Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель работы – определить роль банков в рыночной экономике.
В ходе работы решались следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции банков;
-рассмотреть основные операции банков;
-выявить особенности современной банковской системы;
-провести анализ развития банковского сектора;
-показать пути развития системы банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации.
Введение
Глава I. Сущность, функции и роль банков как элемента
банковской системы
1.1.Банки – особые институты
1.2.Основные операции банков
1.3.Особенности современной банковской системы
Глава II. Состояние банковского сектора Российской Федерации
2.1.Анализ развития банковского сектора
2.2.Развития системы банковского регулирования и банковского
надзора в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
-предусмотрено доведение до сведения единоличного исполнительного органа банка информации о присвоенной банку классификационной группы и информации о недостатках в его деятельности, послужившей основанием для классификации. Указание №2005 –У рекомендует единоличному исполнительному органу банка доводить указанную информацию до коллегиального исполнительного органа банка, членов совета директоров (наблюдательного совета).
Указание №2005-У базируется на подходах, предусмотренных Федеральным законом от 23.12.2003 №177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Указанием Банка России от 16.01.2004 №1379-У "Об оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее— Указание Банка России №1379-У).
Согласно Указанию №2005-У оценка экономического положения банков производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом примененных к банку мер воздействия. За основу оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности взяты подходы (включая граничные значения показателей), определенные Указанием Банка России №1379-У.
Вместе с тем в Указание №2005-У, в отличие от Указания Банка России №1379-У , включен ряд новых положений, а именно:
-использование при оценке показателей группы оценки капитала и доходности их прогнозных значений в целях учета тенденций изменения показателей при присвоении им балльной оценки;
-оценка прозрачности структуры собственности кредитной организации выделена в самостоятельный компонент оценки;
-перечень показателей оценки качества управления банка дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском;
-перечни вопросов, используемых для оценки показателей состояния систем управления рисками и внутреннего контроля, уточнены и дополнены новыми качественными характеристиками, позволяющими оценивать качество внутренних документов банка и процедур.
В целях методической
поддержки кредитных
Реализация в нормативной базе Банка России
положений Базеля II
В соответствии с планами Банка России по реализации Базеля II, сформированными с учетом результатов деятельности рабочей группы Банка России по внедрению рекомендаций этого документа, в 2008 году планируется завершение работы над проектами Указания о внесении изменений в Инструкцию Банка России "Об обязательных нормативах банков" и Положения Банка России "О порядке расчета размера операционного риска", которые в декабре 2007 года были размещены в интернет -представительстве Банка России для рассмотрения банковским сообществом.
В рамках этих проектов предполагается реализовать наиболее простые подходы к оценке рисков, а именно: упрощенный стандартизованный подход к оценке кредитного риска, для оценки операционного риска— базовый индикативный подход.
Планируется также подготовить проект нормативного акта Банка России, предусматривающего реализацию в Российской Федерации компонента 2 "Надзорный процесс" Базеля II.
Дальнейшая работа по реализации Базеля II (в том числе его усовершенствованных подходов, базирующихся на самостоятельных внутрибанковских оценках рисков) планируется с учетом европейской надзорной практики по внедрению положений Базеля II в рамках проекта ТАСИС. Реализация проекта начнется в 2008 году, продолжительность выполнения оценивается в 30 месяцев.
Совершенствование подходов к регулированию риска ликвидности
Направления по изменению подходов к регулированию рисков ликвидности, действующих в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков", выработаны с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, а также экспертов проекта ЕС/ТАСИС и предполагают внедрение в систему регулирования риска ликвидности так называемой концепции денежных потоков. Указанные направления предусматривают:
-замену действующего норматива мгновенной ликвидности (Н2) на норматив краткосрочной ликвидности. Методика расчета норматива краткосрочной ликвидности предлагает принципиально новый подход к ограничению риска ликвидности, базирующийся на сопоставлении объемов поступления и оттока денежных средств, генерируемых в течение расчетного периода активами/обязательствами любой срочности (концепция денежных потоков), тогда как действующий в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков" под ход обязывает банки соблюдать определенные соотношения активов и пассивов фиксированной срочности;
-использование при расчете нормативов ликвидности (Н2, Н3 и Н4) так называемых "поведенческих корректировок" — элементов прогнозного определения значений отдельных компонентов, характеризующих состояние ликвидности, базирующихся на накопленных статистических данных о величине минимального остатка на счетах клиентов банка. Данный подход реализован в Указании Банка России от 31 марта 2008 года №1991-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года №110-И "Об обязательных нормативах банков", вступившим в силу 30 апреля 2008 года;
-расширение перечня ликвидных активов (включение в ликвидные активы долевых ценных бумаг российских эмитентов).
