Современная цивилизация и биосфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Современная цивилизация и биосфера уже не в состоянии справиться с вредными отходами, образующимися в результате человеческой деятельности, и начинают постепенно деградировать. Научно-техническая революция, быстрое развитие производительных сил и одновременное развитие агрессивного общества потребления в двадцатом столетии привели к коренному изменению характера взаимодействия природы и общества. Экспоненциальный рост мировой экономики в настоящее время ведет к исчерпанию физических возможностей Земли. Энергетический, сырьевой и экологический кризисы 70-х годов подтвердили основы теории массового производства и потребления

Файлы: 1 файл

Эколо-экономический кризис XXI века и креативная экономика как будущее человечества.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

Современная цивилизация и биосфера уже не в состоянии справиться с вредными отходами, образующимися  в результате человеческой деятельности, и начинают постепенно деградировать. Научно-техническая революция, быстрое  развитие производительных сил и  одновременное развитие агрессивного общества потребления в двадцатом  столетии привели к коренному  изменению характера взаимодействия природы и общества. Экспоненциальный рост мировой экономики в настоящее  время ведет к исчерпанию физических возможностей Земли. Энергетический, сырьевой и экологический кризисы 70-х годов  подтвердили  основы теории массового  производства и потребления. Но если в прошлом эти кризисы носили, как правило, локальный характер и не приводили к радикальным  экологическим изменениям в природе, нынешний кризис носит общепланетарный  характер, чреватый глобальной катастрофой. Мировая экономика пришла в состояние  крайней неустойчивости в результате истощения доступных и достаточно дешевых ресурсов планеты, стремительного возрастания затрат на предотвращение и ликвидацию разрушительных последствий  технического прогресса и стихийных  бедствий.

Если сейчас не принять срочных  мер по сохранению биосферы, то в  недалеком будущем человечество может оказаться в такой ситуации, когда уже никакие меры не в  состоянии будут предотвратить  глобальную экологическую катастрофу. Предвестниками катастрофы являются следующие явления и процессы: глобальное потепление климата, сокращение озонового слоя Земли, выпадение кислотных дождей, сокращение площади лесов, сокращение биологического разнообразия, деформация социальной среды, деградация земель и другие негативные явления .

Единственный путь спасения человечества от экологической катастрофы — переход  его на ноосферный путь развития.

Неизбежность вхождения нашей  планеты в новую эпоху —  эпоху ноосферного развития — предсказал великий русский ученый В.И. Вернадский. Это качественно новый этап в развитии человеческого общества, необходимое условие сохранения нынешней цивилизации и перехода к более высокой ступени ее развития. Человеческая деятельность становится в современных условиях основным геообразующим фактором развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы2 в соответствии с генеральной целью сохранения и развития Земли и человечества.

Переход к ноосферному развитию требует создания единого глобального экологического пространства и нового типа мышления всех слоев общества, начиная от простых обывателей и заканчивая руководителями различных уровней. При переходе к ноосферному развитию следует исходить из устойчивости биосферы, взаимосвязи экологических, экономических и социальных проблем, необходимости сотрудничества в международном масштабе, включая разработку новых процедур и механизмов, способных обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации. Создание новой системы ценностей будет способствовать формированию рациональных структур управления, производства и потребления. При этом проблема выживания человечества должна стать приоритетной в ряду мировых и национальных проблем.

Экономико-организационый механизм управления экологией

В условиях перехода мирового сообщества на ноосферный путь развития требуется четкое взаимодействие всех стран в сфере природопользования, для чего необходимо осуществить

  • международную гармонизацию национальных природоохранных экологических норм и стандартов;
  • совместную разработку и реализацию межгосударственных программ и проектов в области природопользования;
  • использование согласованных методик, подходов и критериев при оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  • унифицирование методов нормирования антропогенных воздействий на окружающую природную среду;
  • создание и поддержку межгосударственной экологической информационной системы;
  • выработку и проведение согласованной научно-технической политики в области экологии и охраны окружающей природной среды, проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических и эколого-экономических исследований;
  • разработку и применение общих принципов стимулирования природоохранной деятельности, а также санкций, включая международные, за нарушение природоохранного законодательства.

 

Переход отдельных государств на ноосферный путь развития требует внесения соответствующих изменений в механизмы управления экономикой. В последнее время эти аспекты вызывают возрастающий интерес в научных, деловых и политических кругах России. Ясно, что при переходе на такой путь развития хозяйственная самостоятельность регионов и предприятий может допускаться только в рамках определенных экологических ограничений.

