Современное состояние и перспективы развития лесного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

К концу XX в. лес перестал рассматриваться только как источник ресурсов, товаров и услуг для индустриального развития человечества. Дальнейшее развитие лесного хозяйства встречает непреодолимые трудности. Мир тех времен, когда в разных странах лес видели только как сырьевой ресурс или как место обитания охраняемых законом видов животных и растений, ушел в прошлое. Для современности характерно системное рассмотрение проблемы леса.
Классическое лесное хозяйство развивалось, не выходя за рамки представления о лесе как об источнике ресурсов и товаров для потребления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие лесное хозяйство…………………………………………………..4
2. Развитие лесного комплекса……………………………………….………8
3. Цели, задачи и основные направления. Стратегии развития лесного комплекса………………………………………………………………….…..11
Заключение……………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………..………15

Файлы: 1 файл

К.Р..doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из представленных данных объемы заготовки древесины, производства пиломатериалов, древесно-стружечных плит, целлюлозы, бумаги и картона в 2007 г. ниже уровня 1990 г.

Деятельность лесного  хозяйства в последние годы характеризовалась  следующими показателями выполнения работ по лесовосстановлению (табл. 2).

                                                                                                          Таблица 2

ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ РАБОТ  ПО ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ

(тыс. га)

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Вырублено лесов (сплошные рубки)

708,9

721,2

757,5

755,1

757,

Лесовосстановительные работы

834,1

796,7

812,2

877,3

872,0


 

Мировой лесной сектор за рассматриваемый период развивался более высокими темпами (табл. 3).

                                                                                                             Таблица 3

ОБЪЕМЫ МИРОВОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО  ПРОИЗВОДСТВА

ЗА 1990 - 2007 ГГ. (БЕЗ УЧЕТА  РОССИИ)

Показатели

1990

1998

2005

2007

2007

в % к  1990

Заготовка древесины,

млн. куб. м

3147,2

3129,2

3316,2

 

3400,0

108,0

Пиломатериалы, млн. куб. м

430,7

358,0

406,0

410,0

95,2

Фанера, млн. куб. м

46,2

49,0

66,4

74,1

160,8

Древесно-стружечные плиты, млн. куб. м

44,8

70,9

95,7

106,3

237,3

Древесно-волокнистые  плиты, млн. куб. м

18,7

27,1

55,6

67,5

361,0

Бумага и картон, млн. т

230,0

298,1

347,1

365,1

158,2


 

За период 1990 - 2007 гг. в  мире наиболее высокими темпами развивались  производства по химико-механической и химической переработке древесины, в то время как в Российской Федерации по причине недостатка собственных мощностей по глубокой переработке древесины объем производства бумаги и картона находится на уровне 1980 г.

 

 

 

3. Цели, задачи и основные направления. Стратегии развития лесного комплекса

 

Стратегия развития лесного  комплекса Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (протоколы совещаний у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 5 декабря 2007 г. N ВЗ-П9-29пр и от 27 декабря 2007 г. N ВЗ-П9-41пр, протокол заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, г. Сыктывкар от 29 января 2008 г. N 1).

Основные цели стратегического  развития лесного комплекса Российской Федерации включают в себя:

- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;

- удовлетворение потребностей  внутреннего рынка в высококачественной  и конкурентоспособной лесобумажной  продукции отечественного производства;

снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);

- повышение вклада  лесного комплекса в социально-экономическое  развитие регионов страны;

- обеспечение экологической  безопасности и стабильного удовлетворения  общественных потребностей в  ресурсах и услугах леса.

