Современное состояние системы социальной защиты населения Республики Казахстан
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:13, курсовая работа
Описание работы
1. Введение 2. Современное состояние системы социальной защиты населения Республики Казахстан 3. Основные направления развития системы социальной защиты населения Республики Казахстан 4. Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных рисков 5. Социальная защита в случае потери трудоспособности и потери кормильца 6. Социальная защита в случае потери работы 7. Социальная защита при наступлении старости 8. Социальная защита малообеспеченных граждан 9. Направления совершенствования правового и информационного обеспечения системы социальной защиты 10. Направления совершенствования финансового и институционального обеспечения системы социальной защиты 11. Заключительные положения и этапы реализации Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан
Будут внесены изменения в действующее
пенсионное законодательство в части
исключения функции Государственного
накопительного пенсионного фонда как
"фонда по умолчанию", предоставления
накопительным пенсионным фондам права
самостоятельного инвестирования пенсионных
активов при соблюдении требований, установленных
законодательством.
8. Социальная защита
малообеспеченных граждан
Снижение потенциала бедности
будет достигнуто путем создания новых
рабочих мест и повышения размеров заработной
платы. Адресная государственная социальная
помощь будет предоставляться гражданам
в денежной и натуральной форме, а также
в виде предоставления оплачиваемых общественных
работ. Будет продолжено совершенствование
как механизмов предоставления адресной
социальной помощи, так и методики оценки
уровня доходов.
В натуральной форме социальная
помощь будет предоставляться только
нетрудоспособным гражданам: детям, пенсионерам,
инвалидам. Трудоспособному населению
социальная помощь будет оказываться
также через финансирование общественных
работ, программ переобучения и содействия
в трудоустройстве. Уровень оплаты общественных
работ не будет стимулировать длительное
участие в них граждан, подталкивая к активному
поиску постоянной работы.
Предлагается развивать наряду
с традиционными формами институциональной
помощи, к которым относится, например,
содержание домов - интернатов для престарелых
и инвалидов, такие виды адресной институциональной
помощи, как открытие домов для граждан
без определенного места жительства, социальных
гостиниц, столовых для малообеспеченных
и пр. Предоставление помощи через социальные
институты в виде натуральной помощи нуждающимся
будет применяться там, где не будет возможности
ее накапливать, подменять или перепродавать.
9. Направления совершенствования
правового и информационного
обеспечения системы социальной
защиты
Предлагается поэтапная систематизация
законодательства по видам социальных
рисков и основаниям выплат. Будут разработаны
специальные законодательные акты, касающиеся
дополнительной защиты отдельных категорий
граждан. Планируется продолжить совершенствование
методики определения социальных нормативов.
Поскольку реформирование системы
социальной защиты затрагивает интересы
всего населения республики, особое значение
необходимо придать обеспечению населения
достоверной и полной информацией по всем
интересующим вопросам. Будет проведена
необходимая разъяснительная работа среди
населения с участием социальных партнеров.
Учитывая возрастающую роль
социального страхования в реформируемой
системе социальной защиты, важным вопросом
станет информационное обеспечение и
учет в системе социальной защиты населения.
Планируется построение модели,
согласно которой получение гражданином
социальных выплат будет осуществляться
посредством единого регистрационного
кода физического лица, базой для которого
станут уже существующие идентификаторы
различных ведомств. Ключевым элементом
такой системы будет являться государственная
база данных "Физические лица", что
позволит снизить административные расходы
на содержание инфраструктуры, создать
связь между уплатой страховых отчислений
и правом на получение социальных выплат.
Будут приняты меры по совершенствованию
методологической базы актуарных расчетов
для нужд системы социальной защиты (актуарные
расчеты - экономико - математические расчеты
размеров обязательств по договорам страхования
и перестрахования в целях обеспечения
необходимого уровня платежеспособности
и финансовой устойчивости страховой
организации).
10. Направления совершенствования
финансового и институционального
обеспечения системы социальной
защиты
Предполагается, что до завершения
реформ государство будет оставаться
основным источником финансирования системы
социальной зашиты населения. Такое положение
будет постепенно меняться по мере снижения
государственного участия и развития
механизмов социального страхования.
Государство обеспечит полноту и своевременность
всех социальных выплат из бюджета.
Финансирование системы социального
страхования будет осуществлено за счет
снижения ставки социального налога на
3% и введения обязательных страховых отчислений
в размере 3% от доходов работника. При
этом плательщиками отчислений на первом
этапе будут являться работодатели. Персонификация
отчислений на социальное страхование
повысит мотивацию работника, профсоюзов
и объединений работников контролировать
процесс перечисления средств. Внедрение
персонифицированного учета отчислений
на социальное страхование является одним
из важнейших условий реформирования
системы социальной защиты.
Государственное регулирование
системы социального обеспечения является
основным принципом осуществления новой
политики социальной защиты в Республике
Казахстан. Роль государства будет ведущей
даже в случае высокого уровня развития
системы социального страхования и накопительной
пенсионной системы, финансируемой не
из государственного бюджета, так как
контроль за деятельностью участников
системы будет оставаться за государством.
