Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:39, курсовая работа
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Прибыль - одна из самых распространенных категорий современной экономики. Каждый человек имеет слово "прибыль" в своем активном словарном запасе. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ………………………………..…6
1.1 Характеристика прибыли………………………………………………….…..6
1.2 Виды прибыли…………………………………………………………….……9
1.3 Роль прибыли в условиях рыночной экономики……………………………12
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ...………………………………………………………………………....16
2.1 Экономические школы……………………………………………………......16
2.2 Теории Дж. М. Кейнса……….……………………………………….………23
2.3 Неоклассическая экономическая теория…………………...……...………...26
2.4 Формирование и использование прибыли……………………….………….30
2.5 Анализ финансовых результатов предприятия……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………………………………..…..40
Рисунок 5 - «Маршаллианский крест»: модель формирования равновесной (Рравн) цены и равновесного объема продаж (Qравн)
Таким образом, теория ценообразования А.Маршалла стала своего рода компромиссом между разными подходами к вопросам стоимости и цены. Ее графическое изображение, «маршаллианский крест» (рис. 5), а также учение А.Маршалла об эластичности спроса и предложения, о краткосрочном и долгосрочном периодах и другие его теоретические находки стали основой раздела экономической теории, посвященного поведению отдельных хозяйствующих субъектов (его называют микроэкономикой).
О том, насколько сильное влияние на развитие экономической науки оказали труды А.Маршалла, показывает тот факт, что уже в конце 19 в. термин «политическая экономия» (political economy) как название экономической теории постепенно выходит из широкого употребления, сменяясь термином «экономика» (economics – в честь названия книги А.Маршалла Principles of economics).
В формирование неоклассического направления внесли большой вклад, помимо А.Маршалла, также и другие экономисты начала 20 в.
Основатель американской неоклассики Джон Бейтс Кларк дал объяснение формированию доходов. По его мнению, рыночный механизм приносит собственникам факторов производства такие доходы, которые соответствуют созданным ими частям продукта: денежный капитал приносит своему собственнику процент, капитальные блага – ренту, деятельность предпринимателя – прибыль, а труд наемного работника – зарплату. Тем самым, по мнению Д.Б.Кларка, система свободного предпринимательства обеспечивает справедливое распределение доходов.
Последний выдающийся представитель неоклассического направления начала 20 века – итальянец Вильфредо Парето, который внес заметный вклад одновременно в несколько разделов неоклассической экономической теории. В частности, анализируя распределение доходов, он ввел понятие Парето-оптимальности как обозначение таких изменений, при которых происходит улучшение благосостояния хотя бы одного человека без ущерба для благосостояния какого-либо другого.
2.4 Формирование и использование прибыли
Прибыль предприятия формируется за счет следующих источников: а) продажа (реализация) продукции (оказание услуг); б) продажа другого имущества; в) внереализационные операции. Прибыль от продажи продукции (операционной деятельности) является основным слагаемым общей суммы прибыли, поскольку именно она, отражает миссию и профиль предприятия. Она определяется как разница между выручкой от продажи продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью. В случае калькулирования по неполным затратам ту часть затрат, которая не включается в себестоимость продукции, относят на определенный период и при определении прибыли (Пр) исключают из выручки, то есть формула (5):
Пр = Вр – Ср – Сн.с.п,
где Вр — выручка от продажи продукции;
Ср — себестоимость проданной (реализованной) продукции по неполным затратам;
Сн.с.п — затраты, не включенные в себестоимость продукции, а отнесенные на определенный период.
Это так называемый метод прямого исчисления прибыли, который признан главным (основным). Наряду с ними существует еще аналитический метод, в соответствии с которым прогнозируемая прибыль определяется корректированием ее базовой (фактической) величины с учетом влияния определенных факторов в расчетном периоде, например, изменения объема производства и продажи продукции, ее структуры, себестоимости изделий и цен реализации. Этот метод может применяться при большой доле относительно однотипной продукции в общем ее объеме.
Прибыль от продажи имущества, которое для предприятия по тем или иным причинам стало ненужным, включает прибыль от продажи основных фондов (материальных активов), нематериальных активов, ценных бумаг других предприятий. Ее величину определяют как разницу между ценой продажи и остаточной стоимостью реализуемого объекта с учетом затрат на реализацию (демонтаж, транспортировка, оплата агентских услуг).
Прибыль от внереализационных операций — это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду (лизинг), дивиденды на ценные бумаги, доход от владения долговыми обязательствами, роялти, поступления от экономических санкций (штрафы).
Рассмотренная схема исчисления величины общей прибыли по источникам ее формирования имеет важное значение для анализа и принятия хозяйственных решений. Но нужно иметь в виду, что общая прибыль является объектом налогообложения.В связи с этим государственные органы регламентируют методику определения налогооблагаемой прибыли в нормативных актах.
Основной составляющей дохода является выручка от продажи продукции. В доход включают также прибыль от продажи имущества и внереализационных операций. Общие затраты — это прежде всего затраты на реализованную продукцию, а также потери от продажи имущества из-за превышения его балансовой стоимости относительно выручки от реализации активов. Амортизационные отчисления выделены из состава общей суммы затрат, поскольку их начисление и использование контролируется государственными органами в особом порядке.