Совершенствование подходов
к оценке кредитного риска
Предполагается распространить подходы по формированию резервов на возможные потери по ссудам, предоставленным физическим лицам и объединенным в портфели однородных ссуд, предусмотренные Указанием Банка России о внесении изменений в Положение Банка России №254-П, на суды, доставленные субъектам малого бизнеса, резервы по которым формируются на портфельной основе.
В целях применения в надзоре за кредитными организациями профессионального суждения при оценке ссудной задолженности подготовлен проект указания Банка России о внесении изменений в пункт 9.5 Положения Банка России №254-П, предусматривающий определение процедур предъявления территориальными учреждениями Банка России требований по доформированию резервов по ссудам в рамках одной категории качества и применения к кредитным организациям мер надзорного реагирования.
Для решения проблем, возникающих при оценке качества ссудной задолженности при представлении заемщиком недостоверной отчетности или отчетности сомнительного качества, предполагается установить требование об отнесении ссуд к III категории качества с формированием резерва в размере не менее 50% от суммы задолженности в случае, если были выявлены факты представления заемщиком в кредитную организацию сведений, отличных от сведений, представленных иным пользователям, и указанные сведения и отчетность использовались кредитной организацией в целях оценки финансового положения заемщика для определения категории качества ссуды и размера резерва.
В целях реализации федеральных
законов, касающихся сферы потребительского
кредитования, дальнейшей оптимизации
его условий планируется
Инспектирование
В 2008 году в целях получения информации о состоянии кредитной организации в ходе проверок особое внимание будет уделяться следующим вопросам:
-оценке управления кредитным риском, в том числе при потребительском кредитовании, качеству внутренних регламентирующих документов кредитных организаций, их соответствию требованиям нормативных актов Банка России;
-адекватности и эффективности методик классификации заемщиков — юридических и физических лиц с точки зрения оценки их финансового состояния и платежеспособности;
-оценке организации и качества управления рыночным риском;
-проверке операций с ценными бумагами, в том числе векселями и корпоративными облигациями;
-соблюдению кредитными организациями требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Особое внимание будет уделяться выявлению сомнительных операций, которые используются рядом кредитных организаций для обналичивания денежных средств в особо крупных размерах и без достаточных экономических оснований, а также выводу средств за рубеж. Будет продолжена работа по подготовке обобщающей информации о так называемых "регулировочных схемах", применяемых кредитными организациями.
Дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности будет осуществляться по следующим направлениям:
-совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе порядка проведения и координации межрегиональных проверок, подходов к формированию рабочих групп в целях исключения возможного конфликта интересов и обеспечения независимости уполномоченных представителей Банка России при проведении проверок; определение особенностей организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров Банка России;
-совершенствование методического обеспечения инспекционной деятельности, в том числе проверки состояния корпоративного управления и организации внутреннего контроля в кредитных организациях, проверки кредитной организации (ее филиала) по вопросу организации потребительского кредитования.
В целях развития и
совершенствования
Финансовое оздоровлениеи ликвидация кредитных организаций
В 2008 году будет продолжена работа по повышению эффективности механизмов предотвращения банкротства кредитных организаций, недопущения использования кредитных организаций для осуществления коммерческой деятельности в противоправных целях, совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, направленных в том числе на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, создание условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов ликвидируемых кредитных организаций.
Банк России примет участие в подготовке изменений в законодательные акты, в том числе:
-в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части совершенствования положений об оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и при влечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником, а так же в части введения ликвидационного неттинга;
-в Гражданский кодекс Российской Федерации, в федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О некоммерческих организациях", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части ликвидации юридических лиц.
В целях совершенствования нормативной базы Банком России будет продолжена работа над проектом указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 9 ноября 2005 года №279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией".
В целях совершенствования работы по реализации функций Банка России, связанных с аккредитацией арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций, Банком России предполагается внести изменения в Положение Банка России от 14.12.2004 №265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций", позволяющие при наличии в Банке России необходимых документов, ранее представленных в Банк России арбитражным управляющим, использовать их при рассмотрении вопроса об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций и не требовать их повторного представления.
Результаты практической работы территориальных учреждений Банка России и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", связанной с отчетностью ликвидируемых кредитных организаций, предопределили необходимость подготовки изменений в формы отчетности, которые Банк России получает от конкурсного управляющего (ликвидатора, ликвидационной комиссии) в ходе ликвидационных процедур. Изменения, которые планируется внести в Указание Банка России от 14.07.2005 №1594-У "О перечне, форме и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", будут направлены на уточнение форм отчетности ликвидируемых кредитных организаций с целью расширения их информативности и повышения эффективности контроля со стороны Банка России за ликвидационным процессом.