Совокупные доходы населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа рассматривает вопросы, касающиеся темы доходов населения и проведения государством социальной политики. В первой части работы рассматриваются классификация, распределение и дифференциация доходов.
Во второй части раскрываются основные положения государственной политики доходов: регулирование и индексация доходов и поддержка бедных слоев населения.
Третья часть работы посвящена социальной политике государства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………......... 2
1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов ……………………. 2
1.1. Классификация доходов ……………………………………………………………. 2
1.2. Распределение доходов …………………………………………………………….. 3
1.3. Дифференциация доходов ………………………………………………………….. 4
2. Государственная политика доходов ………………………………………………….. 6
2.1. Регулирование доходов …………………………………………………………….. 8
2.2. Индексация доходов ………………………………………………………………... 9
2.3. Поддержка бедных слоев населения ………………………………………………. 9
3. Социальная политика государства ………………………………………………….... 11
4. Задача …………………………………………………………………………………... 17
Заключение ……………………………………………………………………………….. 18
Список литературы ………………………………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Курсовая по макре Муратшина.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия  для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (застоя).

Перераспределение доходов от богатых  к бедным американский экономист  А.Оукен сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Оукена» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высок, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

 

2.1.  Регулирование доходов

 

 

Государство непосредственно вмешивается  в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Изменение заработной платы влияет на издержки производства и совокупный спрос. Государство использует политику доходов для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, сдерживания инфляции, повышения конкурентоспособности и поощрения инвестирования. Проводя антиинфляционную политику, государство может временно устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Наиболее эффективным средством  государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки).

Значительное влияние на уровень  реальных доходов населения оказывает  инфляция. Вот почему учет роста  цен на потребительские товары (включая  тарифы на услуги населению) – одно из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов.

 

 

 

 

 

2.2.  Индексация доходов

 

 

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.) от инфляции. В связи с этим применяется индексация – ежегодное исчисление роста цен на потребительские товары с целью введения определенной компенсации денежных потерь населения (особенно малоимущих граждан) путем дотаций к заработной плате, пенсиям, стипендиям для усиления социальной защиты трудящихся. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами – пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как  на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Например, она может отрицательно повлиять на стремление к более напряженному труду. Также она не способствует проведению антиинфляционных мер.

 

 

 

2.3.  Поддержка бедных слоев населения

 

 

Поддержка бедных слоев населения  является важным направлением в социальной политике государства при решении вопросов защиты личных доходов. Бедность – крайняя недостаточность имеющихся у определенной части общества средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающую роль в социальной защите этих слоев населения играет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и является важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Существует ряд показателей, определяющих уровень (порог) бедности. Эти показатели служат для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи.

  1. Абсолютная черта бедности – минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилье. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
  2. Прожиточный минимум – натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое число калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, разделены по различным социально-демографическим группам. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.
  3. Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). В России этот уровень доходов составляет менее 40% от среднего дохода в данном регионе.
  4. Дефицит дохода – величина дополнительных средств, необходимых до уровня прожиточного минимума.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом  используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский  бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, из них 80 продуктов питания.

Рациональный потребительский  бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Составляющие этого бюджета, %: продукты питания – 30;  непродовольственные товары – 47 (из них ткани, одежда, обувь – 20, мебель, предметы культуры и быта – 18, прочие товары – 9%); все услуги – 23.

На основе прожиточного минимума и  минимального потребительского бюджета  население по уровню дохода разделяют  на следующие группы:

    1. «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
    2. «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
    3. «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
    4. «богатые» семьи, душевой доход в которых выше рационального потребительского бюджета.

 

 

 

3. Социальная политика государства

 

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

  1. стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
  2. сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и количества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
  3. поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
  4. развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

    Таким образом, политика доходов является составной частью социальной политики государства.

Под социальной политикой государства  понимается комплекс мер, предпринимаемых  государством, по поддержанию экономической  и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.

Приоритетной целью социальной политики является обеспечение необходимых  темпов экономического роста, т.к. решение  задач государственной социальной политики зависит от состояния дел общественного производства. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение равноправного, равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо создавать не только рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, организовывать систему подготовки и переподготовки специалистов.

Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация  негативных моментов при переходе к  рыночным отношениям (коррупция, взяточничество, отсутствие контроля развития теневой экономики).

Социальная политика базируется на ряде принципов:

       - обеспечение  ресурсного потенциала для проведения  социальной политики, которое осуществляется  по двум направлениям: 1)обеспечение условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; 2)проведение комплекса мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

       - принцип всеобщности  социальной политики. Он предполагает  охват социальными мероприятиями  всех социально-демографических  слоев и групп населения.

       - гибкость системы  социальных гарантий. Она должна  чутко реагировать на происходящие  изменения в экономической и социальной сферах развития общества.

 

Функции социальной политики

 

В качестве основополагающих функций  социальной политики можно выделить:

1) формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества. Оно предполагает  разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема структуры потребностей общества на определенный период, с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства;

2) стимулирование мотивационных  принципов активизации трудовой  деятельности работников, которое направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ;

3) обеспечение социальной  защищенности всех членов общества, которое предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную  задачу – обеспечение прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями;

4) согласование личных, коллективных и общественных  интересов, которое учитывает, прежде всего, не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно;

5) учет доли каждого  работника в создании и распределении  общественных благ. В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства, и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ;

6) развитие социальной  инфраструктуры общества, которое обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизведения рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На мировом уровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.

 

Система социальной защиты населения. Ее принципы

 

Направления социальной защиты. Развитие международных экономических отношений, их интернализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала быть чисто национальным свойством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенационациональные, общегосударственные направления развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие:

  • социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира независимо от уровня экономического развития разрабатывают комплекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы;
  • разработка в общемировом масштабе правового обеспечения системы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Население всех стран мира получает гарантии социальной поддержки со стороны государства, международных благотворительных организаций на случай потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в случае аварии на производстве, пенсии по старости, пособий на случай смерти кормильца и т.д.;
  • адресный характер социальной политики. Это выражается в том, что социальная помощь оказывается не производству или государству, а конкретным лицам. Причем такая адресная поддержка оказывается всем группам населения, попавшим в критическую ситуацию, а не только тем из них, которые отнесены к так называемым группам риска;
  • выработка общемировых подходов к классификации критериев оценки степени социальной защиты и видов льгот. Так, целевые пенсии и пособия получают инвалиды и участники ВОВ, семьи погибших военнослужащих и бывших узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи, матери-одиночки и т.д. Виды льгот и услуг также соотносятся между собой. Это могут быть льготы на оплату жилья, топлива, налоговые льготы, на проезд в общественном транспорте, в обеспечении жильем, лекарствами, саноторно-курортном обслуживании и т.д.;
  • такие формы социальной помощи, как благотворительные акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые услуги и питание и т.д.

Информация о работе Совокупные доходы населения и социальная политика государства