Уполномоченным государственным органом
по вопросам социальной защиты населения
будет усилен актуарный потенциал для
принятия мер по изменению социальных
параметров в области накопительной пенсионной
системы, системы социального страхования
и возмещения вреда, причиненного жизни
и здоровью работника.
Введение обязательных видов
социального страхования предполагает
создание специализированных институтом
для аккумулирования отчислений граждан,
участвующих в системе. Учитывая международный
опыт развития систем социального страхования,
основанных на принципе ограниченной
солидарности, в целях обеспечения полноты
охвата населения и надежности всей системы,
сокращения административных расходов
предполагается создать государственный
фонд социального страхования (далее -
Фонд) в виде закрытого акционерного общества
со 100-процентным участием государства.
Фонд с индивидуальным учетом участия
и размера отчислений позволит за короткий
срок охватить социальным страхованием
формальный сектор труда, в том числе малоинтересные
для частных организаций отдаленные сельские
районы. Параллельно будут внедрены действенные
механизмы контроля, исключающие возможность
нецелевого использования финансовых
средств Фонда. Будут законодательно определены
рамки инвестиционной деятельности Фонда,
процедуры по управлению и инвестированию
средств, права и обязанности фонда по
хранению и учету активов. Предполагается
инвестировать средства Фонда преимущественно
в государственные ценные бумаги. Учитывая
тесную взаимосвязь Государственного
центра по выплате пенсий с системой социального
страхования, будут расширены его функции
и обязанности. Обязательства Фонда будут
являться обязательствами государства
только как акционера в рамках действующего
законодательства об акционерных обществах.
В то же время в перспективе можно предусмотреть
участие частных институтов при организации
выплат из системы обязательного социального
страхования. При изменении социально
- экономических условий будут своевременно
вноситься коррективы в основные параметры
обязательного социального страхования.
11. Заключительные
положения и этапы реализации
Концепции социальной защиты населения
Республики Казахстан
После одобрения настоящей
Концепции планируется на ее основе разработать
ряд нормативно - правовых актов по совершенствованию
системы социальной защиты населения
Республики Казахстан. Целесообразно
проведение мероприятий распределить
на два этапа.
I этап (2001 - 2002 годы):
проведение актуарных расчетов:
подготовка и принятие законодательных
актов по обязательному страхованию ответственности
работодателя за нанесение вреда жизни
и здоровью работника при исполнении трудовых
обязанностей с 1 июля 2002 года; подготовка
и принятие законодательных актов, регламентирующих
введение социального страхования по
инвалидности и по случаю потери кормильца
и внедрение его с конца 2002 года; внесение
изменений и дополнений в законодательство
по вопросам социальной защиты населения,
включая законодательства о пенсионном
обеспечении и о налогообложении; развитие
пенсионных аннуитетов; подготовка нормативной
базы, регламентирующей деятельность
государственного фонда социального страхования;
внедрение системы информационного обеспечения.
II этап (2003 - 2005 годы):
включение риска потери работы
в перечень социальных рисков, подлежащих
возмещению за счет обязательного социального
страхования; переход к назначению социальных
выплат на базе единого регистрационного
кода физического лица; совершенствование
методической базы по учету доходов граждан;
поэтапное приближение минимальной заработной
платы к прожиточному минимуму; развитие
новых форм адресной помощи малообеспеченным
гражданам, включение в обязательные виды
помощи за счет бюджета единовременных
пособий при рождении ребенка, выплат
семьям, воспитывающим несовершеннолетних
детей.
С учетом складывающейся социально-экономической
ситуации основными приоритетными направлениями
деятельности целостной системы социальной
защиты населения на ближайший период
будут:
- недопущение дальнейшего
падения уровня и качества
жизни социально уязвимых групп
населения (включая меры гарантированного
социального обеспечения и обслуживания),
поддержание оптимальных соотношений
между доходами активной части населения
и нетрудоспособных граждан;
- развитие системы социального
обслуживания населения, ее законодательное
и финансовое укрепление;
- разработка и обеспечение
минимальных стандартов в области
пенсий, социальных пособий, социального
обеспечения;
- проведение реформирования
пенсионной системы;
- осуществление приоритетных
целевых социальных программ как главного
средства обеспечения социальных гарантий
инвалидам и детям, а также другим категориям
населения, сбалансированных по финансовым
и иным ресурсам на республиканском и местном уровнях;
- развитие сферы платных
услуг при сохранении их минимального
гарантированного уровня, предоставляемого
бесплатно;
- усиление адресности социальной
поддержки, в первую очередь слабозащищенных
групп населения с целью ограничения,
а в последующем и резкого сокращения
масштабов бедности;
- совершенствование принципов
государственной социальной поддержки
различных категорий и групп
населения применительно к отдельным
регионам на основе мониторинга
социальных процессов;
- принятие всех законодательных
и управленческих решений после обязательной
экспертизы их возможного влияния на социально-экономическое
положение населения РК;
- создание благоприятных условий
для развития благотворительности и других
форм общественной взаимопомощи.
В конечном счете все меры по
социальной защите населения должны быть
сбалансированы по интересам различных
социальных групп населения и политических
сил, ресурсам и финансовым средствам,
увязаны по срокам, ориентированы на одну
цель - повышение благосостояния населения
государства.