Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

В макроэкономике под спросом и предложением понимаются соответственно совокупный спрос и совокупное предложение. Термин «совокупный» означает то, что рассматриваются предложение и спрос для всех товаров и услуг, а не для каких-то отдельно взятых. Рассмотрим подробнее категории спроса и предложения и факторы, оказывающие влияние на их состояние и изменение.
Актуальность темы. Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.

Файлы: 1 файл

еще одна.docx

— 43.10 Кб (Скачать файл)

Потребительские расходы  определяются прежде всего уровнем  благосостояния потребителей, то есть величиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы  при данном уровне цен возрастают, кривая совокупного спроса смещается  вправо. Однако по мере роста доходов  предельная склонность к потреблению  начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, то есть в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате курса акций.

Изменения в характере  потребительских расходов зависят  от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Если население считает, что в будущем их реальные доходы увеличатся, то их расходы, а, следовательно  и совокупный спрос, тоже возрастет, кривая совокупного спроса сместится  вправо. Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос.

Кроме того, на спрос влияет задолженность населения за уже  приобретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, кривая совокупного спроса сместится  влево, и наоборот.

Повысить или понизить совокупный спрос может также  политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налогообложения вызовет  увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Следовательно, повышение спроса и смещение кривой совокупного спроса вправо, и наоборот.

Следующая группа факторов связана с инвестиционными расходами. Прежде всего, их уровень зависит  от изменения процентной ставки. При  прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым неценовым  фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, то есть закупок средств  производства, и сокращению совокупного  спроса. В данном случае имеется  в виду эффект процентной ставки, возникающий  не в результате изменения уровня цен, а вследствие, например, изменений  объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и, тем  самым, увеличению капиталовложений, и  наоборот.

Увеличить или уменьшить  инвестиционные расходы могут ожидания предпринимателей, точнее их прогнозы будущей прибыли. Более оптимистические  прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают  спрос на инвестиционные товары и  тем самым смещают кривую совокупного  спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли, и наоборот.

Увеличение налогов с  предприятий приведет к снижению их прибыли, а значит и расходов, и совокупного спроса, и наоборот. Кроме того, стимулом к увеличению инвестирования является необходимость  внедрения предприятиями новых  технологий для поддержания своей  конкурентоспособности. Пример: последние  достижения в высокотехнологических  областях микробиологии и электроники  привели к созданию новых лабораторий  и производственных мощностей для  использования новых технологий.

Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого  капитала, сдерживает спрос на новые  инвестиционные товары и поэтому  уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И  наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещаются  вправо.

Государственные расходы  зависят от объемов закупок национального  продукта бюджетными организациями. Увеличение этих расходов при данном уровне цен  и неизменных процентных и налоговых  ставках будет способствовать росту  совокупного спроса. Расширение государственных  закупок может быть связано с  принятием различных правительственных  программ, развитием инфраструктуры, изменением доли государственной собственности  и так далее. Примером может служить  решение правительства расширить  американский морской флот. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного  спроса.

Четвертая группа - факторы, влияющие на объем чистого экспорта страны при неизменном уровне цен. Его изменение в ту или иную сторону вызывает соответственное смещение кривой совокупного спроса. Это, например, уменьшение национального дохода зарубежного партнера, вызывающее снижение чистого объема национального экспорта, а значит, и совокупного спроса, кривая которого смещается влево.

Точно также изменение  валютных курсов вызывает уменьшение и рост чистого экспорта страны. С ростом курса национальной валюты (соответственно, с обесцениванием иностранной) товары страны станут дороже для импортеров, что отрицательно скажется на объеме чистого национального  экспорта и в итоге на совокупном спросе. Снижение курса национальной валюты приведет к обратному результату. Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного  спроса приводит к изменению совокупного  спроса. 

 

Прогнозирование спроса. 

