Современное состояние системы социальной защиты населения Республики Казахстан
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:13, курсовая работа
Описание работы
1. Введение 2. Современное состояние системы социальной защиты населения Республики Казахстан 3. Основные направления развития системы социальной защиты населения Республики Казахстан 4. Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных рисков 5. Социальная защита в случае потери трудоспособности и потери кормильца 6. Социальная защита в случае потери работы 7. Социальная защита при наступлении старости 8. Социальная защита малообеспеченных граждан 9. Направления совершенствования правового и информационного обеспечения системы социальной защиты 10. Направления совершенствования финансового и институционального обеспечения системы социальной защиты 11. Заключительные положения и этапы реализации Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан
"КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН"
1. Введение
2. Современное
состояние системы социальной
защиты населения Республики
Казахстан
3. Основные
направления развития системы социальной
защиты населения Республики Казахстан
4. Основные
механизмы социальной защиты
при наступлении социальных рисков
5. Социальная
защита в случае потери трудоспособности
и потери кормильца
6. Социальная
защита в случае потери работы
7. Социальная
защита при наступлении старости
8. Социальная
защита малообеспеченных граждан
9. Направления
совершенствования правового и
информационного обеспечения системы
социальной защиты
10. Направления
совершенствования финансового
и институционального обеспечения
системы социальной защиты
11. Заключительные
положения и этапы реализации
Концепции социальной защиты населения
Республики Казахстан
1. Введение
Социальная защита - это система,
призванная обеспечивать определенный
уровень доступа к жизненно необходимым
благам и определенный уровень благосостояния
граждан, которые в силу обстоятельств
(старость, состояние здоровья, потеря
кормильца или работы и иные законные
основания) не могут быть экономически
активными и обеспечивать себя доходами
путем участия в достойно оплачиваемом
труде.
Социальная защита населения
как социальный институт – это совокупность
правовых норм, призванных решать определенные
государственные социальные и экономические
проблемы. Социальной защитой населения
в любом современном государстве является
комплексная система социально-экономических
отношений, которые предназначаются для
оказания всякой помощи нетрудоспособным
или ограниченно трудоспособным группам
населения, а также семьям, доходы трудоспособных
членов которых не обеспечивают общественно
необходимого уровня жизни семьи.
Право граждан Республики Казахстан на
социальную защиту закреплено в Конституции
РК, которая провозгласила, что Республика
Казахстанявляется социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Конкретизация
этого положения содержится в Конституции,
в соответствии с которой каждому гражданину
гарантируется социальное обеспечение
в случае нетрудоспособности, для воспитания
детей и иных случаях, установленных законом Республики
Казахстан .
Международная организация
труда, членом которой является Казахстан,
определяет систему социальной защиты
как комплекс мер, включающий в себя:
предотвращение и компенсацию
части доходов в случае возникновения
основных социальных рисков с помощью
механизмов социального страхования;
предоставление механизмов
социальной помощи, предназначенной для
уязвимых групп населения, не являющихся
участниками системы социального страхования;
доступ граждан к основным правам
и услугам, таким, как образование и медицинская
помощь.
Количественные показатели
системы социальной защиты в значительной
степени определяются уровнем экономического
развития, а степень солидарности между
лицами, участия государственных институтов
и уровень стимулирования находятся во
взаимосвязи с выбранной социально - экономической
моделью.
В силу исторических, культурных,
политических и иных факторов в государствах
одинакового уровня развития существуют
разные степени солидарности в организации
систем социальной защиты и разные степени
участия государственных институтов.
Полная солидарность предполагает
отсутствие взаимосвязи между взносом
и выплатой, когда право на получение зависит
не от взноса, а определяется с момента
наступления рискового случая. Финансовая
нагрузка ложится на всех налогоплательщиков,
а право на получение социальной защиты
имеют все граждане. В такой системе механизмом
перераспределения доходов и единственным
источником финансирования является государственный
бюджет, а в качестве регулятора выступает
государство. Системы, основанные на принципе
полной солидарности, обычно предоставляют
одинаковый, как правило, минимальный,
уровень социальной защиты всем гражданам.
