Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель работы – выявить современное состояние развития машиностроения и обосновать перспективы развития машиностроения в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру машиностроения как отрасли мировой экономики; 2. Систематизировать факторы и условия функционирования и развития машиностроения на уровне национальной экономики; 3. Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов машиностроения в России; 4. Обосновать основные направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Введение……………...……………………………………………………….......3
1 Теоретические аспекты исследования машиностроения как отрасли мировой экономики
1.1 Понятие и сущность машиностроения……..…………………………5
1.2 Роль, значение и структура машиностроения…………… …………7
2 Анализ современных процессов развития машиностроения в мировой экономике
2.1 Общая характеристика современного состояния машиностроения на примере экономически развитых странах……………...........................………10
2.2 Общая характеристика современного состояния машиностроения в России……………………………………………………………………….……15
3. Перспективы развития машиностроения в мировой экономике
3.1 Основные направления развития машиностроения в мировой
экономике…………………………………………………………………….…..20
3.2 Основные направления государственной политики в отрасли машиностроения в России……………………………………………..………..24
Заключение………………….................……………………………..…………27
Список использованных источников…………………………………..……29
3.1 Основные направления развития машиностроения в мировой экономике
Интенсификация процесса технического перевооружения машиностроения индустриально развитых стран, существенное повышение уровня его автоматизации, широкомасштабное распространение новейших форм организации и управления производством, интенсификация использования техники и технологии получат свое развитие и в первое десятилетие XXI века.
Автоматизация
в той или иной мере будет
охватывать все существующие
типы производства в
Суммарный
парк металлообрабатывающего
К 2015 г.
на долю машиностроительного
комплекса США придется около
40–50% общей суммы ежегодных валовых
капиталовложений в
В прогнозном
периоде можно ожидать
Фактором, несколько
сдерживающим дальнейшее
Среди машиностроительных
отраслей в центре современной
государственной промышленной
В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии – 25% (на электротехнику), в Германии – 47 и 29%, во Франции – 50 и 43%, в Великобритании – 45 и 40%, в Италии – 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков.13 .[12]
В странах
ЕС суммарная доля
В Японии
объем производства
Для международной
торговли машинно-техническими
3.2 Основные направления государственной политики в отрасли машиностроения в России
Правительству России в ближайшие сроки необходимо принять меры по исправлению негативных явлений, сложившихся в отечественной промышленности в последние десятилетия, таких как:
- критический моральный и физический износ основных фондов предприятий и, в первую очередь, технологического оборудования (в машиностроении – до 85%) и, как следствие, обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (т.н. «спазм ликвидности»);
- утрата кредитной и инвестиционной привлекательности большинства промышленных предприятий;
- отсутствие
собственных финансовых
- отток квалифицированных
специалистов из сферы
- утрата ряда
сегментов внутреннего и
Промышленная политика России должна основываться на следующих основных положениях:[13]14
- приведение
в соответствие с критериями
рыночной экономики, с учётом
опыта развитых стран,
- создание правовых
и общественно-политических
- внедрение
новых образовательных
- создание условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства и услуг для эффективного функционирования единого промышленного комплекса.15
В России имеются все условия для развития промышленного производства:[14]16собственной сырьевой базы; развитой сети транспортных и энергетических коммуникаций; высокого потенциала фундаментальной и прикладной науки; запасов интеллектуальной собственности; необходимого образовательного уровня населения.
Для России в качестве долгосрочных целей развития сектора машиностроения (на период до 2025 года) можно выделить следующие:
Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли должно быть достижение к 2015 году следующих целей:17
Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, связь, жилищное строительство. Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей приведена в таблице 3 (Приложение 3)19. [16]20
В то же время
высокий рост инвестиций позволит поднять
конкурентоспособность
Заключение
При выполнении курсовой работы выявлено современное состояние развития машиностроения и обоснованы перспективы развития машиностроения в мировой экономике.
Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроения определяется инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.
Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудование в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.
В условиях спада
производства в отраслях машиностроения
целесообразно ограничить закупки
за рубежом техники, аналоги которой
выпускаются или могут
Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне.
Список использованных источников
Информация о работе Современное машиностроение в мировой экономике