Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель работы – выявить современное состояние развития машиностроения и обосновать перспективы развития машиностроения в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру машиностроения как отрасли мировой экономики; 2. Систематизировать факторы и условия функционирования и развития машиностроения на уровне национальной экономики; 3. Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов машиностроения в России; 4. Обосновать основные направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Введение……………...……………………………………………………….......3
1 Теоретические аспекты исследования машиностроения как отрасли мировой экономики
1.1 Понятие и сущность машиностроения……..…………………………5
1.2 Роль, значение и структура машиностроения…………… …………7
2 Анализ современных процессов развития машиностроения в мировой экономике
2.1 Общая характеристика современного состояния машиностроения на примере экономически развитых странах……………...........................………10
2.2 Общая характеристика современного состояния машиностроения в России……………………………………………………………………….……15
3. Перспективы развития машиностроения в мировой экономике
3.1 Основные направления развития машиностроения в мировой
экономике…………………………………………………………………….…..20
3.2 Основные направления государственной политики в отрасли машиностроения в России……………………………………………..………..24
Заключение………………….................……………………………..…………27
Список использованных источников…………………………………..……29
Содержание
Введение……………...……………………………………
1 Теоретические аспекты исследования машиностроения как отрасли мировой экономики
1.1 Понятие и
сущность машиностроения……..………
1.2 Роль, значение и структура машиностроения…………… …………7
2 Анализ современных процессов развития машиностроения в мировой экономике
2.1 Общая характеристика
современного состояния
2.2 Общая характеристика
современного состояния машиностроения
в России………………………………………………………………
3. Перспективы
развития машиностроения в
3.1 Основные
направления развития
экономике………………………………………………………
3.2 Основные
направления государственной политики в
отрасли машиностроения в России……………………………………………..………..
Заключение………………….............
Список использованных источников…………………………………..……29
Приложение 1…………………………........
Приложение 2……………………………………...…
Приложение 3……………………………...…………
Введение
«Современное машиностроение
в мировой экономике» - одна из важных
и актуальных тем на сегодняшний день.
Актуальность темы
исследования обусловливается следующими
обстоятельствами.
Во-первых, развитие машиностроения, как общемировое явление в экономике и политике, набирает высокие темпы развития и самоутверждения.
Во-вторых, вызывает все большие противоречия и обострения социально-политической обстановки в странах с различными типами политического и социально-экономического устройства.
В-третьих, машиностроительная отрасль постепенно оживает, промышленные предприятия, некогда пришедшие в упадок, набирают обороты. Однако процесс этот именно в сфере машиностроения идет непросто. Производственные мощности большинства крупных предприятий изношены более чем на 80%, а инвесторы сегодня неохотно рассматривают машиностроительную отрасль в качестве перспективного вида бизнеса.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Клинов В., Спиридонов И.А.. Барсков А., Гаврилов А. и др.
Таким образом, актуальность темы исследования
не вызывает сомнений.
Актуальность данного исследования
определила цель и задачи.
Цель работы –
выявить современное состояние развития
машиностроения и обосновать перспективы
развития машиностроения в мировой экономике.
Для достижения
цели необходимо решить
1. Раскрыть понятие
и охарактеризовать сущность и структуру
машиностроения как отрасли мировой экономики;
2. Систематизировать
факторы и условия
3. Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов машиностроения в России;
4. Обосновать основные направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Объект исследования – машиностроение как отрасль мировой экономики.
Предмет курсовой работы – тенденции, факторы и перспективы развития машиностроения как отрасли мировой экономики.
Информационная база курсовой работы включает статистические материалы, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам машиностроения: Клинов В., Спиридонов И.А.. Барсков А., Гаврилов А. и др. Статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
1 Теоретические аспекты исследования машиностроения как отрасли мировой экономики
1.1 Понятие и сущность машиностроения
Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны, и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. [1]
Появление понятия "машиностроение" в своем начальном развитии, как направление человеческой деятельности, связано с энергетическими революциями. Переход от энергии животных и природных энергий (ветра и воды) к энергии паровых машин, работающих от сжигания углеводородных топлив, создал условия перехода от кустарного производства к промышленному - появлению первых фабрик и заводов. Невозможность значительного отрыва производства от источников энергии привела к образованию первых промышленных центров. Появление электроэнергетики - генераторов электроэнергии и электродвигателей - дало дальнейший толчок к промышленному развитию. Все это привело к созданию целостной среды экономического развития и среды обитания человека - индустриального общества. 1
Наивысшего развития индустриальное общество достигло к середине XX столетия, породив все преимущества и противоречия современной цивилизации. Машиностроение было основой индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Понятие "великой" державы было связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким. Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии.
