Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:19, курсовая работа
Данная курсовая работа рассматривает вопросы, касающиеся темы доходов населения и проведения государством социальной политики. В первой части работы рассматриваются классификация, распределение и дифференциация доходов.
Во второй части раскрываются основные положения государственной политики доходов: регулирование и индексация доходов и поддержка бедных слоев населения.
Третья часть работы посвящена социальной политике государства.
Введение ……………………………………………………………………………......... 2
1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов ……………………. 2
1.1. Классификация доходов ……………………………………………………………. 2
1.2. Распределение доходов …………………………………………………………….. 3
1.3. Дифференциация доходов ………………………………………………………….. 4
2. Государственная политика доходов ………………………………………………….. 6
2.1. Регулирование доходов …………………………………………………………….. 8
2.2. Индексация доходов ………………………………………………………………... 9
2.3. Поддержка бедных слоев населения ………………………………………………. 9
3. Социальная политика государства ………………………………………………….... 11
4. Задача …………………………………………………………………………………... 17
Заключение ……………………………………………………………………………….. 18
Список литературы ………………………………………………………………………. 19
Государство, организуя через бюджет
перераспределение доходов, решает
проблему повышения доходов малоимущих
слоев населения, создает условия
для нормального
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (застоя).
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А.Оукен сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Оукена» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высок, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
2.1. Регулирование доходов
Государство непосредственно вмешивается
в первичное распределение
Наиболее эффективным
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Вот почему учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению) – одно из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов.
2.2. Индексация доходов
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.) от инфляции. В связи с этим применяется индексация – ежегодное исчисление роста цен на потребительские товары с целью введения определенной компенсации денежных потерь населения (особенно малоимущих граждан) путем дотаций к заработной плате, пенсиям, стипендиям для усиления социальной защиты трудящихся. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами – пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Например, она может отрицательно повлиять на стремление к более напряженному труду. Также она не способствует проведению антиинфляционных мер.
2.3. Поддержка бедных слоев населения
Поддержка бедных слоев населения является важным направлением в социальной политике государства при решении вопросов защиты личных доходов. Бедность – крайняя недостаточность имеющихся у определенной части общества средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающую роль в социальной защите этих слоев населения играет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и является важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Существует ряд показателей, определяющих уровень (порог) бедности. Эти показатели служат для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи.
Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, из них 80 продуктов питания.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Составляющие этого бюджета, %: продукты питания – 30; непродовольственные товары – 47 (из них ткани, одежда, обувь – 20, мебель, предметы культуры и быта – 18, прочие товары – 9%); все услуги – 23.
На основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета население по уровню дохода разделяют на следующие группы:
3. Социальная политика государства
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
Таким образом, политика доходов является составной частью социальной политики государства.
Под социальной политикой государства понимается комплекс мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.
Приоритетной целью социальной
политики является обеспечение необходимых
темпов экономического роста, т.к. решение
задач государственной
Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо создавать не только рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, организовывать систему подготовки и переподготовки специалистов.
Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям (коррупция, взяточничество, отсутствие контроля развития теневой экономики).
Социальная политика базируется на ряде принципов:
- обеспечение
ресурсного потенциала для
- принцип всеобщности
социальной политики. Он предполагает
охват социальными
- гибкость системы
социальных гарантий. Она должна
чутко реагировать на
Функции социальной политики
В качестве основополагающих функций социальной политики можно выделить:
1) формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества. Оно предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема структуры потребностей общества на определенный период, с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства;
2) стимулирование мотивационных
принципов активизации
3) обеспечение социальной
защищенности всех членов
4) согласование личных, коллективных и общественных интересов, которое учитывает, прежде всего, не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно;
5) учет доли каждого
работника в создании и
6) развитие социальной инфраструктуры общества, которое обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизведения рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.
Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На мировом уровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.
Система социальной защиты населения. Ее принципы
Направления социальной защиты. Развитие международных экономических отношений, их интернализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала быть чисто национальным свойством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенационациональные, общегосударственные направления развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие:
Информация о работе Совокупные доходы населения и социальная политика государства