При ограниченной солидарности
право на получение выплат зависит от
взноса человека. Как правило, такая система
финансируется за счет отчислений работников
и работодателей, а право на получение
выплат в зависимости от взноса имеют
только те граждане, которые производили
отчисления (или за которых они производились
работодателем). Такие системы обычно
предоставляют дополнительную защиту
определенной группе населения, например,
работникам формального сектора или конкретного
трудового коллектива.
Кроме того, существуют системы,
в которых солидарность отсутствует (нулевая
солидарность), где каждый гражданин отчисляет
персонифицированные взносы, от которых
напрямую зависят выплаты при наступлении
социальных рисков.
На основе анализа международного
опыта можно сделать вывод, что наиболее
эффективные и комплексные системы социальной
защиты обычно включают в себя следующие
основные элементы: 1) государственные
пособия; 2) обязательное социальное страхование;
3) накопительное пенсионное обеспечение;
4) социальную помощь.
Государственные пособия предназначены
для обеспечения всех граждан гарантированными
выплатами на определенном уровне в случае
наступления обстоятельств, подлежащих
социальной защите.
Обязательное социальное страхование,
финансируемое за счет отчислений работодателей
и работников, предназначено для дополнительной
защиты работников формального сектора,
которая зависит от уровня взносов плательщика.
Накопительное пенсионное обеспечение
предназначено для регулирования процессов
создания пенсионных накоплений каждым
гражданином.
Социальная помощь предназначена
для предоставления дополнительной защиты
отдельным категориям граждан за счет
средств бюджета.
Кроме того, гражданин имеет
право осуществлять добровольное страхование
на случай наступления социальных рисков.
Такая комбинированная система
позволяет сочетать преимущества как
солидарных, так и персонифицированных
систем.
В Казахстане завершается переход
к рыночной экономике. Изменение экономических
отношений требует построения адекватной
системы социальной защиты.
На начальном этапе переходного
периода государство было вынуждено заниматься
текущими вопросами социальной защиты
на фоне инфляции, бюджетного дефицита,
спада производства, увеличения доли неформального
сектора экономики. В результате реформы
в социальной сфере носили фрагментарный
характер, являясь ответной реакцией на
решение текущих проблем, за исключением
внедрения накопительной пенсионной системы
и замены натуральных льгот денежными
выплатами.
Несмотря на проведенные преобразования,
в данный момент система социальной защиты
характеризуется сложностью и недостаточной
системностью законодательства, низкими
стимулами к участию в системе.
Благоприятные изменения в
экономике в последние годы и предпринимаемые
меры по обеспечению устойчивого роста
позволяют перейти к созданию комплексной
системы социальной защиты при наступлении
социальных рисков. В этой связи возникла
необходимость в разработке новой концепции
социальной защиты населения с учетом
приоритетов и возможностей Казахстана
в настоящем и будущем.
В рамках данной Концепции не
рассматриваются вопросы обеспечения
доступности граждан к услугам в сфере
образования и медицинской помощи, поскольку
они определяются другими программными
документами.
Для того чтобы совершенствовать
систему социальной защиты с учетом быстро
меняющейся социально-экономической ситуации
в стране, необходимо определить приоритеты
социальной политики государства на современном
этапе и пути ее реализации на государственном
уровне. Действующая ситуация с неплатежами
связана с серьезными недостатками действующих
систем социального страхования, пенсионного
и социального обеспечения, оплаты труда,
которые приводят к нерациональному использованию
средств, выделяемых на социальную поддержку
граждан страны. Прежде всего, это отсутствие
личной заинтересованности конкретного
человека в защите от социальных и профессиональных
рисков, необоснованность предоставления
некоторых социальных льгот и пособий,
безадресность отдельных видов социальной
помощи, отсутствие увязки заработной
платы с результатами работы, квалификацией
и профессионализмом конкретного работника.
2. Современное состояние
системы социальной защиты населения
Республики Казахстан
Действующая система социальной
защиты характеризуется преобладанием
принципа полной солидарности, высоким
уровнем государственного участия и низкими
стимулами.