 

Самым разрушительным экономическим  кризисом за всю историю мировой  экономики считается Великая  депрессия. Ряд крупнейших стран  переживали массовую безработицу и  резкое сокращение доходов населения. Именно этот кризис заставил задуматься многих экономистов относительно обоснованности применения классической экономической  теории. Оказалось, что в рамках этой концепции невозможно объяснить  депрессию: классическая теория утверждает, что национальный доход зависит  от предложения факторов производства и существующей технологии, но эти  переменные не претерпели значительных изменений в период 1929-1930 г.г. Величайшим вкладом в понимание механизма  Великой депрессии (а также точкой отсчета современной макроэкономики) стала работа Джона Мейнарда Кейнса ’’Общая теория занятости процента и денег’’. [5]  Кейнс предположил, что именно сокращение совокупного спроса является причиной низкого уровня доходов и высокого уровня безработицы, которые характеризуют экономические кризисы.

Прогнозирование спроса необходимо государству для осуществления  контроля над частным сектором, для  повышения эффективности работы налоговых служб, а также для  поощрения или попыток ограничения  этого прогнозного спроса. Необходимо сказать, что здесь речь будет идти о рыночном (совокупном) спросе, который ''выражается в таком количестве товара, которое будет куплено определенной группой покупателей в определенном регионе в определенный период на определенных торговых предприятиях''. Рыночный спрос может быть выражен в натуральных, стоимостных или относительных величинах. Прогноз рыночного спроса делается на определенный период, чем больше этот период, тем сложнее делать прогноз.

На рыночный (совокупный) спрос влияет огромное количество факторов: экономические, социально-культурные, демографические, технологические  и многие другие. Все эти факторы  должны быть учтены при прогнозировании. Необходимо также отметить, что от уровня спроса зависит потребление, и на него действуют те же факторы, что и на спрос. Конечная цель прогнозирования  спроса – оценить то количество товаров и услуг которые будут  куплены (а не только то – которое  могут и хотят приобрести потребители).

Потребление составляет значительную часть ВВП государства, поэтому  ’’колебания в потреблении являются важнейшими элементами подъемов и спадов в экономике’’. [5] Изменения в потреблении могут усилить воздействие экономический потрясений, также и величина мультипликатора бюджетно-налоговой политики определяется предельной склонностью к потреблению. Функция потребления утверждает, что потребление зависит от располагаемого дохода:

С = С(Y – T)

Располагаемый доход равен  совокупному доходу (Y) за вычетом  налогов (Т). Совокупный доход, в свою очередь может состоять из заработной платы, дохода на акции предприятий, каких-либо дополнительных денежных поступлений, а также сюда следует включать различные льготы, социальные пособия  и т.д. На первом этапе Исследования предположим, что весь доход идет на потребление.

Из формулы видно, что  государство может влиять на потребление  путем повышения или понижения  ставок подоходного налога. Исходя из имеющегося уровня совокупного дохода, государство может прогнозировать уровень спроса в зависимости  от ставок подоходного налога при  прочих равных условиях (т.е. без воздействия  к.-л. других факторов).

ПУС = f(T)

Т. е. Прогнозируемый уровень  спроса равен функции от уровня подоходного  налога. Чем больше процентная ставка налога, тем меньше человек будет  потреблять, тем меньше будет прогнозируемый спрос.

Уровень цен оказывает  сильнейшее влияние на потребление  и уровень спроса на товары и услуги. Повышение уровня цен оказывает  примерно такое же влияние, как и  понижение уровня располагаемого дохода, т.е. существует обратная зависимость  между уровнем цен и уровнем  спроса. Соответственно, в нашей  формуле появляется новая переменная Р – уровень цен.

ПУС = f(T,P)

Прогнозируемый уровень  спроса является функцией от процентной ставки подоходного налога и уровня цен. Любопытно, что Р. Барр считал ценообразование  в советской экономике одним  из важнейших компонентов планирования. Он писал: ’’Систему советских цен  можно понять лишь в свете планирования экономики; она служит одновременно для содействия развитию экономики  и для регулирования спроса и  предложения на потребительские  товары.’’ [5] В случае излишка предложения  понижение цен позволяет увеличить  покупательную способность населения; в обратном случае спрос будет  сдерживать повышение цен. Однако в  рыночной экономике государство  не может прямо повысить или понизить цены. Для этого используются косвенные  методы: повышение-понижение налогов (на предприятия, на отдельные виды товаров и услуг, на доходы населения), увеличение-уменьшение социальных пособий  и выплат, создание льгот и т.д.

