Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения на примере российской экономики. Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа совокупного спроса и совокупного предложения………………………………………………………………………… 4
1.1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие……............. 4
1.2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него……………….......... 6
2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России………………………………................................................... 11
2.1. Модель рыночного равновесия в макроэкономике…………………................. 11
2.2. Параметры макроэкономического равновесия в РФ……………………........... 13
Заключение…………………………………………………………………………….... 19
Глоссарий………………………………………………………………………………... 20
Список использованных источников……………………………………………........... 21

Файлы: 1 файл

Экономика - Совокупный спрос и предложение.doc

— 205.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Кафедра: «Общая экономика и право»

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Экономика»

 

 

Тема: «Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определения».

 

 

 

 

 

Выполнила: Бергманн Н.В.

Студентка 3 курса ЗФ обучения

Группы ПГСб-11-Z3-180

    Проверил:

 

 

 

 

Омск - 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………

3

1. Теоретические основы анализа совокупного спроса и совокупного предложения…………………………………………………………………………

4

1.1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…….............

4

1.2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………………..........

6

2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России………………………………...................................................

11

2.1. Модель рыночного равновесия в макроэкономике………………….................

11

2.2. Параметры макроэкономического равновесия в РФ……………………...........

13

Заключение……………………………………………………………………………....

19

Глоссарий………………………………………………………………………………...

20

Список использованных источников……………………………………………...........

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.

Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы - определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества. Этим объясняется актуальность данной темы.

Цель работы - проанализировать взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения на примере российской экономики.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы анализа совокупного спроса и совокупного предложения.

 

1.1 Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие - более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег: MV=PY, отсюда или, где

P - уровень цен в экономике, в данном случае - индекс цен;

Y - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

M - количество денег в экономике;

V - скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен P, тем меньше реальные запасы денежных средств  (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательскую способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег дает также два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег M и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорость их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо, а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразятся графически сдвигом AD влево.

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.

1.2 Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.

Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового внутреннего продукта.

Кривая совокупного предложения AS (от английского aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Неценовыми факторами совокупного предложения являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS. Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой AS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой AS вправо.

Форма кривой AS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах. Изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться различными. Это зависит от того, учитываем ли мы изменения предложения, произошедшие за короткий отрезок времени или же нас интересуют долгосрочные последствия воздействия колебаний совокупного спроса.

Различие между краткосрочным (обычно до 2-3 лет) и долгосрочным периодами в макроэкономике связывают главным образом с поведение номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная з/п, номинальная ставка процента) под воздействие рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной «жесткости». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) - более подвижные, «гибкие». В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно - их считают «гибкими», а реальные меняются крайне медленно; так что для удобства анализа их рассматривают как постоянные.

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится исходя из следующих условий:

рынки являются конкурентными;

объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен;

изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

цены и номинальная заработная плата - гибкие, их изменения поддерживают равновесия на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов.

Объяснение формы кривой AS в классической модели связано с анализом рынка труда, поскольку труд считается главным фактором, изменения которого могут влиять на уровень выпуска в краткосрочном периоде.

Рост общего уровня цен снижает реальную заработную плату, следовательно, спрос на труд превысит предложение на рынке труда (рабочие и предприниматели реагируют на изменение реальной а не номинальной з/п). Это вызовет рост номинальной заработной платы. В результате реальная повысится до исходного уровня, что восстановит равновесие на рынке труда, прежний уровень занятости, а следовательно, объем выпуска практически не изменится (возможны лишь незначительные краткосрочные колебания). Корректировки номинальной заработной платы происходят быстро, поэтому при любом изменении уровня цен совокупное предложение (объем выпуска) останется неизменным на уровне потенциала (Y*).

Сдвиги AS возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в долгосрочном периоде (LRAS - от англ. Long run aggregate supply curve) фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен.

Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:

экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины - относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;

реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае - при жестких ценах и номинальной з/п) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной з/п и относительно подвижных ценах).

Причинами относительной жесткости величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, государственное регулирование номинальной з/п, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и з/п постепенно, «порциями», с оглядкой на конкурентов), сроки действия контрактов на поставку сырья и готовой продукции, деятельность профсоюзов, эффект «меню» и т.д.

Например, если издержки переиздания каталогов с ценами на выпускаемую продукцию достаточно велики и сам процесс переиздания требует определенного времени (эффект «меню»), то при увеличении спроса фирмы в течении некоторого времени будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворит спрос покупателей при прежнем уровне цен. В таком экстремальном случае абсолютно жестких цен краткосрочная кривая AS будет горизонтальной.

Информация о работе Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определения