На принципе полной солидарности
организовано социальное обеспечение
по инвалидности, по случаю потери кормильца,
социальной защите безработных граждан
и по возрасту. Все физические лица - граждане
Республики Казахстан, иностранцы и лица
без гражданства, постоянно проживающие
на территории Республики Казахстан (далее
- граждане), при наступлении рисковых
случаев получают государственные пособия
на одинаковом уровне вне зависимости
от участия в трудовой деятельности и
взноса, если иное не предусмотрено законами
и международными договорами. Кроме того,
из-за отсутствия экономически обоснованных
нормативов исчисления социальных выплат
и взаимосвязи с системой оплаты труда
потеряна адекватная связь между уровнем
доходов работающего населения и получаемыми
социальными выплатами. В результате часть
работающего населения получает заработную
плату меньшую, чем размеры социальных
пособий даже тех граждан, которые не имели
вклада в систему.
В республике отсутствует система,
основанная на принципе ограниченной
солидарности, то есть не существует системы
дополнительной защиты работающих граждан
при наступлении социальных рисков с зависимостью
выплат от размеров отчислений.
Солидарная пенсионная система
частично учитывает трудовой вклад гражданина.
Накопительная пенсионная система - единственный
вид обеспечения при наступлении старости,
основанный на принципах сбережения без
солидарности между участниками, имеющий
действенные стимулы для участия в системе.
Действующим законодательством
предусмотрено осуществление добровольного
страхования на случай наступления социальных
рисков, которое в силу ряда факторов не
получило пока должного распространения.
Основным источником финансирования
и общим регулятором - системы социальной
защиты является государство. В соответствии
с законодательством отдельным категориям
граждан предоставляется социальная помощь
за счет средств государства. Стимулы
по участию в системе, за исключением накопительной
пенсионной системы, минимальны.
Основными недостатками действующей
системы социальной защиты, препятствующими
ее эффективному функционированию, являются:
несовершенное законодательство
- законодательство, регулирующее социальную
сферу, сформировано в основном по видам
выплат, а не по социальным рискам и основаниям
для выплат;
недостаточная справедливость
и низкие стимулы - отсутствие преимуществ
работников формального сектора экономики,
осуществляющих налоговые отчисления,
перед теми, кто не отчисляет, при реализации
права на получение социальных пособий;
недостаточная прозрачность
- на стадии становления находится система
индивидуальной идентификации для отслеживания
процесса получения социальных выплат.
Сохранение действующей системы
может привести к углублению имеющихся
недостатков, дальнейшему ослаблению
связи между объемом выплат и вкладом
в систему и, как следствие, к увеличению
граждан, избегающих уплаты налогов и
обязательных взносов в накопительную
пенсионную систему.
3. Основные направления
развития системы социальной защиты населения
Республики Казахстан
Общие подходы к реформированию
системы социальной защиты.
Основные направления развития
системы социальной зашиты базируются
на анализе международного опыта и современного
состояния. Предлагается построение такой
системы, которая соответствует рыночным
условиям и способствует формированию
стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой
деятельности с более высоким уровнем
охвата населения при минимальных затратах
на администрирование.
Новая система будет смешанной
и включит в себя элементы как солидарной,
так и персонифицированной систем, как
обязательного, так и добровольного страхования
и предназначена для обеспечения социальной
защиты населения от основных рисков,
с которыми может столкнуться человек
в течение своей жизни.
Основополагающие цели и задачи
новой системы социальной защиты должны
содержать элементы по поддержанию экономического
роста: справедливость в предоставлении
защиты при наступлении рисковых случаев
всем гражданам, эффективное функционирование
и максимально полный охват населения.
Законодательство, регулирующие
социальную сферу, будет сформировано
на основе социальных рисков.
Предлагаемая к реализации
система социальной защиты должна быть:
справедливой - реализация прав
на социальную защиту должна быть легко
доступной для потенциальных получателей.
Гарантированный государством минимальный
объем пособий должен предоставлять равный
уровень выплат при одинаковых социальных
рисках независимо от трудового стажа
и заработка. В то же время дополнительный
уровень зашиты должен зависеть от продолжительности
и размера участия в системе каждого конкретного
человека;
стимулирующей индивидуальную
ответственность каждого гражданина,
а не его зависимость от государства. В
целом, все трудоспособные граждане должны
стремиться быть ответственными за свое
собственное будущее и благосостояние
своих семей;
действенной - пособия должны
обладать адресностью, то есть предоставляться
тем, кто имеет на это право и наиболее
нуждается в них;
эффективной, то есть прозрачной
и хорошо управляемой, низкозатратной
и простой. Основные компоненты системы
должны гибко регулироваться;