Образовалась воспроизводящая цепочка: фундаментальная наука - прикладная наука - разработка технологии - проектирование и производство современного промышленного продукта.
В настоящее время машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.
1.2 Роль, значение и структура машиностроения
Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности (на примере России).
Современное машиностроение базируется на наукоемких технологиях. Таким образом, в конце XX столетия была продемонстрирована зависимость машиностроительных производств не только от развития энергетики, но в значительной мере и от развития наукоемких технологий. Появление таких продуктов электронного машиностроения, как современные электронные компьютерные компоненты, привело к широкому их внедрению в производство нового поколения технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоординатных машин и роботов. Ключевой тенденцией при создании современных машин стал перенос функциональной нагрузки с механических узлов к интеллектуальным (электронным, компьютерным) компонентам. Информатизация и компьютеризация производства сопровождаются информатизацией общества, всех сторон его жизни и трудовой деятельности на базе телекоммуникации и информационных компьютерных сетей (Интернет), факсимильных аппаратов, почты, сотовой и космической связи.
Таким образом, современное машиностроение и связанные с ним наукоемкие технические системы, а также информатизация общества составили целостную принципиально новую среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт.
С конца XIX века на протяжении почти 100 лет складывалась традиционная структура мирового машиностроения, включающая три главных «подотрасли» с примерно одинаковой долей в общей стоимости продукции (около одной трети):
а) общее машиностроение — производящее производственное (промышленное и сельскохозяйственное) оборудование всех видов и назначения;
б) транспортное машиностроение — производящее все виды наземных, воздушных и водных транспортных средств;
в) электротехническая промышленность — выпускающая продукцию для производства электроэнергии, ее передачи потребителю и преобразования в другие виды энергии.
Такая структура мирового машиностроения сохраняется до сих пор.
Машиностроение включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность. При этом для каждой подотрасли машиностроения образовательными профессиональными учреждениями должны быть 2подготовлены специалисты от квалифицированного рабочего до руководителя предприятия. [2].
В объеме выпуска машиностроительной продукции России 27,4% приходится на автомобилестроение, 12,3% - на электротехнику и приборостроение, 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4% - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1% - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9% - на станкоинструментальную промышленность, 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли. [2]
В структуре
промышленного производства страны
удельный вес машиностроения составляет
около 20% (второе место, после топливно-
2 Анализ современных процессов развития машиностроения в мировой экономике
2.1 Общая
характеристика современного
Во второй половине XX века, особенно с начала 80-х годов, в экономически развитых странах Запада, в первую очередь в США и Западной Европе, а немногим позже — в Японии, в машиностроении начинают происходить весьма существенные структурные изменения. Основные структурные изменения в машиностроении происходили в следующих направлениях: во-первых, в транспортном машиностроении резко возросла роль автомобилестроения и авиастроения; во-вторых, в обособленную самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическое машиностроение, пока еще структурно находящееся в составе авиастроения; в-третьих, из электротехнического машиностроения выделяется и практически превращается в самостоятельную отрасль электронная промышленность, основной поставщик потребительской продукции для «информационного общества».
Приоритетная роль электронной, автомобильной и авиационной отраслей объясняется высокой стоимостью выпускаемой продукции на фоне массового устойчивого спроса на выпускаемые изделия (и услуги по их обслуживанию) в постиндустриальном обществе, где ценность машиностроительной продукции во многом определяется ее способностью удовлетворять прежде всего интеллектуальные (духовные) запросы отдельного человека и общества в целом.
Как справедливо заметил в свое время основатель корпорации Sony Акио Морито, «электронная промышленность обладает уникальным преимуществом: благодаря технологическому прогрессу мы можем создавать совершенно новые вещи — это невозможно ни для автомобилестроителей, 3ни для самолетостроителей. Мы можем производить вещи, которых не было раньше, и показать людям, как эти вещи могут обогатить их жизнь» [3].
Здесь также уместно вспомнить и популярные рекламные слоганы известных электронных компаний, которые подчеркивают нацеленность в будущее, на творчество, на новые возможности, на жизненный «позитив» и т. п.:PANASONIC: IDEAS FOR LIFE; TOSHIBA: IN TOUCH WITH TOMORROW; NOKIA: CONNECTING PEOPLE.
Отрасли современного машиностроения можно сгруппировать по следующим признакам:
Информация о работе Современное машиностроение в мировой экономике