Современные организационно-правовые формы бизнеса. Механизм жизнедеятельности российских корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:46, реферат

Описание работы

Основная цель данной работы разобраться, какие существуют организационно-правовые формы бизнеса и в чем их различие, а также рассмотреть особенности жизнедеятельности в России такой организационно-правовой формы, как корпорация. В работе, в основном, делается упор на российскую реальность.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Микроэкономике_11.01.2013.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

появляются благоприятные  возможности для финансовых злоупотреблений, т.е. возможен, например, выпуск акций, ничем не обеспеченных, не имеющих  никакой реальной стоимости;

в связи с выплатами  по акциям дивидендов возникает ситуация двойного налогообложения, когда первый раз налогом облагается дивиденд как часть прибыли акционерного общества, а во второй раз дивиденд облагается налогом как личная прибыль  держателя акции;

при большом числе акционеров возникает ситуация, при которой  значительная часть акционеров практически  не контролирует деятельность совета директоров, и держатели акций  заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры всячески стараются  их уменьшить, дабы пустить эти средства в оборот, данная ситуация характерна в случаях с обычными акциями, когда совет директоров компании принимает решение о размере  дивиденда, т.е. решает, какую часть прибыли выплатить держателям акций, а какую часть пустить в оборот.

Организационно-правовая форма  акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т.е. среди тех предприятий, на которых  существует большая потребность  в значительных финансовых ресурсах.

Унитарное предприятие –  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  предприятия.

В Российской Федерации в  форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Они  управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом.

Формы организации бизнеса

В современной экономике  существует множество форм организации бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Индивидуальное владение, как это уже видно из названия, представляет собой фирму, находящуюся  в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной  стороны, единолично распоряжается  прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с  другой стороны, несет единоличную  ответственность по всем обязательствам данной фирмы.

Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка  прав собственности в руках владельца  фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Уровень транзакционных издержек внутри фирмы - индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.

Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществ  индивидуального владения. Кроме  него, преимуществами этой формы организации  бизнеса являются:

• простота регистрации  при создании;

• налоговые льготы (во многих развитых странах);

• лучшие условия для  реализации функции новатора, ввиду  отсутствия необходимости согласования решений;

• сильные стимулы к  извлечению экономической прибыли.

К основным недостаткам можно отнести:

• отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной  деятельности (или затрудненный доступ к ним);

• концентрация риска на ограниченной сфере деятельности;

• сосредоточение всех функций  управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и  распределения рабочего времени);

• высокий уровень ответственности  за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и  потери личного имущества).

Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство. Партнерством принято  называть фирму, которая находится  в собственности двух или более  лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а  доля в прибыли каждого из них  пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы.

Партнерство, в отличие от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть контрактов между владельцами специфических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. У данной организационной формы бизнеса высокие внутрифирменные транзакционные издержки.

К числу преимуществ партнерства  как формы организации бизнеса  следует отнести следующие:

• относительная простота регистрации при создании;

• большие возможности  привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;

• специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.

Однако партнерствам присущи  и определенные недостатки:

• неограниченная имущественная  ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);

• возможные разногласия  между партнерами по реализации прав собственности;

• проблема «принципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);

• ограниченные возможности  доступа к источникам финансирования деятельности.

Самой сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация. Не стоит всегда ассоциировать понятие корпорации с понятием крупной фирмы, есть многочисленные примеры корпораций со значительно более скромными показателями.

Экономическая природа корпорации и ее организационная структура  сложны и многогранны.

В отличие от рассмотренных  выше форм организации бизнеса, совладельцами  корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических  агентов. Уставный (акционерный) капитал  корпорации является суммой всех долей  участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций.

Не вдаваясь в более  детальное рассмотрение структуры  корпорации, отметим, что, в отличие  от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей  величиной транзакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ  корпорации как формы организации  бизнеса относятся:

• возможности привлечения  значительных финансовых ресурсов для  целей своего развития (выпуск акций  и облигаций);

• ограниченная ответственность  акционеров по обязательствам фирмы, т.е. только в пределах внесенного пая;

• диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;

• возможности лоббирования своих интересов через механизмы  государственной власти.

Недостатками корпорации являются:

• сложная процедура регистрации  и отчетности перед государственными органами;

• проблема «принципал-агент»;

• двойное налогообложение  прибыли.

Специфика различных организационных  форм бизнеса предполагает различия в их структуре и размерах.

  1. Механизм жизнедеятельности российских корпораций

За рубежом создание корпораций характерно в основном для военно-промышленного  сектора. Для стимулирования и регулирования  прочих отраслей применяются рыночные механизмы (налоговое, таможенное, торговое законодательство) без формирования крупной государственной собственности. Вместе с тем во многих странах  существовали структуры, подобные госкорпорациям.

В Чили в ходе реализации либеральных реформ (т. наз. «шоковой терапии») генерал Пиночет использовал  госкорпорации для усиления эффекта развития отдельных отраслей экономики.

В Южной Корее госкорпорации (чеболи) создавались в 1980-90-х гг. для ускорения перехода от аграрной экономики к промышленной. После бурного роста в середине 1990-х в стране разразился жесточайших экономический кризис, вызванный в т.ч. неэффективностью госкорпораций.

В Великобритании опыт «государственно-корпоративного»  управления применялся в отраслях, которые подверглись национализации с 1940-х до начала 1980-х гг. Наиболее известные госкорпорации: «Центральный совет по выработке электроэнергии», «Британская газовая корпорация», «Национальный угольный совет».

Госкорпорации создавались в периоды стагнации или кризиса в определенных отраслях и главной целью их существования была именно централизация государственного управления. При этом впоследствии функционирование этих компаний в подавляющем большинстве приводило к проблемам в управлении и эффективности работы целом.

В этом смысле выбор модели государственно-корпоративного управления в России представляется весьма спорным. С одной стороны, необходима централизация и активизация усилий по реализации потенциала сложных структурно и высокозатратных отраслях экономики. С другой – наблюдается значительный рост числа госкорпораций в тех отраслях, где такая необходимость отсутствует.

Основополагающими признаками данной организационно-правовой формы  юридического лица являются:

- декларируемый некоммерческий  характер деятельности корпорации;

- создание, наделение полномочиями, функционирование не на основе  норм корпоративного и гражданского  законодательства, а на основании  отдельного федерального закона;

- управление менеджерами,  назначаемыми государством в  лице уполномоченных органов; 

- получение бюджетных  средств вне рамок, установленных  бюджетным законодательством, по  вопросам взаимодействия бюджетных  учреждений и частных компаний.  

В Российской Федерации в силу положений статьи 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации  – это юридические лица, не имеющие  в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно пункту 3 той же статьи «некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы, и соответствующую этим целям». ГК РФ перечисляет некоторые  виды некоммерческих организаций, но никак  не упоминает госкорпорации (как и ряд других организационно-правовых форм, введенных после введения в действие главы первой ГК РФ).

Анализ положений статьи 7.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» позволяет выделить следующие принципиально важные особенности правового статуса  госкорпорации.

1. Государственная корпорация не может выполнять функции исполнительной власти как таковой (это противоречило бы статье 110 Конституции России), но может принимать на себя всевозможные частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.

2. Имущество и денежные  средства, переданные госкорпорации ее учредителем (государством), перестают быть объектом государственной собственности, то есть государство не имеет ни вещного права на имущество госкорпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), ни обязательственных прав в отношении самой госкорпорации (в отличие от акционерного общества с госучастием или некоммерческого партнерства).

3. Отсутствуют общие механизмы  организации, правового регулирования  госкорпораций и влияния учредителя на их деятельность. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельными законами. Иными словами, нормативное регулирование госкорпораций неизбежно подменяется индивидуально-правовым, таким образом госкорпорации фактически выводятся за пределы правового поля.

4. Контроль учредителя  над выполнением госкорпорацией возложенных на нее функций установлен на предельно низком уровне – требуется только ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества «в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации» (пункт 2 статьи 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). В частности, закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.

Информация о работе Современные организационно-правовые формы бизнеса. Механизм жизнедеятельности российских корпораций