Главнейшей задачей является формирование экологически справедливого рынка, который должен быть создан как в  рамках мирового сообщества, так и  внутри каждой страны. В настоящее  время на отечественном рынке  конкурентоспособность промышленного  товара практически не зависит от экологической чистоты его производства. Проблема формирования экспортоориентированной экономической стратегии и влияние экологической чистоты производства на конкурентоспособность товаров и услуг освещается в ряде отечественных работ .

Создание экологически справедливого  рынка требует развития следующих  направлений в области нормативно-правовой базы:

  • нормативно-правового регулирования международных и национальных систем экологической сертификации продукции, технологических процессов, отходов производства и природных объектов (регулирование мирового рынка может осуществляться с помощью цен и пошлин);
  • пересмотра налоговой политики: современная налоговая система должна быть направлена на обеспечение условий выживания. В связи с этим должны быть существенно повышены, а в ряде случаев созданы новые, налоги на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды антропогенных воздействий, на использование природных ресурсов и потребление материальных ресурсов. При такой системе налогов будут стимулироваться ускорение технического прогресса и снижение загрязнения окружающей среды и потребления природных ресурсов;
  • усовершенствования всего комплекса эколого-правовых отношений в обществе.

 

Избежать худшего сценария развития событий в мире можно при условии  реализации главной стратегической цели России и мирового сообщества — осуществления перехода, как  уже отмечалось, на ноосферный путь развития. Ясно, что миссией России в XXI веке является спасение мировой цивилизации, но не только в качестве главного донора планеты в аспекте экологических, пространственных и природных ресурсов, а и как идеологического лидера, страны с постоянно нарастающим и обновляющимся интеллектуальным потенциалом. Для этого необходимо наряду с нормативно-правовым обеспечением формировать практически действующие социально-экономические и управленческие модели гармоничного сосуществования и развития природы и общества. На примере реализации и анализа эффективности этих моделей в пилотных регионах необходимо заинтересовать другие регионы и страны планеты.

В настоящее время накоплен опыт формирования и функционирования одной  из первых в мире эколого-экономических  зон ноосферного типа. Основополагающим документом функционирования зоны стало постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по развитию эколого-экономической зоны «Горный Алтай» от 8 ноября 1991 года № 595. Логическим итогом стало решение ЮНЕСКО в декабре 1998 года о внесении части территорий Горного Алтая в Список всемирного наследия человечества.

Учитывая важность формирования эколого-экономических  зон, рассмотрим их роль и место среди  специальных экономических зон.

Виды специальных  экономических зон в мировом  хозяйстве

Современный этап развития мировой  экономики в целом и международной  торговли в частности характеризуется  усилением процессов интеграции, либерализации и повышения степени  открытости национальной экономики. Завершение «Уругвайского раунда» переговоров  в рамках ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1994  году и создание ВТО (Всемирной торговой организации) 1 января 1995 года дали дополнительный импульс либерализации мировых хозяйственных связей и повышению эффективности международного разделения труда.

В настоящее время многие страны обращаются к нетрадиционным формам активизации своего участия в  международном разделении труда. Прежде всего, это относится к странам, реализующим экстравертивную и  ориентированную на мировой рынок  модель развития национальной экономики. Экспортная специализация становится доминирующей в общей экономической  стратегии не только большинства  промышленно развитых стран, но и  практически всех новых индустриальных государств, а также отдельных  стран с переходной экономикой и  развивающихся государств. В настоящее  время через каналы товарного  экспорта и импорта реализуется  до 25—30% ВВП западноевропейских государств (в ряде малых стран — более 50%), 13—15% ВВП Японии и 8-10% ВВП США. В России данный показатель составляет 12—13%. ВВП более чем на половину состоит из услуг, производимых и  потребляемых в основном на месте; на внешние рынки вывозится  более 70% материальной продукции, производимой в ФРГ и Великобритании, 60% —  во Франции и Италии, 30—35% — в  Японии и 25—30% — в США и России. Таким образом, видно, что внешнеэкономическая  стратегия развития превратилась в  одну из основ общехозяйственной  стратегии. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. — 6%, в 60-х гг. — 8,2%. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта возрос в 2,5 раза, среднегодовой  темп роста — 9,0%, а в 1991—1995 гг. этот показатель был равен 6,2% [8].

Одним из важных составных элементов  стратегии экспортной ориентации является создание специальных экономических  зон (СЭЗ). СЭЗ создаются для привлечения  местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к  новым технологиям, улучшения состояния  платежного баланса и, в конечном счете, для развития национальной экономики  и ее более эффективной (тесной) интеграции в мировую экономику.

