Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель работы – определить роль банков в рыночной экономике.
В ходе работы решались следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции банков;
-рассмотреть основные операции банков;
-выявить особенности современной банковской системы;
-провести анализ развития банковского сектора;
-показать пути развития системы банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации.
Введение
Глава I. Сущность, функции и роль банков как элемента
банковской системы
1.1.Банки – особые институты
1.2.Основные операции банков
1.3.Особенности современной банковской системы
Глава II. Состояние банковского сектора Российской Федерации
2.1.Анализ развития банковского сектора
2.2.Развития системы банковского регулирования и банковского
надзора в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В целях повышения эффективности деятельности кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Банком России в 2008 году будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, а также методологического обеспечения деятельности кредитных организаций в указанной сфере.
Так, Банк России примет дальнейшее участие в работе над законопроектами, направленными на:
-предоставление кредитным организациям права в одностороннем порядке (без применения судебных процедур) отказывать в исполнении договора банковского счета (вклада) в случае возникновения у них подозрений в том, что счет используется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
-уточнение перечня операций, подлежащих обязательному контролю, в частности, при осуществлении платежей по договорам финансового лизинга и сделкам с недвижимостью, а также при проведении операций с наличными денежными средствами;
-установление обязанности физических и юридических лиц, находящихся на обслуживании в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представлять указанным организациям по их запросам информацию и документы, необходимые для осуществления ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.
В целях исполнения Федерального закона от 12.04.2007 №51-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банком России будет завершена работа по согласованию с Росфинмониторингом нормативных и иных актов Банка России.
В 2008 году будут приняты меры, направленные на повышение эффективности информационного взаимодействия между Банком России и Росфинмониторингом в целях совершенствования надзора за исполнением кредитными организациями законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации
Приоритетным направлением деятельности Банка России в 2008 году станет совершенствование системы страхования вкладов.
В целях совершенствования системы страхования вкладов будет продолжена работа над принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации", который в том числе предусматривает:
-уточнение критериев осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов;
-уточнение механизмов, обеспечивающих осуществление страховых выплат, функций и полномочий Агентства, в том числе как ликвидатора банков — участников системы страхования вкладов.
Указанным законопроектом конкретизируются требования к участию в системе страхования вкладов, которым банки обязаны соответствовать на постоянной основе. В зависимости от показателей, по которым банк не соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов, и срока, в течение которого банк не соответствует указанным требованиям, законопроект предусматривает обязанность либо право Банка России принять решение о введении запрета на привлечение данным банком во вклады денежных средств физических лиц. При этом по ряду показателей срок несоответствия банка указанным требованиям для обязательного введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц увеличивается с 3 до 6 месяцев. Также определяются обстоятельства, при наличии которых в течение установленного срока финансовая устойчивость банка признается недостаточной.
С учетом практики применения Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" данным законопроектом уточняется механизм осуществления выплат по вкладам, подготовки реестра обязательств банка перед вкладчиками, а также состав вкладов, подлежащих обязательному страхованию. Предусматривается так же определение момента, с которого исчисляется двухлетний срок для приобретения банком права вновь подать ходатайство о вступлении в систему страхования вкладов.
Одновременно уточняются нормы, регламентирующие порядок осуществления банками возврата дополнительных денежных средств, поступивших во вклад (на счет) физического лица, открытый в банке — участнике системы страхования вкладов, после введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц. Предусматривается возможность перечисления указанных денежных средств в порядке, установленном Банком России, по заявлению физического лица на его счет, открытый в другом банке, входящем в систему страхования вкладов.
Заключение
Банки осуществляют деловые операции и зарабатывают прибыль. Они обеспечивают вкладчикам сохранность их денег, чековое обслуживание их вкладов, процент по вкладам. Банки предоставляют кредиты и обеспечивают стабильность системы платежей. Они минимизируют стоимость кредита и сохранения денег, берут на себя риск денежных операций и предлагают клиентам высоколиквидные инвестиции.
Коммерческие банки обязаны держать резервы, которые определяются правительством как пропорция (часть) от депозитов.
Коммерческие банки для осуществления контроля за своими операциями используют балансовые отчеты, в которых дается информация о движении активов, пассивов и собственного капитала банка.
Наверху пирамиды банковской системы находится центральный банк. Он является банком банкиров и банкиром правительства. Главная функция центрального банка заключается в обеспечении трех основных макроэкономических задач: устойчивый экономический рост, высокая занятость, низкий уровень инфляции. Центральный банк регулирует операции внутри всей банковской системы. Он является независимым учреждением. Центральный банк устанавливает норму резервов.
Действуя совместно, коммерческие банки осуществляют кредитные операции, используя избыточные резервы. Кредитная экспансия банков зависит от величины денежного мультипликатора. На величину денежного мультипликатора влияет обращение части чекового оборота в наличность и стремление банков держать объем резервов выше обязательной нормы.
Правительство обеспечивает сегодня условия безопасности банковской системы, выступая гарантом банковских резервов и гарантом надежности депозитов частных лиц и корпораций.
Одной из важнейших задач банковской системы на современном этапе ее развития является создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования рыночного механизма, что подразумевает бесперебойное осуществление расчетов, расширение спектра финансовых услуг, операции с реальным сектором экономики, разработку новых банковских продуктов.
Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.
Решение указанных проблем требует принятия системных решений. В настоящее время крайне необходима стратегия развития банковского сектора, которая будет содержать не пустые описания важности банковской системы для экономики страны, а ответы на известные всем вопросы.
Список использованной литературы
1.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит.-М.: Юриспруденция, 2003.
2.Банковская реформа затягивается//"РЭО Вестник", март, 2004г.
3.Багров А. Кто управляет финансами России // Коммерсантъ - деньги. - 2007. - N 27.
4.Григорьев
Л. Финансовая система и
5.Иохин В.Я. Экономическая теория. -М.: Юристъ, 2001.
6.Курс экономической теории/Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров: АСА, 2002.
7.Общая теория денег и кредита/Под ред.академ.РАЕН Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8.Обзор экономики России. Информационный бюллетень, №36 (март), 2005 г.
9.Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году
10.Рыночная экономика. т.1. ч.2. /Под ред. Максимовой.- М., 1992.
11.Современное состояние финансовых институтов России // Общество и экономика. - 2003. - N 3.
12.Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. д.эк.н., проф., акад. РАЕН В.К. Сенчагова, д.эк.н., проф. А.И. Архипова, М.: ПРОСПЕКТ, 2000.
13.Экономика/Под ред.проф.А.С.Булатова.- М.:Юристъ, 2001.
14.Экономика/Под ред.Лобачевой Е.Н.-М.: "Экзамен", 2004.
15.Экономическая теория/Под ред.акад.В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевич.-М.: ИНФРА-М, 2005.
1 Экономика/Под ред.Е.Н.Лобачевой.-М.: «Экзамен», 2004г., с.440.
2 Экономика/Под ред.Е.Н.Лобачевой.-М.: «Экзамен», 2004г., с.442.
3 Экономическая теория/Под ред.В.И.Видяпина.-М.: ИНФРА-М, 2005г., с.309.
4 Иохин В.Я. Экономическая теория. -М.: Юристъ, 2001г., с.401.
5 Экономика/Под ред.Е.Н.Лобачевой.-М.: «Экзамен», 2004г., с.444.