Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:29, курсовая работа
Проблемы занятости и трудоустройства должны быть в центре внимания любого современного гражданского общества и социально-правового государства. Их решение находится не только в сфере правового регулирования, но и в формирование целостного государственного механизма, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, информационные, кадровые и иные компоненты. Отсутствие такого механизма приведет к увеличению скрытых форм занятости, росту социального напряжения, массовому распространению бедности и другим негативным последствиям.
Глава 1. Понятие и особенности занятости населения
1.1 Понятие и виды занятости……………………………………………..5
1.2 Проблемы занятости…………………………………………………...8
Глава 2. Методы борьбы с безработицей
2.1 Состояние рынка труда в РФ…………………………………………11
2.2 Государственное регулирование безработицы……………………...14
Самозанятость граждан.
Это форма трудовой деятельности, осуществляемая без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя). Обычно это мелкое предпринимательство в сфере услуг и производства. Самостоятельными считаются работники, которые трудятся за свой счёт, самостоятельно организуют свою работу, владеют средствами производства, сами реализуют и отвечают за свою продукцию. К этой же категории относятся помогающие им члены семьи.
Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.6
Рынок труда в России, напрямую практически не связан ни с какими другими рынками. Состояние рынка труда в России индивидуально и совершенно не похоже на другие рынки. Российский рынок труда крайне нестабилен, что мешает ему развиваться и конкурировать с другими.
Уровень безработицы в России в июне 2012г. составил 5,4 процента. Об этом говорится в отчете Росстата.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составила 76,4 млн. человек, или около 54 процента от общей численности населения страны.
Среди экономически активного
населения 72,2 млн человек классифицировались
как занятые экономической
Уровень занятости населения в июне 2012 г. составил 65,1 процента.7
По сравнению с декабрем 2011 г. в январе 2012 г. численность занятого населения уменьшилась на 965 тыс. человек, или на 1,4%, а численность безработных увеличилась на 268 тыс. человек, или на 5,8%. По сравнению с январем 2011 г. численность занятого населения выросла на 850 тыс. человек, или на 1,2%, а численность безработных сократилась на 904 тыс. человек, или на 15,5%.
По данным Росстата, общее количество безработных в 3,8 раза выше количества безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2012 г. таковых было 1 298 тыс. человек против 1 286 тыс. человек в декабре 2011 г.
69% безработных в январе
2012 г. искали работу
Увеличилась доля застойной безработицы. Один год и более, по данным на январь 2012 г., искали работу 34,9% безработных против 32,6% в декабре 2011 г. Доля застойной безработицы среди сельских жителей составила 42%, среди городских – 30,2%.
В общем, уровень безработицы среди сельских жителей в январе 2012 г. почти в два раза выше, чем среди горожан – 10,4% против 6,3%. Доля сельских жителей составила 39,5% от общего числа безработных.
8
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 36,8% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица).
Наличие опыта работы. В численности безработных 31,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2012г. их численность по сравнению с сентябрем 2011г. увеличилась на 53 тыс.человек, или на 4,5% и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь до 20 лет, 53,4% - от 20 до 24 лет, 15,5% - от 25 до 29 лет.
В сентябре 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,8% (в сентябре 2011г. - соответственно 18,6% и 23,0%).
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
9
По прогнозам специалистов кадрового рынка труда в 2013 году ситуация на рынке труда значительно не изменится. По мнению многих специалистов в этой области это хороший признак, свидетельствующий о некой стабильности.
2.2 Государственное регулирование безработицы
На сферу занятости в РФ оказывают три основных субъекта: государство (с помощью законодательной и исполнительной власти), работодатели и государственная служба занятости.
Правовые, экономические
и организационные основы государственной
политики содействия занятости населения,
в том числе гарантии государства
по реализации конституционных прав
граждан Российской Федерации на
труд и социальную защиту от безработицы
регулирует Закон Российской Федерации
«О занятости населения в
Гарантии государства по реализации прав граждан в Российской Федерации, проживающих за её пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Важнейшим документом Международной
Организации Труда по вопросам занятости
и трудоустройства, имеющим для
России обязательную силу, является Конвенция
Международной Организации
На уровень занятости воздействуют два типа государственной политики: активная и пассивная.
Активная политика занятости включает:
- осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест;
- обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных;
- субсидирование создания рабочих мест;
- проведение мер по предупреждению увольнения работников.
Пассивная политика занятости включает:
- выплату пособий по безработице;
- оказание материальной помощи безработным;
- выплату малоимущим гражданам товаров первой необходимости;
- организацию питания безработных в специальных столовых.12
Как второй субъект управления занятостью, работодатели через формирование спроса на рабочую силу осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и организациях посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а так же решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.13
Действуя в установленных законом рамках, служба занятости осуществляет комплексное регулирование занятости населения.
В системе регулирования рынка труда главная роль принадлежит биржа труда.
Биржа труда представляет собой специализированный государственный институт, осуществляющий посреднические функции на рынке рабочей силы и является основным элементом инфраструктуры.
Современная биржа труда – это сложившаяся, устоявшаяся структура со свойственными ей функциями:
- регистрация безработных;
- регистрация свободных рабочих мест;
- трудоустройство безработных;
- тестирование лиц, желающих получить работу;
-организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных;
- выплата пособий по безработице.14
В РФ получили развитие такие негосударственные службы, как биржа труда молодёжи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов.
На базе действующих центров
по трудоустройству, переобучению и
профориентации населения для реализации
государственной политики в области
занятости населения и
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирование трудовых споров.
Служба занятости имеет множество функций:
- дача консультаций о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
- оказание помощи работодателям в выборе необходимых работников и помощь гражданам в выборе подходящей работы;
- оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в центрах службы занятости или других учебных заведениях;
- оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
- оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
- регистрация и оказание в пределах своей компетенции помощи безработным;
- выдача в установленном в законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.
За счёт обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других уполномоченных банков формируются средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
Важнейшим аспектом государственного
регулирования рыночной экономики
является забота государства о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости населения и росте
на основе его доходов. Главное при
этом: обеспечить жёсткую координацию
решения экономических и
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Ключевым вопросом в рыночной
экономики является проблема занятости,
которая тесно связана с
Безработица обостряет напряжённость в обществе: способствует росту преступности, наркомании, алкоголизму и болезней. Поэтому от решения данной проблемы зависит процветание общества нашей страны.
Для решения проблемы занятости
и безработицы необходимо: проведение
мер, способствующих созданию условий
для более полного
Для снижения уровня безработицы и укрепления экономической мощи страны надо, чтобы государство настойчиво, твёрдо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения.
1 Федеральная служба государственной
статистики. Занятость и безработица.
// Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/
2 Душанин Т.Н. Экономика переходного периода. – М. ИМПЭ. 2001. С.278
3 Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – М. Омега-Л. 2006. С.417.
4 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М. Юрайт-Издат. 2005. С. 424.
5 Ромашов О.В. Социология труда. – М. Гардерики. 2003. С.48.
6 Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – М. Омега-Л. 2006. С.244.
7 Занятость и безработица в Российской
Федерации в июне 2012 года. // Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/free/
8 Росстат. Занятость и безработица в Российской
Федерации в августе 2012 года // Режим доступа:
http://oko-planet.su/finances/
9 Росстат. Занятость и безработица в Российской
Федерации в августе 2012 года // Режим доступа:
http://oko-planet.su/finances/
Информация о работе Современные проблемы занятости населения в Российской Федерации