Специальные экономические зоны получили достаточно широкое распространение  в мировой хозяйственной практике. В настоящее время в мире насчитывается  около 400 свободных зон торгово-складского типа (свободных таможенных зон) и  более 300 свободных зон производственного  типа (зон экспортного производства). Наибольшее число свободных таможенных зон (СТЗ) действует в индустриально развитых странах: в Европе насчитывается около 130 таких зон, в США — более 180. Зоны экспортного производства (ЗЭП) получили наибольшее распространение в развивающихся странах. В начале 90-х годов там действовало более 300 ЗЭП, более 100 находилось на стадии обустройства и более 50 — на планово-подготовительной стадии.

"Доля отдельных групп стран в мировом экспорте"

Так, например, совокупный объем экспорта товаров только из экспортно-производственных зон возрос с 17 млрд. долл. до 25 млрд. долл. за период 1990—1995 гг. Общее число  занятых в экспортно-производственных зонах увеличилось за этот период с 2 до 3 млн. чел. В оффшорных центрах  сосредоточена почти треть всех банковских депозитов развитых стран  мира. Приведенные данные наглядно свидетельствуют о значительном росте вклада СЭЗ в мировой интеграционный процесс. Например, в Китае за годы своего существования СЭЗ развивались весьма динамично, как правило, более быстрыми, чем в среднем вся страна темпами. На 0,2% населения СЭЗ Китая приходится 3,5% ВВП страны, 6,5% внешней торговли, а реально привлеченные инвестиции достигли 20% от общего их объема во всей стране — 10 млрд. долларов.

Под влиянием изменений в мировой  экономике и международной торговле прослеживается эволюция организационно-функциональных форм СЭЗ. Она ориентирована от более  простых форм (связанных в основном с торговлей товарами)   к  более сложным (ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг).

В настоящее время пока нет единого  мнения по определению и типологии  специальных экономических зон. Организационно-функциональная структура  СЭЗ достаточно многообразна. В современной  практике мирового хозяйства существует до 25 разновидностей СЭЗ. Реальное наполнение понятия «специальная или особая экономическая зона» меняется в  зависимости от специфических условий  каждой страны. Довольно сложно классифицировать однозначно ту или иную СЭЗ, поскольку  каждая СЭЗ обладает характерными признаками нескольких разновидностей. Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении, СЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать определение СЭЗ.

Под специальными экономическими зонами следует понимать часть национальной территории (иногда выделенной из общей  таможенной черты государства), имеющую  расширенную самостоятельность  в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для национальных и иностранных предпринимателей.

Эта формулировка позволяет поставить  в один ряд несколько десятков терминов, идентифицирующих различные  типы и виды зон, которые встречаются  в мировой практике.

Классификацию СЭЗ можно осуществить  по четырем основным критериям:

  • по характеру деятельности или функциональному предназначению;
  • по степени интегрированности в мировую и национальную экономику;
  • по отраслевому признаку;
  • по характеру собственности.

По характеру деятельности и  функциональному предназначению можно  выделить зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные центры.

К зонам свободной торговли (ЗСТ) относят территории, функции которых  в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке  товаров без их дополнительной обработки (допускается незначительная обработка  иностранных товаров в целях  их дальнейшего реэкспорта).

По мере усиления конкурентной борьбы, усложнения задач социально-экономического развития таможенно-юридический статус зон свободной торговли дополняется  новыми элементами с целью более  активного привлечения иностранного капитала в сферу материального  производства, все это приводит к  трансформации ЗСТ в экспортно-производственные зоны.

С целью экономического возрождения  отдельных областей и районов, оказавшихся  в силу различных социально-экономических  причин в состоянии относительной  депрессии, широкое распространение, в частности в США, получили так  называемые предпринимательские зоны.

Производственная деятельность и  связанные с ней функции образуют основу наиболее распространенного  в мире типа специальных экономических  зон — экспортно-производственных зон (ЭПЗ). Наиболее широкое распространение  этот тип зон получил в новых  индустриальных странах, использующих модель экспортной ориентации.

В современной мировой экономике  основным фактором конкурентоспособности  становится не цена товара, а его  качество, новизна, наукоемкость, интеллектоемкость. Хотя принципы безопасного устойчивого социально-экономического развития общества и учитываются в развитых странах, но о распространении подобной идеологии по всему миру говорить еще рано. Поэтому не всегда адекватно учитываются социально-экологические характеристики товаров, технологий и пр. Развитие этой тенденции отразилось и на характере деятельности экспортно-производственных зон, многие из которых начали трансформироваться в научно-промышленные парки (НПП). Кроме того, новые СЭЗ образуются в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции.

Информация о работе Современная цивилизация и биосфера