В финансовой политике предприятия важное место занимает распределение и использование прибыли как основного источника финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических интересов собственников (инвесторов). Принципиальная схема использования прибыли предприятия приведена на рис. 6
Рисунок 6 – Схема использования прибыли предприятия
Из
общей прибыли уплачивается налог
в соответствии с условиями, предусмотренными
законодательством о
Принципиальные (главные) направления использования предполагают деление прибыли на две части: 1) прибыль, направляемая за пределы предприятия, называется распределенной прибылью (выплаты собственникам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам работы, на социальную поддержку); 2) прибыль, остающаяся на предприятии и используемая как финансовый источник его развития (нераспределенная прибыль). Последняя направляется на создание резервного и инвестиционного фондов. Резервный фонд является финансовым компенсатором возможных отклонений от нормального оборота средств, источником покрытия дополнительной потребности в средствах. Его формирование является обязательным для хозяйственных обществ, арендных предприятий, кооперативов.
Эту общую схему распределения прибыли нужно конкретизировать на предприятиях с различными организационно-правовыми формами, что касается прежде всего акционерных обществ (предприятий). Как известно, собственники акций получают часть корпоративной прибыли в виде дивидендов (дохода инвесторов на вложенный капитал). На акционерном предприятии дивиденды можно рассматривать как плату за привлеченный от продажи акций капитал.
Распределение прибыли на выплату дивидендов и инвестирование является сложной финансовой проблемой, которая существенно и неоднозначно влияет на финансовую стабильность и перспективы предприятия. Направление достаточной суммы прибыли на выплату дивидендов и высокий уровень таковых увеличивают спрос на акции и повышают их рыночный курс. Однако это ограничивает собственный источник финансирования, усложняет решение задач перспективного развития предприятия.
Понятно, что
низкие дивиденды приводят к противоположным
результатам. С учетом этих обстоятельств
акционерное общество (предприятие)
вынуждено выбрать такую
Каждый из названных вариантов имеет свои преимущества и недостатки и применяется, как правило, не постоянно, а в пределах определенного временного периода с учетом экономической коньюктуры и финансового состояния предприятия.
Абсолютная сумма дивидендов в расчете на одну акцию (D) соответственно будет составлять (2):
D =Пд/Nа,
где Nа — количество акций, которое формирует величину уставного капитала (количество проданных акций).
Часть прибыли, используемой на выплату дивидендов, определяется в соответствии с выбранным вариантом дивидендной политики. Опыт деятельности зарубежных фирм и успешно работающих отечественных предприятий свидетельствует, что доля дивидендных сумм в чистой прибыли колеблется в пределах 30—70 %. Если она меньше 30 %, то выплаты считаются заниженными, а когда их относительный размер 70 % — завышенными.
Рисунок 7 – Варианты дивидендной политики предприятия
Механизм формирования прибыли – прибыль формируется путем сложения поступлений доходов поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений.
2.5 Анализ финансовых результатов предприятия
Финансовый анализ деятельности предприятия — это оценка его текущего финансового состояния на основе расчета показателей, отражающих динамику изменения тех или иных параметров, характеризующих успешность ведения хозяйственной деятельности. Как правило, анализ проводится за несколько лет, что позволяет отследить изменение показателей и выявить причины, оказавшие максимальное влияние на работу компании.
Финансовый анализ включает проведение следующих мероприятий:
анализ движения денежных потоков;
Внутри предприятия документы финансовой отчетности используются для оценки сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия, его готовности к использованию предоставляемых возможностей и способности противостоять грозящим рискам, проистекающим из внешней среды бизнеса, а также соответствия достигнутых предприятием результатов ожиданиям его инвесторов. Необходимо сопоставить результаты предприятия с результатами его ближайших конкурентов и со среднеотраслевыми стандартами.
Анализ данных
прошлых периодов — это первый
шаг в определении финансовой
стратегии предприятия и
Из всего вышесказанного следует, что необходим простой инструмент, позволяющий сосредоточить внимание на самых важных областях деятельности предприятия и сопоставить результаты деятельности различных предприятий. Одним из таких инструментов является анализ финансовых коэффициентов, который использует вычисление финансовых коэффициентов как отправную точку для интерпретации финансовой отчетности.
Коэффициент — это отношение одного показателя к другому. Анализ финансовых коэффициентов используется в целях контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и для выявления сильных и слабых сторон предприятия относительно конкурентов, а также при планировании деятельности предприятия на будущее.
Расчет финансовых коэффициентов сосредоточен в основном на трех ключевых областях бизнеса:
Как определить те возможности, которые обеспечивают эффективность хозяйственной деятельности предприятия (то есть наиболее высокую отдачу при минимально возможном размере инвестиций и разумной степени риска)? Ответ на этот вопрос дают такие финансовые показатели, как эффективность использования ресурсов и рентабельность.
Коэффициент оборачиваемости активов у розничного торговца всегда выше, чем у производителя, так как производителю необходимо осуществлять крупные инвестиции в машины и оборудование (то есть производство более капиталоемкое). А розничный торговец продает товары, произведенные кем-то другим.
На коэффициент
оборачиваемости активов можно
повлиять, изменив либо объем продаж
(с помощью маркетинговой