Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:16, контрольная работа
К концу XX в. лес перестал рассматриваться только как источник ресурсов, товаров и услуг для индустриального развития человечества. Дальнейшее развитие лесного хозяйства встречает непреодолимые трудности. Мир тех времен, когда в разных странах лес видели только как сырьевой ресурс или как место обитания охраняемых законом видов животных и растений, ушел в прошлое. Для современности характерно системное рассмотрение проблемы леса.
Классическое лесное хозяйство развивалось, не выходя за рамки представления о лесе как об источнике ресурсов и товаров для потребления.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие лесное хозяйство…………………………………………………..4
2. Развитие лесного комплекса……………………………………….………8
3. Цели, задачи и основные направления. Стратегии развития лесного комплекса………………………………………………………………….…..11
Заключение……………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………..………15
Как видно из представленных данных объемы заготовки древесины, производства пиломатериалов, древесно-стружечных плит, целлюлозы, бумаги и картона в 2007 г. ниже уровня 1990 г.
Деятельность лесного хозяйства в последние годы характеризовалась следующими показателями выполнения работ по лесовосстановлению (табл. 2).
ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ
(тыс. га)
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Вырублено лесов (сплошные рубки) |
708,9 |
721,2 |
757,5 |
755,1 |
757, |
Лесовосстановительные работы |
834,1 |
796,7 |
812,2 |
877,3 |
872,0 |
Мировой лесной сектор за рассматриваемый период развивался более высокими темпами (табл. 3).
ОБЪЕМЫ МИРОВОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ЗА 1990 - 2007 ГГ. (БЕЗ УЧЕТА РОССИИ)
Показатели |
1990 |
1998 |
2005 |
2007 |
2007 в % к 1990 |
Заготовка древесины, млн. куб. м |
3147,2 |
3129,2 |
3316,2
|
3400,0 |
108,0 |
Пиломатериалы, млн. куб. м |
430,7 |
358,0 |
406,0 |
410,0 |
95,2 |
Фанера, млн. куб. м |
46,2 |
49,0 |
66,4 |
74,1 |
160,8 |
Древесно-стружечные плиты, млн. куб. м |
44,8 |
70,9 |
95,7 |
106,3 |
237,3 |
Древесно-волокнистые плиты, млн. куб. м |
18,7 |
27,1 |
55,6 |
67,5 |
361,0 |
Бумага и картон, млн. т |
230,0 |
298,1 |
347,1 |
365,1 |
158,2 |
За период 1990 - 2007 гг. в мире наиболее высокими темпами развивались производства по химико-механической и химической переработке древесины, в то время как в Российской Федерации по причине недостатка собственных мощностей по глубокой переработке древесины объем производства бумаги и картона находится на уровне 1980 г.
3. Цели, задачи и основные направления. Стратегии развития лесного комплекса
Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (протоколы совещаний у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 5 декабря 2007 г. N ВЗ-П9-29пр и от 27 декабря 2007 г. N ВЗ-П9-41пр, протокол заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, г. Сыктывкар от 29 января 2008 г. N 1).
Основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации включают в себя:
- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
- удовлетворение потребностей
внутреннего рынка в
снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);
- повышение вклада
лесного комплекса в социально-
- обеспечение экологической
безопасности и стабильного
Вышеуказанные цели сформулированы в соответствии с инновационным сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного комплекса.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;
- совершенствование лесного
законодательства Российской
- совершенствование системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;
- совершенствование
- обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов;
- обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
- развитие рыночных
экономических механизмов
- развитие материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, непереданных в аренду;
- совершенствование и
развитие государственного
- научно-инновационное
развитие и кадровое
- повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья;
- совершенствование структуры
и рост объемов
- увеличение доли лесобумажной
продукции Российской
- увеличение выпуска
продукции с высокой
- развитие инфраструктуры
в регионах реализации
- снижение энергоемкости
производства и развитие
- оптимизация экологической нагрузки на окружающую среду.
Приоритетными направлениями развития лесного комплекса в период до 2020 г. являются:
- развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины;
- организация рационального,
многоцелевого, непрерывного и
неистощительного
Заключение
В современном мире, начиная с Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., на первое место в лесной политике развитых стран вышла экологическая и социальная значимость лесов и лишь после этого - их экономическая значимость.
Социальная значимость леса в современном мире заключается в активном воздействии леса на формирование социальной среды, благоприятной для существования и деятельности человеческого общества. Лес поддерживает воздушную и водную среды в состоянии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям нормальной, здоровой жизни людей. Он повышает качество воздуха, так как снижает численность и/или активность патогенных для человека микробов. Лес снижает уровень индустриальных шумов и т.д. Лес также создает благоприятные условия для духовного и физического развития народов, является ключевым элементом природной среды во многих странах, участвует в природных ландшафтах, играющих высокую духовную и образовательную роль.
Экономическая значимость
леса заключается в формировании
экономической среды, благоприятной
для существования и
Государство должно иметь точную и исчерпывающую информацию о наличии и использовании всех видов лесных ресурсов (древесных и недревесных, рыночных и не рыночных), включая их переработку и расходование продуктов их переработки, поскольку все они извлекаются из собственности государства.
Главным
условием, как показывает исторический
опыт России и других стран,
является наличие
Список использованной литературы
1. Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года, пр. Минпромторга России и Минсельхоза России от «30» октября 2008г. № 248/482
2. Лесное хозяйство России, от пользования – к управлению Москва Юриспруденция 2004 Страхов В.В., Писаренко А.И.
3. Бейлин И.Г.Очерки по истории лесных обществ дореволюционной России // М., Гослесбумиздат, 1962, 157с.
4. Глушков
Н.Н. Лесное хозяйство в
5. Карпачевский М.Л. Хозяева российского леса // М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001. 115с.
6. Гусев Н.Н.
История лесоустройства
7. Орлов М.М. Очерки лесоустройства в его современной практике// М.-Л., Новая деревня, 1924,364с.
8.Филипчук А.Н., Архипов В.И. О реформе лесоучетных работ // Лесохозяйственная информация изд. ВНИИЛМ, 2003, №2, с. 11-16.
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития лесного хозяйства