Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

В макроэкономике под спросом и предложением понимаются соответственно совокупный спрос и совокупное предложение. Термин «совокупный» означает то, что рассматриваются предложение и спрос для всех товаров и услуг, а не для каких-то отдельно взятых. Рассмотрим подробнее категории спроса и предложения и факторы, оказывающие влияние на их состояние и изменение.
Актуальность темы. Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.

Файлы: 1 файл

еще одна.docx

— 43.10 Кб (Скачать файл)

Следующий важный фактор –  это международная обстановка. Возможно этот фактор не слишком сильно влияет на спрос населения на обычные  товары и услуги, однако это влияет на спрос на такие специфический  товар, как военная техника. Это  не значит, что население стремится  покупать ’’черные акулы’’, ’’акации’’, ’’МиГи’’, - это означает, что население  предъявляет спрос на эти ’’товары’’ к государству.

Географические особенности  сильно влияют на структуру спроса. Действительно, трудно предположить, что  в Австралии будут пользоваться спросом теплые вещи, тогда как  в России спрос на них будет  велик. Географические условия необходимо учитывать не только при прогнозировании  спроса, но и при производстве товара (его конструктивные особенности  д.б. различны для каждой отдельной  страны). Например, практически все  автомобилестроительные концерны поставляют в Россию автомобили приспособленные  для российский условий. Однако прогнозирование  спроса это лишь одна из многих составляющих прогнозирования конъюнктуры рынка.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

2. СОСВОКУПНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА НЕГО 

 

2.1. Кривая  совокупного предложения 

 

Под совокупным предложением (AS) понимается уровень наличного  реального объема производства в  стране при каждом возможном уровне цен. Если не учитывать влияние международной  торговли, то AS можно приравнять к  ВНП или при элиминировании несущественных различий в подсчете - к величине национального дохода NI:

AS = Q · P, или AS = заработная  плата + рента + процент + прибыль.

При более высоком уровне цен  возникают стимулы к увеличению объема производства и, следовательно, предложения товаров, то есть кривая AS имеет восходящий вид так же, как кривая предложения на отдельных  товарных рынках. Однако форма кривой AS в зависимости от того, рассматриваем  ли мы совокупное предложение в краткосрочном  или долгосрочном периоде, может  быть различной. Кривая совокупного  предложения состоит из трех отрезков:

а) горизонтального (кейнсианского);

б) восходящего (промежуточного);

в) вертикального (неоклассического).

На кейнсианском отрезке  кривой (в краткосрочном периоде) производство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем  цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, то есть наличием избыточных ресурсов. Это свидетельствует  о том, что экономика находится  в состоянии глубокого спада  или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно  обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведение в действие неиспользованных ресурсов. На эти  факторы указывал Дж. М. Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обосновывая необходимость  стимулирования спроса в целях подъема  производства в стране.

Второй участок кривой отражает состояние, когда экономика  близко подходит к полному использованию  ресурсов: одновременно идет рост цен  и рост валового отечественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной единиц продукции.

Неоклассический отрезок  отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные мощности практически полностью  использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего  роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходит его качественное изменение и денежная переоценка.

Повышение цен обусловлено  дефицитностью ресурсов производства, так как в этих условия расширение объемов выпуска на отдельных  предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного  предложения практически стремится  к вертикальному положению.

Форма кривой совокупного  предложения вызывает большие споры. Некоторые экономисты (классическая или неоклассическая школа) утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного предложения  сравнительно безобидны, поскольку  оказывают влияние только уровень  цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие (кейнсианцы) считают, что кривая совокупного предложения  либо горизонтальная, либо восходящая, и поэтому такое уменьшение совокупного  предложения имеет отрицательные  и очень дорогостоящие последствия  для производства и занятости.

Все вышесказанное о  влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо только при прочих равных условиях (заданный уровень цен на ресурсы, заданная технология и уровень потенциального выпуска, уровень зарплаты), но когда  эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости также  меняется и происходит смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.

Предложение, как и спрос, — особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.

То, что сегодня в экономической  теории обозначается как “предложение”, настолько многообразно, что с  трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

1) сырье (ресурсы);

2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);

3) труд (наемный);

4) капитал (производительный и денежный);

5) товары потребительского назначения, в том числе:

а) изделия длительного  пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);

б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);

в) услуга (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).

Состав предложения постоянно  меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения — это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот,уменьшение величины предложения.

Здесь следует строго различать  “само предложение” и “величину  предложения”: закон предложения  характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения, т. е.