Налоги, которыми государство  облагает предприятия, прямо влияют на уровень цен, а через него на спрос и потребление. Однако обычно цены повышаются не на всю величину налога, а на какую-то его часть, также  при прогнозировании необходимо учитывать то, что с момента  повышения (понижения) налога и соответственного уменьшения (увеличения) спроса проходит определенное время. Такое же воздействие  на цены, а затем на спрос оказывают  налоги, которыми облагаются определенные товары и услуги, а также налог  с оборота. В советское время  последняя ставка составляла 88% для  водки, 40 – для икры и сигарет, 25 – для радиоприемников и 2% - для автомобилей.

Следующие категории, которые  необходимо учитывать - это социальные выплаты и пособия, а также  различные льготы. Повышение уровня социального обеспечения повышает покупательскую способность отдельных  слоев населения и понижает покупательскую способность других (т.к. деньги для  выплаты пособий берутся из налогов, соответственно или увеличиваются  налоги или страдают другие направления  государственного финансирования). Таким  образом формула приобрела следующий  вид:

ПУС = f(Т,f(З,Тпр,Приб),СО)

Где f(З,Тпр,Приб) = Р, т.е. уровень цен  равняется функции от уровня затрат, от налогов на предприятие и от прибыли.

СО – социальное обеспечение.

Очень много исследований посвящено рассмотрению регулирования  спроса. Один из исторических прецедентов  управления спросом представляет чрезвычайный интерес с точки зрения развития макроэкономической теории. В период, предшествовавший первой мировой войне, экономика промышленно развитых стран функционировала в условиях золотого денежного стандарта. Однако во время войны многие страны были вынуждены от него отказаться, так  как должны были печатать деньги для  оплаты издержек, вызванных войной. Однако в 1925 году Великобритания приняла  решение вернуться к нему. Для  этого правительство проводило жесткую ограничительную денежную политику, одновременно с этим ревальвировало фунт стерлингов, в результате чего его долларовая стоимость выросла на 10% (Дж. Д. Сакс, Ф. Ларрен Б. Указ. соч., стр. 93-95). [6] Эти действия вызвали резкое падение совокупного спроса. А результатом падения совокупного спроса стало резкое падение производства и рост безработицы. Эту политику критиковал Кейнс. Правительство Великобритании строило свои прогнозы, относительно совокупного спроса и предложения, исходя из классической теории, по которой вследствие падения спроса и соответственно падения цен (то к чему привела политика Черчилля), номинальная заработная плата должна была бы сократиться на достаточную величину (цены бы упали, на туже величину сократился бы и уровень заработной платы, в результате чего удалось бы избежать падения объема выпуска и роста безработицы). Кейнс доказывал, что этого не может. Работники не согласятся на уменьшение заработной платы, а согласятся на это только в случае резкого роста безработицы.

Выше были представлены экономические факторы прогнозирования  спроса. Однако нельзя ограничиваться только ими при прогнозировании  совокупного спроса.

Необходимо также учитывать  политические факторы, причем как внутриполитические, так и внешнеполитические. Если в  стране политическая ситуация накалена, то у жителей данной страны возникают  сомнения относительно будущего. В  результате этого велика вероятность  того, что спрос населения будет  завышен, т.к. жители будут стараться  закупить товаров про запас. Соответственно, при зная это государство должно регулировать этот повышенный спрос - повышая цены, увеличивая налоги и  т.д. Однако нельзя только экономическими мерами бороться с этим – должна проводиться успокаивающая компания в средствах массовой информации, сама острая ситуация должна быть разрешена  как можно быстрее.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение