Современное состояние и перспективы развития занятости населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не дости­гая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Занятость как экономическая категория
1.1. Экономическая природа занятости 4
Глава 2. Анализ основных тенденций формирования,
распределения и использования трудовых ресурсов в регионах РФ
2.1. Движение рабочей силы в народном хозяйстве России 8
2.2. Проблемы изучения и формирования рынка
рабочей силы в РФ 10
2.3. Динамика и структура безработицы в России, темпы
прироста числа официально зарегистрированных
безработных в России 19
2.4. Распределение регионов РФ по соотношению между
спросом и предложением на рынке труда 27
Глава 3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ
Заключение 35
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по нац экономике переделаная.docx

— 67.49 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, в  обсуждаемых сегодня программах  выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

 Уровень безработицы,  достигнутый в 1995-1996 годах, говорит  за то, что кризис занятости  будет продолжаться по меньшей  мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

 

 

2.4. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда

 Рынок труда, как  и любой товарный рынок, основан  на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение- наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному так и качественному составу. Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде всего мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных сил. Для нашей страны в силу большой оседлости население, вызванной национальными особенностями, характерно развитие региональных рынков труда, что может негативно сказываться на соотношении между спросом и предложением в отдельных регионах страны. С целью выравнивания положения между различными региональными рынками труда, обеспечение социальной защищенности трудящихся, проживающих в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, на местных уровнях разрабатываются государственные программы занятости. Кроме того государство предусматривает меры финансово- кредитной, инвестиционной и налоговой политики, поощрения создания малых предприятий и применение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.

 Начнем анализ механизма  рынка труда с классической  концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под классической теорией в немарксистской экономической литературе подразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов , базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу, Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке теории общего экономического равновесия.

 Неоклассическая теория  занятости предполагает построение  функции совокупного спроса на  труд и совокупного предложения  труда, применимых к условиям  совершенной конкуренции. Эти  сложные функции получаются путем  агрегирования функций спроса  отдельно взятых предпринимателей  и функции предложения отдельных  работников. Субъектами на рынке  труда выступать бизнес и государство,  а субъектами предложения- домашние  хозяйства.

 Конфигурация кривой  и ее отрицательный наклон  показывают, что более низкой заработной плате соответствует больший спрос и наоборот.

 Иначе обстоит дело  с функцией предложения труда.

 Она также зависит  от величины заработной платы,  получаемой за производительные услуги. Как правило (но есть и исключения) продавцы на рынке труда. в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы.

 Совокупное предложения  труда в обществе, по мнению  П. Самэльсона, определяется как минимум четырьмя показателями:

1. Общей численностью населения;

2. Той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей;

3. Средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года;

4. Качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.

 Прежде чем объединить  оба графика- спроса и предложения  труда- рассмотрим еще одно  важное экономическое явление,  характеризующее предложение труда.  Вернее два явления получивших  название эффект замещения и эффект дохода

 Эти эффекты проявляются  тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразятся на предложении  труда определенной группы трудящихся  или индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти. Однако есть влияние эффекта дохода и эффект замещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ

 Переход от централизованно-плановой  системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости и механизма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.

 Общество, формирующее  в экономике рыночные отношения,  признает безработицу в качестве  спутника этой системы. В этих  условиях содержание полной занятости  сводится не к максимальному  вовлечению трудоспособного населения в сферу общественного производства, а к определенным принципам обеспечения занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику либо как предпринимателю.

 Система регулирования  занятости посредством корректировки  механизмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обес­печить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической базы, то есть связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

 Регулирующая функция  государства состоит в том,  чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

 Исходным пунктом правительственной  стратегии занятости должен стать  принцип предотвращения безработицы,  а не принцип борьбы с безра­ботицей.

 Концепция государственной  политики занятости должна базироваться  на критериях экономической эффективности  и социальной справедливости, ориентация  на который призвана решать  задачи содействия занятости  и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда.

 Функция регулирования  занятости, будучи частью формирующейся  системы регулирования социально-экономическими  процессами в обществе, объективно  требует комплексного подхода  при разработке и реализации  мер по созданию условий, обеспечивающих  согласованное движение рабочей  силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказались Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Министерство образования. По моему мнению, состав центральных органов исполнительной власти, призванных взаимодействовать при разработке и реализации государс­твенной политики занятости, целесообразно расширить за счет привлечения Госкомитета РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование распределения выпускников образовательных учреждений и вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости пенсионеров и инвалидов), Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной политике (конверсия), Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка малых предприятий, регулирование условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о рабочих местах), Министерства обороны (сокращение численности военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной формой взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной власти, по моему мнению, может стать Межправительственный консультативный совет, который необходимо создать при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости (с включением в него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и возглавить который должен заместитель министра, ответственный за социальную политику.

 Разработка и реализация  политики занятости населения  во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого представляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута при условии раз­работки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.

 Экономический механизм  включает в себя:

 прогнозирование предложения  рабочей силы и спроса на  нее; финансирование мероприятий по обеспечению занятости и функционированию рынка труда. Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее воздействие на рынок труда - как на предложение рабочей силы, так и на ее спрос.

 Основная тяжесть в  реализации политики занятости  ложится на республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюд­жетные и внебюджетные) должны быть в их руках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Исходя из вышеизложенного,  очевидно, что проблема безработицы  является ключевым вопросом в  рыночной экономике, и, не решив  его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

 До недавнего времени  Правительство России не обращало  должного внимания на данную  проблему, что вызывало достаточно  справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

 Будем надеяться, что  данный нормативный акт не  станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 1. В.И. Ведяпин, "Общая экономическая теория" Москва, 1995 г. ,

  2. А.А. Никифорова, "Рынок труда: занятость и безработица " Москва, 1991 г.

3. С. Смирнов, Н. Исаев - "Социальная плитка: новый курс " - Вопросы экономики №2/ 1999 г.

  4. Г. Лещинская, Ю. Палеев - " Проблемы занятости в Москве " - Экономист №12/1997 г.

 5. Дж. Браччи - "Новые формы занятости, информационные технологии " - Вопросы экономики №2/1998 г.

 6. В. Кабалина, 3. Рыжикова - "Неполная занятость в России " - Вопросы экономики №2/1998 г.

7. Т. Четвернина, Л. Лакушина - "Напряжённость на российском рынке труда и механизм её преодоления " - Вопросы экономики №2/1999 г.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития занятости населения в России