитные блага.

     Важную роль в исследовании  внутренних факторов экономического  роста Шумпетер уделял кредиту,  рассматривая его как важнейшее условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций. Шумпетер отдает себе отчет в том, что увеличение денег в обращении благодаря предоставленному банками кредиту вызывает общее повышение цен, в первую очередь на производственные ресурсы, в том числе и оплату труда. Но по мнению Шумпетера, это не просто инфляция, как она рассматривается в количественной теории. В результате этой первоначальной инфляции течение хозяйственного круговорота нарушается:

Предприятия, которые работают традиционно, терпят банкротство (поскольку в новых  условиях доходы не покрывают расходов), предприниматели-новаторы, наоборот, получают прибыль. Происходит не просто повышение цен, но и параллельное изменение экономической структуры, переход на новый виток спирали развития. Таким образом, банковский кредит оказывается тесно связанным с феноменом экономического развития, а деньги выполняют функцию не просто средства обращения и измерителя ценностей, а играют роль катализатора экономического роста, в том числе через посредство прибыли и процента.

             

     

     

  

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

      3. Что не относится  к денежным составляющим  личного дохода?

Не относятся  к денежным составляющим личного  дохода: товары и услуги, производимые домашним хозяйством для личного потребления.

 

  

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Используемая литература.

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; Юрайт-М, 2002г.
  2. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.; Юристь, 2002г.
  3. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.

Информация о работе Совокупные доходы населения и социальная политика государства