Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:09, контрольная работа
Существует очень много точек зрения относительно истории возникновения данного правового института. Несомненным является тот факт, что лизинг считается одним из видов арендных отношений, имеющих древнюю историю.
Так, общеизвестно, что еще в древнем государстве Шумер заключались сделки, которые с определенной долей условности можно назвать прообразом лизинговых договоров. Обнаруженные в 1984 г. глиняные таблички в шумерском городе Ур содержат сведения об аренде земли, водных источников, сельскохозяйственных орудий, животных, рассказывают о храмовых священниках, заключавших договоры с фермерами, схожие по содержанию с современными договорами лизинга.
1 Понятие лизинга и его виды……………………………………………..3
2 Современное состояние лизинга в РФ…………………………………..9
3 Перспективы развития лизинга в РФ…………………………………...14
Список использованных источников…………………………………….......16
Причина спроса на финансирование довольно проста - в условиях увеличивающейся конкуренции эффективно работать под силу далеко не всем компаниям. Российский рынок лизинга переходит на очередной качественный уровень, смещаясь от «рынка продавца» в сторону «рынка покупателя». В текущем году рынок вплотную подошел к работе по принципу «Не улучшил условия - значит, проиграл».2
По оценке Российской ассоциации лизинговых компаний, суммарный объем лизинговых сделок, заключенных в 2010 г. в стране, составил 12,8 млрд долл. По итогам 2009 г. Россия вошла в число десяти крупнейших стран мира по объему рынка лизинга, опередив Швейцарию (6,86 млрд долл.) и Австралию (7,58 млрд долл.).
Уже сейчас российский рынок лизинга - один из крупнейших в мире среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. И этот рынок в России демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост. В течение последних пяти лет прирост российского рынка лизинга составлял от 40 до 70% ежегодно, тогда как средний рост мирового рынка с 1994 по 2004 г. составлял 5,5% в год. За эти 10 лет мировой рынок лизинга вырос на 70%. Российский же рынок только за б лет, с 2000 по 2010 г., вырос более чем в десять раз, с 1,2 млрд до 12,8 млрд долл. (таблица 4)
Таблица 4. Объемы и темпы роста российского рынка лизинга
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2009 г. |
2010 | ||
Объемы рынка, млрд долл. |
1,4 |
0,4 |
1,2 |
1,7 |
2,5 |
3,9 |
6,4 |
9 |
12,8 |
|
Прирост к предыдущему году |
н/д |
спад в 3,5 раза |
200 % |
42 % |
47 % |
56 % |
64 % |
41 % |
42,2 % |
|
Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга станет главной движущей силой роста этого рынка. Однако в настоящий момент еще нельзя утверждать, что иностранные инвесторы и зарубежные компании ориентируются в ситуации на российском рынке лизинга.
До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России довольно сдержанно: лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили».
Недостатки отечественного лизингового рынка, заключающиеся в отсутствии на нем регулирующих органов, превращаются в достоинства для иностранных инвесторов: барьеры входа на рынок практически отсутствуют. «Пожалуй, единственным барьером на сегодня является невысокая ликвидность лизингового имущества. Многие компании, в том числе и зарубежные, приходят в первую очередь на рынки с наивысшей ликвидностью: транспортные средства, а также строительное оборудование в условиях строительного бума».3
III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РФ
Обобщая выше изложенный материал можно утверждать, что в каждом сегменте рынка в настоящее время сформировались лидеры, которые теснят конкурентов, поэтому небольшие лизингодатели, не нашедшие себе стратегического инвестора, дающего мощную финансовую подпитку, будут обречены на постепенную потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в своем регионе и экспансией в соседние области.
Несмотря на общую благоприятную картину с притоком иностранных инвестиций на рынок лизинга, здесь не обошлось без ложки дегтя. Источником проблем снова стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизинговым компаниям. Проблемы с возмещением НДС оказались столь значительными для компании «Ханса Лизинг», что ее акционерами было принято решение приостановить заключение новых сделок в России. Этот случай с крупнейшей в России лизинговой компанией с иностранным капиталом стал холодным душем для многих зарубежных лизингодателей, готовившихся начать здесь бизнес.
В последние годы отмечается общая активизация государственной промышленной политики: начал работать Инвестиционный фонд, создан Банк развития, реализуются «приоритетные национальные проекты». В конце 2011 года Минпромэнерго было принято решение о создании на базе Объединенной судостроительной корпорации специализированной государственной лизинговой компании для стимулирования сбыта отечественных судов, в капитал которой в 2008 г. было направлено 8 млрд рублей.
В политике многих региональных властей в последние годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.
Обобщая вышесказанное, следует заметить, что невозможно однозначно оценить сложившуюся ситуацию, поскольку в силу действия несовершенных механизмов стимулирования отраслей и регионов с помощью лизинга существует риск торможения развития лизинга в целом. В то же время использование финансового лизинга (как эффективного механизма государственной поддержки) создает большие возможности для развития, как отдельных отраслей промышленности, так и регионов.4
Список использованных источников
1. О финансовой аренде (лизинге): федеральный закон Российской Федерации от 29 окт. 1998 г. N 164-ФЗ (в ред. от 26.07.2010 N 130-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - N 31. -Ст. 3429.
2. Газман В. Д. Финансовый лизинг: учебное пособие для вузов / В. Д. Газман. - М.: ГУ-ВШЭ, 2011. - 391 с. - (Учебники высшей школы экономики).
3. Кашкин В. В. Российский рынок лизинга: тенденции и перспективы / В. В. Кашкин // Деньги и кредит. - 2011. - N 6. - С. 68-72.
4. Романовский Р. Ю. Пути развития российского рынка лизинга / Р. Ю. Романовский // Аудитор. - 2011. - N 4. - С. 49-53.
1 Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М., 1997. - С. 27..
2 Романовский Р.Ю. Пути развития российского рынка лизинга / Р.Ю. Романовский // Аудитор. - №4. - 2011. - С. 49..
3 Кашкин В.В. Прогноз развития российского рынка лизинга / В.В. Кашкин // Банковское дело. - №8. - 2011. - С. 24.
4 Романовский Р.Ю. Пути развития российского рынка лизинга / Р.Ю. Романовский // Аудитор. - №4. - 2008. - С. 51.