Вышеуказанные цели сформулированы в соответствии с инновационным  сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного  комплекса.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие  задачи:

совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;

- совершенствование лесного  законодательства Российской Федерации  и субъектов, как основы нормативной  базы лесной политики;

- совершенствование системы  лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

- совершенствование информационного  обеспечения планирования и управления  лесами, методов инвентаризации  и мониторинга лесов;

- обеспечение интенсификации  и эффективного использования  лесов;

- обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;

- развитие рыночных  экономических механизмов использования,  охраны, защиты и воспроизводства  лесов;

- развитие материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, непереданных в аренду;

- совершенствование и  развитие государственного лесного  контроля и надзора;

- научно-инновационное  развитие и кадровое обеспечение  лесного хозяйства и лесной  промышленности;

- повышение уровня  глубокой химической, механической  и энергетической переработки  древесного сырья;

- совершенствование структуры  и рост объемов лесопромышленного  производства;

- увеличение доли лесобумажной  продукции Российской Федерации  на экспортных рынках;

- увеличение выпуска  продукции с высокой добавленной  стоимостью и рост на этой  основе дохода на 1 куб. м заготовленной  древесины;

- развитие инфраструктуры  в регионах реализации приоритетных  инвестиционных проектов и освоения  новых лесных массивов;

- снижение энергоемкости  производства и развитие производства  биотоплива;

- оптимизация экологической  нагрузки на окружающую среду.

Приоритетными направлениями  развития лесного комплекса в  период до 2020 г. являются:

- развитие мощностей  по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины;

- организация рационального,  многоцелевого, непрерывного и  неистощительного использования  лесов.

 

 

    Заключение

 

В современном мире, начиная  с Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., на первое место в лесной политике развитых стран вышла экологическая и социальная значимость лесов и лишь после этого - их экономическая значимость.

      Социальная  значимость леса в современном  мире заключается в активном  воздействии леса на формирование социальной среды, благоприятной для существования и деятельности человеческого общества. Лес поддерживает воздушную и водную среды в состоянии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям нормальной, здоровой жизни людей. Он повышает качество воздуха, так как снижает численность и/или активность патогенных для человека микробов. Лес снижает уровень индустриальных шумов и т.д. Лес также создает благоприятные условия для духовного и физического развития народов, является ключевым элементом природной среды во многих странах, участвует в природных ландшафтах, играющих высокую духовную и образовательную роль.

Экономическая значимость леса заключается в формировании экономической среды, благоприятной  для существования и деятельности человеческого общества. Лес обеспечивает возможность трудиться, гарантируя долговременную, а также сезонную прямую занятость около 300 млн людей нашей планеты в сфере лесного хозяйства, лесозаготовительной и деревоперерабатывающей промышленности

Государство должно иметь точную и исчерпывающую информацию о наличии и использовании всех видов лесных ресурсов (древесных и недревесных, рыночных и не рыночных), включая их переработку и расходование продуктов их переработки, поскольку все они извлекаются из собственности государства.

      Главным  условием, как показывает исторический  опыт России и других стран,  является наличие специализированного  федерального органа управления  лесным хозяйством. Его генеральная  задача - организовать лесоустройство, охрану и защиту лесов, воспроизводство лесов и пользование лесом. В этом суть лесного хозяйства. Это не противоречит возможностям развития рыночной экономики, в которой государство в лице правительства справедливо получает свою долю дохода - лесную ренту - на правах законного собственника.

     

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Стратегия развития  лесного комплекса РФ на период до 2020 года, пр. Минпромторга России и Минсельхоза России от «30» октября 2008г. № 248/482

2. Лесное хозяйство России, от пользования – к управлению Москва  Юриспруденция 2004 Страхов В.В., Писаренко А.И.

3. Бейлин И.Г.Очерки  по истории лесных обществ  дореволюционной России // М., Гослесбумиздат, 1962, 157с. 

4. Глушков  Н.Н. Лесное хозяйство в Пермском  нераздельном имении графа Сергея  Александровича Строганова//Лесной журнал, вып. 9-10, 1906г.

5. Карпачевский М.Л. Хозяева российского леса // М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001. 115с.

6. Гусев Н.Н.  История лесоустройства российского  // М.: Центрлеспроект, 1998. 327с.

7. Орлов М.М. Очерки лесоустройства в его современной практике// М.-Л., Новая деревня, 1924,364с.

8.Филипчук А.Н., Архипов В.И. О реформе лесоучетных работ // Лесохозяйственная информация изд. ВНИИЛМ, 2003, №2, с. 11-16.




Информация о работе Современное состояние и перспективы развития лесного хозяйства