Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Введение 3
Глава 1. Занятость как экономическая категория
1.1. Экономическая природа занятости 4
Глава 2. Анализ основных тенденций формирования,
распределения и использования трудовых ресурсов в регионах РФ
2.1. Движение рабочей силы в народном хозяйстве России 8
2.2. Проблемы изучения и формирования рынка
рабочей силы в РФ 10
2.3. Динамика и структура безработицы в России, темпы
прироста числа официально зарегистрированных
безработных в России 19
2.4. Распределение регионов РФ по соотношению между
спросом и предложением на рынке труда 27
Глава 3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ
Заключение 35
Список использованных источников
Таким образом, в
обсуждаемых сегодня
Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.
2.4. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда
Рынок труда, как
и любой товарный рынок,
Начнем анализ механизма рынка труда с классической концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под классической теорией в немарксистской экономической литературе подразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов , базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу, Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке теории общего экономического равновесия.
Неоклассическая теория
занятости предполагает
Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует больший спрос и наоборот.
Иначе обстоит дело с функцией предложения труда.
Она также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (но есть и исключения) продавцы на рынке труда. в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы.
Совокупное предложения труда в обществе, по мнению П. Самэльсона, определяется как минимум четырьмя показателями:
1. Общей численностью населения;
2. Той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей;
3. Средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года;
4. Качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.
Прежде чем объединить
оба графика- спроса и
Эти эффекты проявляются
тогда, когда мы пожелаем
Глава 3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ
Переход от централизованно-
Общество, формирующее
в экономике рыночные
Система регулирования
занятости посредством
Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.
Исходным пунктом
Концепция государственной
политики занятости должна
Функция регулирования
занятости, будучи частью
Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого представляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута при условии разработки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.
Экономический механизм включает в себя:
прогнозирование предложения рабочей силы и спроса на нее; финансирование мероприятий по обеспечению занятости и функционированию рынка труда. Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее воздействие на рынок труда - как на предложение рабочей силы, так и на ее спрос.
Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюджетные и внебюджетные) должны быть в их руках.
Заключение
Исходя из вышеизложенного,
очевидно, что проблема безработицы
является ключевым вопросом в
рыночной экономике, и, не
До недавнего времени
Правительство России не
Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.
Список использованных источников
1. В.И. Ведяпин, "Общая экономическая теория" Москва, 1995 г. ,
2. А.А. Никифорова, "Рынок труда: занятость и безработица " Москва, 1991 г.
3. С. Смирнов, Н. Исаев - "Социальная плитка: новый курс " - Вопросы экономики №2/ 1999 г.
4. Г. Лещинская, Ю. Палеев - " Проблемы занятости в Москве " - Экономист №12/1997 г.
5. Дж. Браччи - "Новые формы занятости, информационные технологии " - Вопросы экономики №2/1998 г.
6. В. Кабалина, 3. Рыжикова - "Неполная занятость в России " - Вопросы экономики №2/1998 г.
7. Т. Четвернина, Л. Лакушина - "Напряжённость на российском рынке труда и механизм её преодоления " - Вопросы экономики №2/1999 г.
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития занятости населения в России