Современные проблемы занятости населения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Проблемы занятости и трудоустройства должны быть в центре внимания любого современного гражданского общества и социально-правового государства. Их решение находится не только в сфере правового регулирования, но и в формирование целостного государственного механизма, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, информационные, кадровые и иные компоненты. Отсутствие такого механизма приведет к увеличению скрытых форм занятости, росту социального напряжения, массовому распространению бедности и другим негативным последствиям.

Содержание работы

Глава 1. Понятие и особенности занятости населения
1.1 Понятие и виды занятости……………………………………………..5
1.2 Проблемы занятости…………………………………………………...8
Глава 2. Методы борьбы с безработицей
2.1 Состояние рынка труда в РФ…………………………………………11
2.2 Государственное регулирование безработицы……………………...14

Файлы: 1 файл

Gumanitarno_Tanya.docx

— 71.19 Кб (Скачать файл)

Самозанятость граждан.

Это форма трудовой деятельности, осуществляемая без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя). Обычно это мелкое предпринимательство в сфере услуг и производства. Самостоятельными считаются работники, которые трудятся за свой счёт, самостоятельно организуют свою работу, владеют средствами производства, сами реализуют и отвечают за свою продукцию. К этой же категории относятся помогающие им члены семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Глава 2. Методы борьбы с безработицей

2.1 Состояние рынка труда в Российской Федерации

   Рынок труда –  совокупность экономических и  юридических процедур, позволяющих  людям обменять свои трудовые  услуги на заработную плату  и другие выгоды, которые фирмы  согласны им предоставить в  обмен на эти услуги.6

Рынок труда в России, напрямую практически не связан ни с какими другими рынками. Состояние рынка труда в России индивидуально и совершенно не похоже на другие рынки. Российский рынок труда крайне нестабилен, что мешает ему развиваться и конкурировать с другими.

Уровень безработицы в  России в июне 2012г. составил 5,4 процента. Об этом говорится в отчете Росстата.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет составила 76,4 млн. человек, или около 54 процента от общей численности населения страны.

Среди экономически активного  населения 72,2 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью  и 4,1 млн человек как безработные.

Уровень занятости населения  в июне 2012 г. составил 65,1 процента.7

По сравнению с декабрем 2011 г. в январе 2012 г. численность занятого населения уменьшилась на 965 тыс. человек, или на 1,4%, а численность  безработных увеличилась на 268 тыс. человек, или на 5,8%. По сравнению  с январем 2011 г. численность занятого населения выросла на 850 тыс. человек, или на 1,2%, а численность безработных  сократилась на 904 тыс. человек, или  на 15,5%.

По данным Росстата, общее  количество безработных в 3,8 раза выше количества безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2012 г. таковых было 1 298 тыс. человек против 1 286 тыс. человек в декабре 2011 г.

69% безработных в январе 2012 г. искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости.  Мужчины реже обращались в  службы занятости, чем женщины:  среди безработных мужчин к  помощи в службы занятости  прибегали 27,4%, среди безработных  женщин – 35%. При поиске работы  наиболее предпочтительным является  обращение к помощи друзей, родственников  и знакомых – его используют 61,3% безработных.

         Увеличилась доля застойной безработицы. Один год и более, по данным на январь 2012 г., искали работу 34,9% безработных против 32,6% в декабре 2011 г. Доля застойной безработицы среди сельских жителей составила 42%, среди городских – 30,2%. 

В общем, уровень безработицы среди сельских жителей в январе 2012 г. почти в два раза выше, чем среди горожан – 10,4% против 6,3%. Доля сельских жителей составила 39,5% от общего числа безработных.

 

 

8

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 36,8% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица).

Наличие опыта работы. В численности безработных 31,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2012г. их численность по сравнению с сентябрем 2011г. увеличилась на 53 тыс.человек, или на 4,5% и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь до 20 лет, 53,4% - от 20 до 24 лет, 15,5% - от 25 до 29 лет.

В сентябре 2012г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 17,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 23,8% (в сентябре 2011г. - соответственно 18,6% и 23,0%).

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

9

По прогнозам специалистов кадрового рынка труда в 2013 году ситуация на рынке труда значительно  не изменится. По мнению многих специалистов в этой области это хороший  признак, свидетельствующий о некой  стабильности.

 

2.2 Государственное регулирование безработицы

На сферу занятости в РФ оказывают три основных субъекта: государство (с помощью законодательной и исполнительной власти), работодатели и государственная служба занятости.

Правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы  регулирует Закон Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации».10

Гарантии государства  по реализации прав граждан в Российской Федерации, проживающих за её пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Важнейшим документом Международной  Организации Труда по вопросам занятости  и трудоустройства, имеющим для  России обязательную силу, является Конвенция  Международной Организации Труда  № 122 «О политике в области занятости» 1964г.11

          На уровень занятости воздействуют два типа государственной политики: активная и пассивная.

Активная политика занятости  включает:

- осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест;

- обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных;

- субсидирование создания рабочих мест;

- проведение мер по предупреждению увольнения работников.

Пассивная политика занятости  включает:

- выплату пособий по безработице;

- оказание материальной помощи безработным;

- выплату малоимущим гражданам товаров первой необходимости;

- организацию питания безработных в специальных столовых.12

Как второй субъект управления занятостью, работодатели через формирование спроса на рабочую силу осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и организациях посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а так же решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.13

Действуя в установленных  законом рамках, служба занятости  осуществляет комплексное регулирование  занятости населения.

В системе регулирования  рынка труда главная роль принадлежит  биржа труда.

Биржа труда представляет собой специализированный государственный  институт, осуществляющий посреднические функции на рынке рабочей силы и является основным элементом инфраструктуры.

Современная биржа труда  – это сложившаяся, устоявшаяся  структура со свойственными ей функциями:

- регистрация безработных;

- регистрация свободных рабочих мест;

- трудоустройство безработных;

- тестирование лиц, желающих получить работу;

-организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных;

- выплата пособий по безработице.14

В РФ получили развитие такие негосударственные службы, как биржа труда молодёжи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов.

На базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения для реализации государственной политики в области  занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации создана  Федеральная служба занятости.

Федеральная служба по труду  и занятости является федеральным  органом исполнительной власти, который  осуществляет функции по контролю и  надзору в сфере труда, занятости  и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирование трудовых споров.

Служба занятости имеет  множество функций:

- дача консультаций о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

- оказание помощи работодателям в выборе необходимых работников и помощь гражданам в выборе подходящей работы;

- оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в центрах службы занятости или других учебных заведениях;

- оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

- оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

- регистрация и оказание в пределах своей компетенции помощи безработным;

- выдача в установленном в законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

За счёт обязательных страховых  взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка  работающих, ассигнований при необходимости  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, добровольных взносов юридических  и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других уполномоченных банков формируются средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.

Важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики  является забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости населения и росте  на основе его доходов. Главное при  этом: обеспечить жёсткую координацию  решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости  населения в общую систему  макроэкономических расчётов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне уже на предварительных стадиях  разработки различных программ и  прогнозов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Ключевым вопросом в рыночной экономики является проблема занятости, которая тесно связана с проблемами труда, трудовых отношений и оплаты труда, не решив их, невозможно наладить экономическую трудовую деятельность.

Безработица обостряет напряжённость  в обществе: способствует росту преступности, наркомании, алкоголизму и болезней. Поэтому от решения данной проблемы зависит процветание общества нашей страны.

Для решения проблемы занятости  и безработицы необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий  для более полного использования  трудового потенциала граждан, противостоящих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер  по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий  и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения  населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и её предложении, внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.

Для снижения уровня безработицы  и укрепления экономической мощи страны надо, чтобы государство настойчиво, твёрдо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения.

Библиография

 

 

1 Федеральная служба государственной статистики. Занятость и безработица. // Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d11/3-2.htm.

2 Душанин Т.Н. Экономика переходного периода. – М. ИМПЭ. 2001. С.278

3 Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – М. Омега-Л. 2006. С.417.

4 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М. Юрайт-Издат. 2005. С. 424.

 

5 Ромашов О.В. Социология труда. – М. Гардерики. 2003. С.48.

6 Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – М. Омега-Л. 2006. С.244.

7 Занятость и безработица в Российской Федерации в июне 2012 года. // Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/157.htm

8 Росстат. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2012 года // Режим доступа: http://oko-planet.su/finances/financesnews/140418-rosstat-zanyatost-i-bezrabotica-v-rossiyskoy-federacii-v-avguste-2012-goda.html

9 Росстат. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2012 года // Режим доступа: http://oko-planet.su/finances/financesnews/140418-rosstat-zanyatost-i-bezrabotica-v-rossiyskoy-federacii-v-avguste-2012-goda.html

Информация о работе Современные проблемы занятости населения в Российской Федерации