Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:46, реферат
Основная цель данной работы разобраться, какие существуют организационно-правовые формы бизнеса и в чем их различие, а также рассмотреть особенности жизнедеятельности в России такой организационно-правовой формы, как корпорация. В работе, в основном, делается упор на российскую реальность.
В результате могут быть сделаны следующие выводы:
1. В большинстве законов о создании госкорпораций либо полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно установленных целей (Ростехнологии, Роснанотех и АСВ), либо критерии отказываются существенно уже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения (Росатом и Внешэкономбанк). Единственным исключением можно считать Олимпстрой, но это, возможно, объясняется конкретностью и узкой направленностью деятельности данной госкорпорации – строительство олимпийского комплекса города Сочи (четкий критерий – ход строительства и выполнение его планов).
2. Для большинства госкорпораций не предусмотрены процедуры средне- и долгосрочного планирования, за исключением Росатома (но и здесь нет ограничений на пересмотр показателей программы).
3. В законах не прописаны
возможные санкции за
Анализируя полномочия учредителя госкорпораций (Российской Федерации в лице органов государственной власти), можно сделать следующие выводы:
1. Процедуры формирования
руководящих органов
2. В большинстве случаев при создании госкорпораций решающий голос в формировании их руководящих органов принадлежит Президенту Российской Федерации. Это ставит экономическое поведение данных структур в зависимость от политического цикла выборов Президента и от политической конъюнктуры, более того, создает стимулы к попыткам манипулирования политическим процессом со стороны госкорпораций.
3. Законы не предусматривают
никаких фиксированных
Из смысла законодательства о государственных корпорациях следует, что государственные корпорации соединили в себе нормы частноправового и публично-правового характера (выступили юридическими лицами публичного права), стали уникальными по своему правовому статусу.
Вместе с тем, специфический правовой статус государственных корпораций во многом противоречит цивилистическим нормам, которые являются универсальными для иных юридических лиц. Указанное обстоятельство, а также характер, цели и виды деятельности существующих в настоящее время госкорпораций, являются достаточными основаниями для рассмотрения вопроса по упразднению государственных корпораций как организационно-правовой формы юридического лица.
В настоящее время в Российской Федерации создано и функционирует 7 государственных корпораций:
1. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк);
2. государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее – «Олимпстрой»);
3. государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (далее – Роснанотех);
4. государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ФСР ЖКХ);
5. государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее – Росатом);
6. государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (далее – Ростехнологии);
7. государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ).
В отношении каждой из перечисленных выше государственных корпораций общие механизмы организации, правового регулирования и влияния на ее деятельность регулируется отдельным законом, что фактически выводит государственную корпорацию из регулярного правового поля и практически сводит к нулю контроль над ее деятельностью.
Для обеспечения прозрачности, подотчетности и подконтрольности деятельности государственных корпораций, некоторые из них необходимо преобразовать в открытые акционерные общества, это значительно сократило бы расходы федерального бюджета на их финансирование.
В основном для государственных
корпораций не предусмотрено средне-
и долгосрочное планирование и не
прописаны санкции за невыполнение
программ и не достижение фактических
целевых показателей. В связи
с этим, а также для обеспечения
модернизации производственных фондов
необходимо закрепить на законодательном
уровне ежегодное утверждение Бизнес-
Государственная компания
В 2009г. возникла еще одна форма некоммерческой организации, введенная Федеральным законом от 17 июля 2009г. № 145-ФЗ. Эта новая форма – государственная компания. В соответствии с п.7.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по ее обязательствам, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Государственная компания использует имущество для тех целей, которые определены федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.
Государственная компания не слишком отличается от государственной корпорации. «Управленческие функции» государственной корпорации для государственной компании не предусмотрены, зато акцент сделан на оказании «государственных услуг» и доверительном управлении государственным имуществом.
Имущество, как переданное им, так и созданное либо приобретенное ими, является собственностью государственной корпорации (компании), за исключением доходов от доверительного управления. Для государственной компании предусмотрено «государственное финансирование», а порядок формирования органов управления может не быть прописан в федеральном законе, а устанавливаться в ее учредительных документах.
В 2009г. была создана одна государственная компания – «Российские автомобильные дороги», но этот список, очевидно, будет пополняться.
Список литературы: