Совокупные доходы населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа рассматривает вопросы, касающиеся темы доходов населения и проведения государством социальной политики. В первой части работы рассматриваются классификация, распределение и дифференциация доходов.
Во второй части раскрываются основные положения государственной политики доходов: регулирование и индексация доходов и поддержка бедных слоев населения.
Третья часть работы посвящена социальной политике государства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………......... 2
1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов ……………………. 2
1.1. Классификация доходов ……………………………………………………………. 2
1.2. Распределение доходов …………………………………………………………….. 3
1.3. Дифференциация доходов ………………………………………………………….. 4
2. Государственная политика доходов ………………………………………………….. 6
2.1. Регулирование доходов …………………………………………………………….. 8
2.2. Индексация доходов ………………………………………………………………... 9
2.3. Поддержка бедных слоев населения ………………………………………………. 9
3. Социальная политика государства ………………………………………………….... 11
4. Задача …………………………………………………………………………………... 17
Заключение ……………………………………………………………………………….. 18
Список литературы ………………………………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Курсовая по макре Муратшина.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Политехнический  Университет


Кафедра экономики и менеджмента недвижимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Совокупные доходы населения и социальная политика государства»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Кафедра ЭиМН

Группа 20712/1

Муратшина Р.Р.

Проверил:

Артеменко Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2010

Содержание

   

Введение  ……………………………………………………………………………......... 2

 

1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов ……………………. 2

1.1.  Классификация доходов ……………………………………………………………. 2

1.2.  Распределение доходов …………………………………………………………….. 3

1.3.  Дифференциация доходов ………………………………………………………….. 4

 

2. Государственная политика доходов ………………………………………………….. 6

2.1. Регулирование доходов …………………………………………………………….. 8

2.2. Индексация доходов ………………………………………………………………... 9

2.3. Поддержка бедных слоев населения ………………………………………………. 9

 

3. Социальная  политика государства ………………………………………………….... 11

 

4. Задача …………………………………………………………………………………... 17

 

Заключение ……………………………………………………………………………….. 18

 

Список литературы ………………………………………………………………………. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа рассматривает  вопросы, касающиеся темы доходов населения  и проведения государством социальной политики. В первой части работы рассматриваются классификация, распределение и дифференциация доходов.

Во второй части раскрываются основные положения государственной политики доходов: регулирование и индексация доходов и поддержка бедных слоев населения.

Третья часть работы посвящена  социальной политике государства.

 

 

1. Доходы и их измерение

Проблема  дифференциации доходов

 

Прежде, чем вести речь о неравенстве  доходов, следует определить понятие  дохода. В социально-экономическом  смысле доходы населения – это  сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения  включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.

Натуральные доходы включают прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

 

1.1.  Классификация доходов

 

Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель  «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом изменения розничных цен (и тарифов).

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов).

Реальные располагаемые  денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Заработная плата –  это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.

Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).

Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

 

 

1.2. Распределение доходов

 

Функциональное распределение  доходов происходит между владельцами  факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).

Главными составляющими денежных доходов населения является оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

При переходе к рыночной экономике  в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения (табл.1.1) формируются  и интенсивно развиваются формы  доходов: от предпринимательской деятельности и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).

 

 Таблица 1.1. Структура денежных доходов населения России 2008 г.

 

Млн.руб.

Январь-июнь

2008 (%)

К итогу

Январь-июнь 2007 (%)

К итогу

 

Млн.руб.

К итогу 2008(%)

К итогу 2007 (%)

Денежные доходы

466315,9

100

100

Оплата труда

271882,6

58,3

51,5

От предпринимательской деятельности и собственности

14327,8

3,1

3,4

Социальные трансферты

63821,9

              13,7

12,4




 

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

 

1.3. Дифференциация доходов

 

Дифференциация доходов  (от лат. differentia- разность) представляет собой разницу в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10 %-ной (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан и 10 %-ной группы наиболее высокодоходных граждан. Используется также отношение условно максимального и минимального доходов или соотношение минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

Неравенство доходов характерно для  всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался  в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма  свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца.

Кривая Лоренца

Проанализировав процесс формирования доходов различных групп населения  США за весьма продолжительный период (несколько десятилетий), Лоренц выявил ряд закономерностей, смог графически выразить тенденцию в движении неравенства доходов.

Кривая Лоренца показывает, какую  часть совокупного денежного  дохода страны получает каждая доля низкодоходных  и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Эта кривая наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.

При построении кривой Лоренца по оси абсцисс откладывают долю семей (в % от общего числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат- доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Теоретическая возможность абсолютно  равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50%-половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация.

Область между линией абсолютно  равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.

Одним из наиболее часто употребляемых  показателей дифференциации доходов  является квинтильный (децильный) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. при выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к 0.

Коэффициент Джини рассчитывается по формуле:

 

 

 

 

 

KL=1-∑i=1(Fi-F(i-l))(S(i-l)+Si),

 

где S-нарастающие проценты денежного дохода; (Fi-F(i-l))-доля населения, относящегося к i-му интервалу; (S(i-l)+Si)- доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец i-го интервала.

Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.

 

 

2. Государственная политика доходов

 

 

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государства экономически развитых стран  разрабатывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов  населения. Борьба с бедностью стоит  в центре этой деятельности. Она  связана со значительными денежными  издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработанные ранее деньги.

С другой стороны, выступают программы  государственной помощи или благотворительные  программы, в соответствии с которыми пособия предоставляют тем, кто  не может зарабатывать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными благотворительными программами.

 

 

 

 

 

 

 

Кроме названных средств регулирования  доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем, чтобы они были относительно независимы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущим.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержка внутреннего спроса.

Информация о работе Совокупные доходы населения и социальная политика государства