Qs = f(P).

Таким образом, закон предложения — такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость “P=>Qs ”. Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения. Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные из них:

1) цены на ресурсы,

2) уровень технологии производства,

3) налоги и дотации,

4) цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары,

5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доход овит. д.,

6) число продавцов.

Предложение, подобно спросу, можно  разграничить на “эластичное” и “неэластичное”. Коэффициент ценовой эластичности предложения (К ц. эл. спроса) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены. 

 

 

 

2.2. Факторы,  влияющие на совокупное предложение  

 

1) Повышение цены на ресурсы  (земельные, трудовые, капитальные)  при прочих равных условиях  увеличивает издержки производства  и в результате снижает совокупное  предложение - его кривая смещается влево. Снижение цен приведет к противоположному результату.

Кроме того, количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяется, и поэтому  кривая совокупного предложения  смещается. Например, благодаря информации о состоянии предпринимателей (с  помощью средств массовой информации), увеличивается количество людей, стремящихся  к деятельности, и это смещает  кривую совокупного предложения  вправо.

Снижение цен на импортные  товары увеличивает наше совокупное предложение, и наоборот, так как  ресурсы увеличивают производственные мощности, импортные ресурсы снижают  затраты и уменьшают издержки.

Колебания валютного курса  ведут к изменению цен на импортные  товары. В случае увеличения цены на иностранную валюту, то есть обесценивания  рубля, цены на импортные ресурсы  повысятся; импорт ресурсов уменьшится, издержки взлетят вверх, кривая совокупного  предложения сместится влево.

Господство на рынке - возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции (обладают поставщики ресурсов). Если монополисты увеличивают цены, взлетают издержки, и кривая совокупного продукта смещается влево, и наоборот. [10]

Тот же эффект вызывают профсоюзы. Их усиленное влияние вызывает повышение  заработной платы, которое увеличивает  издержки и смещает кривую совокупного  предложения влево, и наоборот.

2) На совокупное предложение  существенное влияние оказывает  рост производительности.

Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может  получить больший объем национального  производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост производительности (совершенствование  технологий, высокая квалификация) вызывает сдвиг кривой совокупного  продукта вправо, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.

3) Смещение кривой совокупного  предложения может быть вызвано  изменениями экономической политики  государства. В частности, увеличение  ставок налогообложения увеличивает  при прочих равных условиях  издержки производства и тем  самым сокращает совокупное предложение.  Наоборот, государственные субсидии  и различные льготы предприятиям  способствуют снижению их производительных  издержек и тем самым - расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от целей и приоритетов экономики на том или ином этапе.

Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного  предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько “переводом” эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ — искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях:

а) монополии данного производителя  на рынке (отсутствие конкурентов);

б) отсутствии товаров-заменителей (субститутов).  

 

 

 

3. ПРОБЛЕМА  РАВНОВЕСИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА  И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

 

3.1. Равновесие: реальный объем производства  и уровень цен 

 

Поскольку равновесный  уровень цен и равновесный  объем национального производства определяется точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного  предложения. На практике возможны различные  варианты их пересечения на разных участках кривых, то есть различают  три вида равновесия. 

 

 

  

 

Согласно закону спроса, на поведение потребителя оказывает  влияние цена предложения, по которой  производитель предлагает ему свой товар. Однако цена предложения является лишь начальной ценой товара. В  дальнейшем эта цена сталкивается с  ценой спроса, т.е. той ценой, которую  в состоянии и намерены уплатить потребители.

Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается  и покупается. Рыночная цена называется еще «ценой равновесия». Она находится  на том уровне, когда продавец еще  согласен продать, а покупатель уже  согласен купить.

Цена, при которой величина спроса и предложения совпадают, называется ценой равновесия. Графически цена равновесия соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения. Любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

При более высокой цене величина предложения превысит величину спроса. Появится избыток товаров  по отношению к платежеспособному  спросу, возникнет «конкуренция продавцов», и цена начнет понижаться до равновесной.

При цене ниже равновесной  увеличится число покупателей за счет тех лиц, которым раньше была недоступна цена равновесия. Следовательно, возрастет и величина спроса. Однако снижение рыночной цены, уменьшит число  продавцов за счет тех, кому эта цена недоступна, как не покрывающая их затраты на производство продукции. Возникнет дефицит, а вместе с ним и «конкуренция покупателей». Результатом этого является повышение цены до уровня равновесной.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение