Современные инвестиционные институты: содержание и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:22, диссертация

Описание работы

Цель данного диссертационного исследования состоит в определении сущности и разработке теоретико-методологических основ формирования и развития современных инвестиционных институтов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
• определить методологические предпосылки анализа инвестиционных институтов;
• выявить сущность инвестиционных институтов

Содержание работы

Введение.
Глава 1.
Теоретические основы исследования инвестиционных институтов.
1.1. Сущность институционализации в социально-экономических системах.
1.2. Инвестиционные институты: экономическое содержание и место в системе рыночных отношений.
Коллективные инвестиционные институты: формирование и функционирование.
2.1. Общее и специфическое в деятельности коллективных инвестиционных институтов.
2.2. Экономические предпосылки и противоречия развития коллективных инвестиционных институтов в России.
2.3. Основные направления эффективного использования коллективных инвестиционных институтов.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Апробация и  реализация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на межрегиональных  научно-практических конференциях ученых и специалистов в г. Воронеже и в г. Мичуринске (1997, 1998, 1999 гг.), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Воронежского государственного университета. Ряд практических предложений автора одобрен и включен в рекомендации, принятые на этих конференциях. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты отражены в работе по гранту Московского общественного научного фонда по теме "Пути и механизмы мобилизации инвестиционного потенциала населения в условиях переходной экономики России". Разработанные автором положения о мобилизации инвестиционного потенциала посредством коллективных инвестиционных институтов рекомендованы для использования в практической деятельности администрации Воронежской области. Основные результаты исследования изложены в восьми публикациях.

Объем и структура диссертационной  работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, содержит 6 схем, 15 таблиц, 4 рисунка, 1 график. Библиография насчитывает 280 источников, в том числе 37 на иностранных языках.

ДИССЕРТАЦИЯ: ЗАКЛЮЧЕНИЕПО ТЕМЕ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ", МАКЕЕВА, ОЛЬГА БОРИСОВНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет  сделать обобщающие выводы и предложить практические рекомендации.

Институциональная организация  общества ответственна за стабилизацию и эффективное развитие экономики. Она призвана образовывать побудительную  структуру экономики, конечной целью  которой предполагается максимизация национального богатства.

Общей тенденцией институциональной эволюции является возрастающая роль финансового посредничества, институциональная форма которого реально повышает социально-экономическую эффективность рыночного механизма. Финансовое посредничество способствует эффективному распределению денежных ресурсов общества, оно включает управление активами и обеспечение информацией. Сущность современных финансовых посредников следует рассматривать с помощью их функций: (1) перемещение денежных ресурсов из малоэффективных областей использования в новые, более эффективные области посредством вовлечения новых денежных ресурсов с учетом склонностей владельцев сбережений и создания системы «вторичных обязательств»; информирования инвесторов о методах эффективного использования средств; управления риском, присущим различным активам; страхования различных видов риска и тем самым перераспределения их от одних экономических субъектов к другим; специализации операций; (2) стимулирование предпринимательской активности и потребительского спроса на основе улучшения кредитования и развития безналичных расчетов, организации новых предприятий и участия в управлении ими.

При определении стратегических приоритетов в развитии инвестиционного  рынка целесообразно использовать адаптированный к российским условиям опыт зарубежных инвестиционных посредников. Внедряемые ими инновации представляют закономерный интерес, поскольку ведут: во-первых, к повышению мобильности капиталов; во-вторых, к снижению информационных издержек; в-третьих, к снижению риска.

Инвестиционные институты призваны уменьшить неопределенность и риск путем установления устойчивой структуры взаимодействия инвесторов и предприятий. Функционирование инвестиционных институтов основано на неперсонифицированном типе обмена с контролем, осуществляемым третьей стороной. Этот тип приобретает важное значение для успеха современных преобразований в экономической системе России.

При определении понятия  «инвестиционный институт» целесообразно  исходить из его целевого назначения: мобилизации сбережений и их трансформации в инвестиции. Поэтому под инвестиционным институтом мы понимаем учреждение, основными функциями которого является мобилизация сбережений и их трансформация в инвестиции. При этом размещение мобилизованных средств следует рассматривать посредством не только портфельных, но и прямых инвестиций. Адекватность реального выполнения функций инвестиционными институтами позволяет судить об эффективности использования финансовых ресурсов и об общем уровне развитии народного хозяйства.

Высокая социально-экономическая эффективность деятельности инвестиционных институтов современной России достигается в том случае, если: услуги институтов адресованы мелким инвесторам; имеет место небольшая сумма начального вклада для инвестора; механизм инвестирования прост и понятен инвестору; вложения инвестора обеспечивают ему дополнительный текущий или будущий доход; инвестиционный институт имеет возможности для аккумуляции значительных средств и обеспечивает профессиональное управление ими; мобилизованные средства активно вовлекаются в национальный воспроизводственный процесс и социально-экономический эффект от деятельности того или иного института признается государственными структурами, а сам институт имеет перспективы государственной поддержки.

Этим требованиям в  России отвечают три института коллективного инвестирования: страховая компания, негосударственный пенсионный фонд и паевой инвестиционный фонд. Эффективность их развития определяет государственная политика по отношению к ним, призванная обеспечить жесткую систему гарантий, прав, обязанностей и контроля, поскольку они - не только инвестиционные, но и социальные институты.

Необходимость развития институтов коллективного инвестирования в  России определяется высокой потребностью реального сектора экономики  в инвестициях, неспособностью государства обеспечивать дореформенный уровень финансирования инвестиций, отсутствием действенных механизмов мобилизации инвестиционных сбережений на современном этапе, неспособностью существующих институтов преобразовывать неопределенность в риск, нарождающейся культурой инвестирования у населения и недостаточной возможностью реализации существующего инвестиционного потенциала.

В настоящее время основными  проблемами функционирования инвестиционных институтов, в том числе коллективных инвестиционных институтов являются непроработанность долгосрочной стратегии формирования и развития инвестиционных институтов, противоречивость и неустойчивость нормативно-правовой документации, отсутствие действенной системы мер по экономической и правовой защите инвесторов, сильная степень корреляции развития институтов и политической конъюнктуры, копирование зарубежного опыта регламентации институтов без учета национальной специфики.

Основными направлениями  повышения эффективного функционирования коллективных инвестиционных институтов, по нашему мнению, должны стать: • для страховых компаний - повышение надежности страховых программ за счет укрупнения страховых фондов или/и перестраховочной защиты, обеспечение оперативной работы Фонда защиты прав страхователей, усовершенствование налогообложения страховых операций, предоставление страховым компаниям новых объектов инвестирования;

• для негосударственных  пенсионных фондов - установление побудительных  мотивов участия работодателей  в пенсионных схемах посредством предоставления им ощутимых налоговых льгот, определение нормативно-правового статуса актуариев и управляющих компаний, увеличение объектов инвестирования, в том числе за счет эмиссии пенсионных сберегательных сертификатов, предоставление возможности использовать учредителями средств фондов в своих проектах, проведение маркетинговых мероприятий по разъяснению механизма НПФ, требовательный и справедливый контроль за движением средств НПФ как со стороны государственного, так и со стороны независимого органа;

• для паевого  инвестиционного фонда - информационная прозрачность деятельности, достижение высокого профессионализма в финансовом управлении, обеспечение диверсификации риска и сравнительно высокой  доходности, четкое следование инструкциям  и правилам ФКЦБ и создание имиджа надежного и долгосрочного инвестиционного института.

Становление и  развитие инвестиционных институтов, в том числе коллективных инвестиционных институтов в России является закономерным и объективным явлением перехода экономики от централизованного финансирования и кредитования к смешанной финансово-инвестиционной модели, а их дальнейшее развитие и совершенствование - актуальным направлением формирования рыночной системы хозяйствования.

ДИССЕРТАЦИЯ: БИБЛИОГРАФИЯПО ЭКОНОМИКЕ, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК , МАКЕЕВА, ОЛЬГА БОРИСОВНА, ВОРОНЕЖ

1. Закон РСФСР  «Об инвестиционной деятельности  в РСФСР» // Российская газета. 1991.-№165.-С.2.

2. Законодательство  о ценных бумагах. Сборник нормативных  актов и документов в двух  томах. М.: «СПАРК», 1996.

3. Закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах» // Пенсионные фонды. 1998.-№ 14.-С. 4-11.

4. Указ Президента  РФ от 26 июля 1995г. № 765 «О дополнительных  мерах по повышению эффективности  инвестиционной политики Российской  Федерации» П Экономико-правовой бюллетень. Вып. 3 (70), 1996. С. 40-51.

5. Указ Президента  РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О  некоторых мерах по защите  прав вкладчиков и акционеров»  / Сборник нормативных документов, регламентирующих создание и  работу паевых инвестиционных  фондов. М., 1997.-С. 9-13.

6. Программа  развития паевых инвестиционных  фондов (Постановление ФКЦБ России  от 30 августа 1995 г. №9) // Экономико-правовой  бюллетень. Вып. 3 (70), 1996.-С.63-68.

7. Концепция  среднесрочной программы на 19997-2000 гг. Структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. 1997.- №1. -С. 468.

8. Концепция  развития рынка ценных бумаг  // Экономика и жизнь. 1994. -№42. - С. 16.

9. О мерах по защите  прав владельцев инвестиционных  паев паевых инвестиционных фондов  в связи с нестабильной ситуацией на финансовом рынке Российской Федерации: Постановление ФКЦБ от 30.09.98 №39 // Вестник ФКЦБ №8.

10. Ю.Ананидзе В. Структурная  перестройка экономики и инвестиционная  политика. М., 1994. - 120 с.

11. П.Андреев В. Финансовый  рынок по российски: перелив капитала по решениям правительства // Экономика и жизнь. - 1994. - №35. - С. 6- 7.

12. Алехин Б.И., Анисимов  К.В., Антонов М.В. и др. Портфель  приватизации и инвестирования: (Кн. собственника. Кн. акционера. Кн. инвестиц. менеджера). М.: СОМИНТЭК, 1992. - 749с.

13. П.Алексеев М.Ю. Рынок  ценных бумаг. М.: Финансы и  статистика, 1992. - 346 с.

14. Н.Аристов Г. Инвестиционные  фонды: мировой опыт. // Рынок ценных  бумаг. -1993.- №6. -С. 44-48.

15. Архипов А.П., Полынкина  Т.А. Оптимизация структуры инвестиционного портфеля страховщика. // Финансы. 1998. - №11. - С. 37-41.

16. Алехин Б.И., Антонов  М.В., Блохина Т.К. и др. Ивестиционно  финансовый портфель: Кн. инвестиц. менеджера; Кн. фин. менеджера;  кн. фин. посредника. М.: СОМИНТЭК, 1993. - 749 с.

17. Альтер Л.Б. Избранные произведения. Буржуазная политическая экономия США. М.: Изд-во Наука, 1971.-622 с.

18. Афанасьев С.А. Негосударственные  пенсионные фонды: второй год  на отечественном рынке // Экономика  и жизнь. 1995. №2.- С. 6.

19. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. -М.-.ТЕИС, 1998.- 189 с.

20. Балясников В.А. Финансовый  рынок. Фондовые биржи. // Экономика  и коммерция. Сер. 9.- 1994. №4. - С. 95-103.

21. Бартенев С.А. Экономические  теории и школы (история и  современность). -М.: Изд-во БЕК, 1996.-С. 93-114, 175-186,301-313.

22. Бернштам М., Гуриев С., Оленев Н. и др. Механизм стимулирования  экономического роста посредством  восстановления сбережений населения. // Экономика и математические  методы. 1996. - Том 32, вып.З - С. 31- 53.

23. Бергел Н., Петров В.  Рынку нужна «подушка» из внутренних  инвестиций. // Рынок ценных бумаг. 1998. -№2. - С. 26-35.

24. Бернштам М. «Производительные»  деньги «сберегательные» деньги // Росс, экон. журнал. - 1994. - № 10.

25. Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь/ Французская, русская, английская, немецкая и испанская терминология. -М.: Международные отношения, 1994. 845 с.

26. Бизнес на рынке ценных  бумаг. Российский вариант. Справочно-практическое  пособие / Отв. ред. Коланьков А.В. Грабарник В.Е., Карловский К.Е. Главный редактор альманаха Грабарник В.Е. М.: «Граникор», 1992. -512 с.

27. Богатырев А.Г. Инвестиционное  право. М., 1996. -С.272.

28. Бойко Т. Финансовый  рынок. // ЭКО: Экономика и организация  пром. пр-ва. 1994. -№1.- С. 109-129.

29. Болыпой юридический  словарь / Под. ред. А. Сухарева, В. Зорькина, В. Крутских. М.: Инфра-М, 1997. - 790 с.

30. Боровиков В.И. Денежное  обращение, кредит и финансы.  Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. 192с.

31. Бобошко М. Инвестор  должен знать, как он получит свои деньги обратно. // Рынок ценных бумаг. октябрь 1998.-С. 32-34.

32. Бригхем Ю. Ф. Энциклопедия  финансового менеджмента. М.: РАГС -Экономика. 1995. 815 с.

33. Бойко Т.  Перспективная форма коллективных инвестиций. // ЭКО. 1996. -№12. -С.15-20.

34. Бухгалтерский  учет и отчетность в инвестиционных  фондах // Налоговый вестник. 1995. - №2. - С. 22-30.

35. Бублик В.  Инвестиционный имидж России: между  прошлым и будущим // Хозяйство  и право. 1996. - №5. - С. 47-54.

36. Ван Хорн  Дж. К. Основы управления финансами.  Пер. с англ. / Гл. ред. серии  Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1996. - 800 с.

37. Вайс Г., Фридман  Дж., Хаммонде К. Взаимные фонды  и пенсионные сбережения. Business Week -издание на русском языке. 1993. -№6. С. 23-27.

38. Величенков  А. Должник инвестирует "по  миру" // Российская газета. -1996. 24. 02. С. 10.

39. Витин А.  Рынок ценных бумаг и инвестиции: кризис и предпосылки его преодоления. // Вопросы экономики. 1998. -№9.-С. 136-147.

40. Витин А.  Мобилизация финансовых ресурсов  для инвестиций. // Вопросы экономики. 1994. - №7. - С. 13.

41. Владимиров  Т. Фиктивный капитал. М.: Изд-во  Иностранная литература. 1963.-352 с.

42. Водянов А.  Инвестиционный кризис: последствия  и пути преодоления. // Экономист. 1998. - №5. -С. 21-30.

43. Воронин В.П.  Инвестиционные фонды: проблема  учета и аудита. // Бухгалтерский  учет. 1994. - №12. - С. 35-36.

44. Гаврилов В.В.  Рынок ценных бумаг: вопросы  теории и практики. -Издательство  Воронежского государственного университета, 1995. 108 С.

Информация о работе Современные инвестиционные институты: содержание и перспективы развития